4 мин.

Сезон клевера

Финал главного регбийного еврокубка таил в себе, пожалуй, только одну неприятность – трудно придумать две другие команды со столь похожими на слух названиями. И от комментаторов потребовалось все мастерство по части дикции, чтобы телезрители окончательно не запутались. В остальном схватка свежекоронованного чемпиона Англии – «Лестер Тайгерс» – и ирландского «Лейнстера», сумевшего в блестящем стиле обыграть предыдущего обладателя Кубка Хайнекен, обещала быть крайне любопытной.

Впрочем, после ярких полуфиналов ожидать чего-то более драматичного было сложно. «Лейнстер» перед рекордной аудиторией, потеряв еще во встрече с «Мюнстером» основного десятого номера Контепоми (выбыл из-за травмы на полгода), не позволил «красным» создать хотя бы одну попытку.

Англичане, в свою очередь, устроили совершенно небывалый триллер, заработали две желтые карточки в самом конце матча и позволили «Кардиффу» буквально за пару минут отыграть 14 очков. Дополнительное время оказалось скупым на события, и судьба матча впервые решалась в серии 22-метровых «пенальти».

Но если в игре с круглым мячом бить по воротам умеют все, то в регби это удел немногих – в сущности, получилось так, как если бы футболисты по очереди занимали место в воротах. По ходу серии удары становились все менее убедительными, пока наконец Мартин Уильямс не промахнулся, а Крэйн забил — и так «Лестер» оказался в финале, на 67-тысячном «Мюррейфилде», заполненном до отказа людьми в синем и бело-зеленом.

Нервы в этой игре оказались оголены с самого начала. Грубо ошибались и те, и другие – не от недостатка класса, а из-за чрезмерной ответственности. Мяч вырывался из рук, скакал по газону, словно гальванизированный напряжением игры. Передачи доставались сопернику, а игроки временами поскальзывались и падали без постороннего вмешательства.

Только со второго раза сумел преодолеть волнение Дюпуи, полузащитник схватки английских «тигров», которому доверили бить пенальти – в предыдущей игре он трижды промахивался с подставки. Чуть ли не карикатурного вида француз, национальность которого ясна с первого взгляда, в целом выдал прекрасный матч, смело бросался в прорыв между огромных соперников и после первой неудачи забил все, что было возможно.

Но свои герои нашлись и в Ирландии – там их дефицита никогда не наблюдалось. Первым отличился, конечно же, Брайан О’Дрисколл, фирменно пробивший с игры по воротам. Его примеру последовал Джонатан Секстон -дроп-гол с весьма приличного расстояния и под солидным углом, в ситуации, когда мало кто решился бы на удар.

О 23-летнем Секстоне, пожалуй, нужно рассказать поподробнее. Именно он заменил Контепоми в полуфинале и отыграл тогда блистательно, зрело и отчаянно. Перед финалом полузащитник излучал уверенность: «Мы выиграем этот матч, это предрешено», и его слова не разошлись с делами. Джонатан дирижировал атакой, постоянно выбирал самые острые продолжения. Еще несколько таких матчей, и Ронан О’Гара с его улыбкой и точностью робота может столкнуться в сборной Ирландии с реальной конкуренцией.

Вообще, весь первый тайм игру вел «Лейнстер», превосходя соперника и по владению мячом, и территориально. Однако защита англичан во главе с двумя аргентинскими столбами действовала образцово, каменея непроходимой стеной иногда буквально на самой границе зачетной зоны.

А когда карточку получил Дженнингс, соотношение сил резко изменилось и численное преимущество очень быстро превратилось в реализованную попытку. 13:9 в пользу «Лестер Тайгерс», причем сразу после перерыва, когда составы еще не успели уравняться, преимущество «полосатых» достигло семи очков после очередного забитого пенальти.

Матч нужно было спасать. Счастлива та команда, в которой есть человек, от которого всегда можно ожидать подвига. Дважды в течение одной атаки О’Дрисколл чуть было не вырвался на простор зачетного поля, и во второй раз его в этом сумел поддержать Хислип. Секстон был точен. 16:16 – запахло очередной послематчевой серией.

Играть оставалось еще 30 минут. Было понятно, что по такой насыщенной игре вряд ли удастся избежать хотя бы одного пенальти. Собственно, так и произошло. На 52-й минуте Секстон промахнулся, зато на 70-й его удар, «облизав» штангу, все-таки оказался точен — и Джонатан понесся по газону, словно мальчишка, высунув язык от радости. Наверное, он уже понимал, что этот удар стал для него самым важным в карьере.

В оставшееся время «Лестер» был бессилен. Ни обладатель мощнейшей челюсти Туилаги — один из шести самоанских братьев-«тигров», ни юркий Дюпуи, ни опытнейшие форварды во главе с суперветераном Уайтом не сумели хотя бы заставить оппонентов нарушить правила. На последних секундах на половине «Лейнстера» все же прозвучал свисток — Секстон даже закрыл руками лицо от волнения, но тут же понял, что бить пенальти придется ему, а не сопернику, и с огромным удовольствием направил мяч за боковую. Это был его матч, и получилось весьма символично, что именно ему выпало его закончить.

«У нас и раньше было много талантливых игроков — семь, восемь, девять лет назад, — вспоминает поднявший после матча кубок над головой Лео Каллен, капитан ирландской команды. — Но с приходом на тренерский пост Майкла Чейка вся организация игры постепенно вышла на совершенно другой уровень. Его заслуга огромна. Надеюсь, эта победа станет краеугольным камнем наших успехов в течение долгих лет».

Как же похожи эти слова на те, что звучали после мартовского триумфа сборной Ирландии в Кубке шести наций, когда команда Диклена Кидни наконец сделала то, что от нее ждали десятилетиями. Дублину в этом году досталось на редкость много свежих и приятных ощущений — «Лейнстер» ведь раньше не попадал даже в финал.

«Последние годы нам часто было довольно тяжело, — произнес после матча Каллен. — Но когда тебе досталось немало боли и разочарований, дни вроде этого становятся только прекраснее».

И в этом вся Ирландия.