5 мин.

Мои черничные флопы

Гонконгский режиссер Вонг Кар-Вай любим людьми с бешеным ритмом жизни. Всем им иногда хочется оказаться в тихом месте, расслабиться и погрузиться в мир, в котором правит подтекст. Самый известный фильм Кар-Вая – «Любовное настроение» – предлагал именно это: неспешное действие, сдержанные эмоции, неопределенность отношений и приятное понимание того, что люди лучше, чем кажутся... Окунувшись в эту атмосферу, завтра можно с новыми силами биться за пункты контрактов и увольнять нерадивых сотрудников, проектировать коттеджные поселки и ставить большие ставки на ривере.

Сюжет фильма незамысловат. Робкая девушка Элизабет тяжело переживает измену любимого, изливает душу бармену/повару/владельцу забегаловки по имени Джереми, явно к нему привязывается, доедает черничный пирог и отправляется в путешествие по стране с целью разобраться в приоритетах. Путешествие разбивается на два эпизода, из которых читателей журнала о покере должен заинтересовать второй – в нем Бет знакомится с молодой девушкой, профессионально играющей в покер, и даже ссужает ей две тысячи долларов, отложенные на черный день. Убедившись на чужих примерах, что бегство от любви ничего хорошего не несет, она возвращается в Нью-Йорк и заканчивает фильм в объятиях Джереми.

Главная героиня, которую играет джазовая певица Нора Джонс (дочь легендарного Рави Шанкара) – персонаж не слишком запоминающийся. Впрочем, ей дали не так уж много шансов запомниться – большую часть времени она с широко открытыми персидскими глазами внимает игре звезд Голливуда. Неудивительно, что значительно больше пишут об исполнительнице другой женской роли, профессиональном игроке Лесли, которую сыграла Натали Портман.

Встреча девушек происходит в убогом казино то ли в Аризоне, то ли в Неваде. Элизабет работает там официанткой, Лесли обдирает местных ковбоев за покерным столом. Настроение у нее приподнятое.

– Эй, Алоха, ты не дал официантке на чай, – обращается Лесли к плотному мужчине в гавайской рубахе, только что проигравшему ей солидный банк.– Платить обслуге – не мое дело, – замечает тот. – Так не пойдет. В покере надо выбирать: ты или жадный, или удачливый! – Лесли подзывает к себе Элизабет и протягивает ей одну из фишек. – Держи, это тебе от мистера Алохи. Не беспокойся, он со мной рассчитается...

Героиня Натали Портман явно не погрешила против истины: бережливых чемпионов в мире покера можно пересчитать по пальцам. Дэн Хэррингтон... Грег Рэймер... кто еще? Зато среди игроков в покер немало лудоманов, миллионные выигрыши которых идут на оплату долгов и безнадежные ставки на тотализаторе. Как писал Дойл Брансон, чтобы выигрывать в покер, нужно забыть о деньгах. И лучше всего это получается у тех, кто не вспоминает о деньгах и после игры.

Вскоре приходит время первой из двух раздач фильма.

Бэд-бит. Посвящается Сергею «Gipsy74» Рыбаченко

В игре Лесли и «Алоха». Мы видим флоп: K♠68. Лесли делает большую ставку. «Алоха» идет олл-ин на полторы тысячи долларов.– У тебя сильное дро? – спрашивает Лесли. – Если да, то у тебя есть шансы. В противном случае тебе конец. Я коллирую.

Девушка открывает карты: у нее K♣K. У ее противника 74: флеш-дро и дырявый стрит. Тут сценарист заставляет героиню Портман совершить ошибку. – 11 аутов дважды, – вслух считает Лесли, – предлагаю сделку: я забираю из банка 1000, ты – 600, на остальные играем.

Непонятное человеколюбие! Не поленитесь заглянуть в любой покерный калькулятор: шансы устоять у сета королей заметно выше, чем 10 к 6. Но мужчина в гавайке гордо отказывается – он в тильте и хочет рискнуть. Его ставка на флопе, кстати, вполне допустима: у него почти равные шансы против старшей пары, не говоря уже о том, что немногие руки заколлируют такой олл-ин.

На терне приходит K. Все кричат, Лесли победоносно глядит на противника. Тот насупившись предлагает открыть ривер. И, конечно, ему открывают единственный аут – 5. Кстати, не первый ли это фильм, где на экране показан подсчет аутов? Решения в кинопокере все меньше зависят от вовремя замеченного подергивания левого века... «Алоха» загребает огромный банк. Лесли встает из-за стола и выходит на свежий воздух.

Не найдя, у кого занять денег, она обращается к Бет.

– Я бью здешнюю игру. Все противники легко читаются. И только удачу нельзя победить, – объясняет она свой проигрыш наивной официантке. Та ссужает ей все накопления – чуть более двух тысяч – под треть от будущих выигрышей. В случае поражения Лесли обещает отдать ей свой «Ягуар».

Героиня Портман возвращается в казино и принимается за работу. И приходит время второй раздачи, развязку которой мы не видим.

Кулер или джекпот? Посвящается Майку Макдермотту

В этой раздаче игрокам также не удается проявить мастерство розыгрыша после флопа, поскольку они мгновенно задвигают все фишки в центр стола. Флоп J9♠9, и у Лесли A♣9♣. Именно с такими картами Майкл Макдермотт проиграл все свои деньги Тедди КГБ в начале фильма Rounders!

Лесли делает ставку, и ее соперник вновь идет олл-ин. Лесли коллирует. Окончание раздачи не показано, но воображение уверенно дает «Алохе» карманную пару валетов...

Проиграв весь банкролл, девушки отправляются в Лас-Вегас. В этом прекрасном городе у Лесли живет отец – покерный профессионал высшей категории, научивший ее читать (противников), считать (ауты) и никому не доверять. Встречаться с ним она, впрочем, ужасно не хочет, хотя занять денег больше не у кого. И когда ей звонят из больницы и сообщают, что отец при смерти, ее сдержанная реакция шокирует Элизабет:– Он все время умирает! Папа просто заманивает меня в ловушку, хочет, чтобы я его навестила.

Увы, Лесли сама запуталась в уровнях мышления. И когда в Вегасе выясняется, что ее отец на самом деле скончался, потрясение оказывается велико... Ее слезы не похожи на сожаление игрока, неправильно прочитавшего блеф оппонента. Впрочем, маленькую победу под занавес фильма она одерживает.

– Я сказала тебе, что проиграла все деньги... Видишь ли, это не совсем так. Я обчистила их до нитки. А солгала, чтобы проверить, есть ли предел у человеческой наивности...

Так Бет остается без «Ягуара», но получает взамен свои две тысячи с неплохими дивидендами, приобретает машину и отправляется обратно в Нью-Йорк, вооруженная пониманием того, что беспредельная наивность – не самое бесполезное качество в жизни. Главное при этом не садиться за покерный стол.

Далекий (предположительно) от покера Кар-Вай в коротком эпизоде назвал двух опаснейших врагов профессионального игрока – плохой банкролл-менеджмент и чрезмерная уверенность в своей способности «прочитать» любую ситуацию как за игровым столом, так и в жизни... Портрет Лесли, написанный режиссером, получился неожиданно достоверным.