4 мин.

По дорогам Эльзаса

«Тур де Франс» – огромная экскурсия по Франции. За три недели караван проезжает по всей стране, захватывая Эльзас, Прованс, Лангедок и даже Бретань. В 2006 году «Большая петля» закручена против часовой стрелки: гонка стартовала на востоке в Страсбуре, потом через Бельгию и Люксембург прошествует на северо-запад – вплоть до самого Лорьяна. Затем на юг, где гонщиков ждут Пиренеи и Альпы – именно в горах традиционно определяется победитель «Тура». Но сейчас только первая неделя, до гор еще далеко, и пелотон едет по равнине. Первые этапы – это добыча быстрых финишеров.

«Тур де Франс» – чертовски сложная штука. Прежде всего, это в высшей степени командный вид спорта. Каждая команда состоит из девяти человек, и дисциплина тут не хуже, чем на военном корабле. Есть капитан – как правило, это претендент на высокое место в общем зачете, есть его помощники в горах и на равнине, есть спринтерская команда. Однако главный человек – это менеджер, тактик и стратег в одном лице. Именно он решает, кому из гонщиков отправиться в отрыв, а кому подвести партнерам воду и продукты. Победа на «Тур де Франс» – это всегда победа команды, а не одного человека, пусть даже такого великого, как Лэнс Армстронг.

У человека, не знакомого со спецификой профессионального велоспорта, может возникнуть вопрос: о каких спринтерах вообще идет речь? Каждый день гонщики проезжают по 200 километров – ничего себе спринт! Дело в том, что на равнинных этапах велосипедисты приезжают на финиш общей группой, и вот тут на первый план выходят люди, способные проехать последние 100-200 метров с максимальной скоростью. Это называется «вырезать финиш». Такие умельцы ценятся на вес золота. Лучшие спринтеры мира – Алессандро Петакки, Эрик Цабель, Том Бонен, а раньше Марио Чиполлини или Джамолидин Абдужапарров – пользуются не меньшей популярностью, чем победители общего зачета.

Разумеется, не все согласны с тем, что судьба этапа решается на самом финише. Каждый день отважные смельчаки уезжают в отрывы, пытаясь добиться превосходства над основной группой. Но в первые дни пелотон еще свеж, и команды, имеющие в составе мощных финишеров, редко позволяют беглецам скрыться от погони. На втором этапе от Обернаи до Эш-сюр-Альцетт немецкий гонщик Маттиас Кесслер из команды «Т-Мобиле» еще за 150 метров до финиша сохранял лидерство, но затем был буквально сметен лавиной пелотона. Победа на этапе «Тур де Франс» – великое достижение, и претендентов тут гораздо больше, чем вакансий.

Когда группа подъезжает к финишу, в ее рядах тут же начинаются перестроения. Хорошо, когда у тебя есть резкий и быстрый финишер, но ведь надобно его еще и вывести на оперативный простор. В группе 200 человек, и уж если тебя затерли где-нибудь в середине, то на белый свет ты уже не выберешься. Поэтому помощники Цабеля, Макюэна, Бонена организуют эдакий мини-поезд, последним колесом в котором и едет главный человек. Сначала его необходимо удачно разместить в головке группы, а потом, перед самым финишем – еще и раскатить. Один, второй, третий – и наконец перед спринтером не остается уже никого. Дальше – чистая скорость, сила мышц и жесткая контактная борьба колесо к колесу. Нередко победителя определяет только фотофиниш.

Победа в первом этапе неожиданно для многих досталась французскому гонщику Джимми Касперу из команды «Кофидис». Робби Макюэн и Эрик Цабель так караулили друг друга, что совершенно забыли о Каспере – весьма известном французском финишере. Победа француза, да еще и на первом этапе, – что может быть лучше для болельщиков. Французский велоспорт в жестоком кризисе, и фанаты уже привыкли к тому, что доминируют на «Туре» американцы, итальянцы, испанцы, немцы – кто угодно, только не хозяева.

Правда, уже на следующем этапе Каспера затерли где-то в серединке, и за победу сражались все тот же Макюэн и Том Бонен из Бельгии – лучший спринтер 2005 года и победитель пролога Тор Хусховд. Мощный Бонен очень хотел победить, но маленький и юркий австралиец оказался проворнее. Победа принесла Макюэну не только солидные призовые, но и зеленую майку самого активного гонщика. На каждом этапе разыгрывается не только главный финиш, но и несколько промежуточных. За призовые места начисляются очки, и в конце соревнования обладатель наибольшего их количества признается самым активным гонщиком «Тур де Франс». Это звание – верх карьеры любого спринтера.

Главные действующие лица «Тур де Франс» 2006 пока в тени. Их время еще не наступило.

«Тур де Франс». Второй этап. Обернаи – Эш-сюр-Альцетт, 228,5 километра.

1. Р. Макюэн (АВЛ, «Давитамон-Лотто») – 5:36.14

2. Т. Бонен (БЕЛ, «Квик-Степ»)

3. Т. Хусховд (НОР, «Креди Агриколь»)

4. О. Фрейре (ИСП, «Рабобанк»)

5. Д. Беннати (ИТА, «Лямпре-Фондиталь»)

6. Л. Паолини (ИТА, «Ликигаз»)

7. С. О´Грэйди (АВЛ, «Си Эс Си»)

8. Б. Айзель (АВС, «Франсез де Же»)

9. Э. Цабель (ГЕР, «Мильрам»)

10. П. Вролих (АВС, «Герольштайнер»)

…26. А. Бочаров (РОС, «Креди Агриколь»)

…87. Д. Меньшов (РОС, «Рабобанк»)

…95. В. Карпец (РОС, «Ильес Балеарс») – у всех время победителя

…160. В. Екимов («Дискавери Чэннел») – отставание 3.54

Общий зачет

1. Т. Хусховд (НОР, «Креди Агриколь») – 9:54.19

2. Т. Бонен (БЕЛ, «Квик-Степ») – отставание 0.05

3. Р. Макюэн (АВЛ, «Давитамон-Лотто») – 0.08

4. Д. Хинкейпи (США, «Дискавери Чэннел») – 0.10

5. Д. Забриски (США, «Си Эс Си»)

6. С. Ланг (ГЕР, «Герольштайнер»)

7. А. Вальверде (ИСП, «Ильес Балеарс»)

8. С. О´Грэйди (АВЛ, «Си Эс Си») – у всех 0.16

9. М. Роджерс (АВЛ, «Т-Мобиле») – 0.18

10. П. Савольдели (ИТА, «Дискавери Чэннел») – 0.20

…13. В. Карпец (РОС, «Ильес Балеарс») – 0.22

…53. Д. Меньшов (РОС, «Рабобанк») – 0.38

…103. А. Бочаров (РОС, «Креди Агриколь») – 0.51

…151. В. Екимов («Дискавери Ченнел») – 4.23

Кирилл ДЕМЕНТЬЕВ