6 мин.

Аликин в Стране Чудес

ГЕРОИ

Михаэль Грайс стал обладателем большого Хрустального глобуса и малого – в спринтерском зачете. Тем не менее этот сезон немец вряд ли может занести себе в актив. После трех олимпийских побед в Турине Микки откровенно не усердствовал. Мерилом его реальной силы стали даже не многочисленные кубковые очки, а золото в масс-старте на чемпионате мира. Что собой представляет голодный до успехов Грайс – гремучую смесь дистанционной скорости, точной стрельбы и фантастического упорства – все увидели в Антерсельве.

Андреа Хенкель, как и ее соотечественник, будет теперь изучать географию по большому Хрустальному глобусу. Для этого ей пришлось изрядно постараться на заключительном этапе в Ханты-Мансийске. Анна-Карин Олофссон и Кати Вильхельм преследовали буквально по пятам, но удача в итоге улыбнулась Хенкель. Ее отрыв от соперниц можно измерить микроскопом (7 очков), но и такой считается. У женщин, в отличие от мужчин, никому не удалось ровно пройти турнирный марафон. До чемпионата мира блистали Олофссон и Линда Груббен, затем пришел черед Хенкель, Мартины Глагов и Магдалены Нойнер.

Оле-Эйнар Бьорндален погнался за двумя зайцами – с винтовкой и без. Пока с оружием в руках у норвежца получается заметно лучше. На лыжном чемпионате мира, который пятикратный олимпийский чемпион мечтает выиграть добрую половину карьеры, ему вновь не повезло. Даже Ларс Бергер, никудышный стрелок и спринтер под настроение, утер Бьорндалену нос неожиданной победой на «пятнашке» свободным ходом. В эстафету Оле Лукойе не попал, на биатлонном чемпионате довольствовался двумя золотыми наградами и малым Хрустальным глобусом в масс-старте. Для него – это сущая мелочь. Впрочем, этот сезон не открыл для Бьорндалена новых соперников, кроме себя самого. Он по-прежнему сильнее всех – когда в тонусе и не грезит успехами в лыжах.

Анна-Карин Олофссон в День смеха будет не только веселиться, но и задумается о будущем. 1 апреля ей исполнится 34 года, по биатлонным меркам – настоящий ветеранский возраст. Молодежь подпирает, а до Олимпиады в Ванкувере еще три года. Но Олофссон не торопится уходить и правильно делает. В прошедшем сезоне шведка в очередной раз доказала, что ей есть к чему стремиться. В частности, она выиграла золото чемпионата мира в смешанной эстафете и малый Хрустальный глобус в спринте.

Кати Вильхельм в свой самый противоречивый сезон выиграла два малых Хрустальных глобуса – в преследовании и масс-старте. Этот год ознаменовался для нее отсутствием побед. Фатальное невезение исчезло только в эстафете на чемпионате мира, но в целом трехкратная олимпийская чемпионка предпочла остаться в тени. Стоит ли ее за это упрекать? Боже упаси! Просто послеолимпийский сезон Кати провела в свое удовольствие.

Дмитрий Ярошенко единственный из россиян стал обладателем малого Хрустального глобуса – в преследовании. При этом – парадокс! – так и не выиграл ни одной гонки. Не будем, однако, забывать, что это первый сезон биатлониста с Камчатки в элите мирового биатлона. Свою главную медаль Ярошенко завоевал в эстафете на чемпионате мира, блестяще пройдя третий этап.

НАШИ

Николай Круглов триумфально открыл для России спортивный год. В присутствии невесты он с легкостью обставил Бьорндалена на самом престижном этапе в немецком Оберхофе. Круглов выиграл там все: спринт, преследование и ярко, в гордом одиночестве, финишировал с российским флагом в эстафете. Жаль, что после тех побед Николай как-то незаметно отошел в тень. Только на чемпионате мира в эстафете он вновь напомнил о себе.

Екатерина Юрьева стала светлым пятном на фоне провального выступления женской сборной России. В первой же гонке на этапе в Эстерсунде она замкнула пятерку, а затем, вплоть до Оберхофа, ничем не напоминала о себе. То, что случилось на немецкой трассе – лучше не ворошить в памяти. Эта история уже давно стала притчей. Катя дебютировала в эстафете, напортачила со стрельбой, с досады пустилась в рев и перепутала финишные ворота. Психологическое испытание Юрьева выдержала на «отлично» и уже в Антерсельве на равных боролась с Вильхельм, Груббен и Хенкель. Ей бы еще подтянуть скорость и выносливость... Первые победы пришли к Юрьевой в конце сезона – в Лахти и Холменколлене.

Максим Чудов прогрессировал – и это главный оптимистический вывод сезона. Он по-прежнему может не выбить ни одной мишени и бежать впереди паровоза. Но в большинстве случае Максим старался подходить к стрельбе рационально, на оптимальном пульсе. На чемпионате мира он выиграл две медали – серебро в пасьюте и золото в эстафете. Последняя награда – компенсация за недоверие тренеров в олимпийском Турине. Тогда Чудов сильно переживал, что не отобрался в квартет.

ОТКРЫТИЕ

Магдалена Нойнер – главная звезда современного биатлона. Ее улыбка и непосредственность вернула к телеэкранам и на трибуны тысячи мужчин, которые долго переживали уход другой примы Лив-Грете Пуаре. Бундестренер Уве Мюссиганг, как и все остальные, не ожидал от своей подопечной такой прыти: «Думал, Магдалена заявит о себе, но чтобы так… Честно, не верил. Да и сейчас не верю». Нойнер отметила в Антерсельве 20-й день рождения. В столь нежном возрасте никто так ярко не дебютировал: три золота на чемпионате мира и пять побед в Оберхофе, Холменколлене и Ханты-Мансийске.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

Женская сборная России в отсутствии олимпийских чемпионок Альбины Ахатовой, Светланы Ишмуратовой и Ольги Зайцевой, у которой на днях родился сын, не смогла предъявить весомых козырей немкам, француженкам, норвежкам и даже китаянкам. Состав, собранный со страны по нитке, получился опытным – в обоих смыслах этого слова. Можно вспомнить, конечно, успех Ирины Мальгиной в Эстерсунде, эстафетные победы в Хохфильцене и Рупольдинге, но в памяти почему-то застряли провалы на чемпионате мира, особенно в смешанной эстафете. Кроме бронзы Натальи Гусевой в спринте, вспомнить просто нечего.

СОБЫТИЕ

Рафаэль Пуаре и Рикко Гросс завершили карьеру. Ушли люди, которые олицетворяли биатлон 90-х. Ностальгия – вот какое чувство будет овладевать нами на старте следующего сезона. Низкий поклон ветеранам. Гросс мечтал дойти до чемпионата мира и сдержал обещание, завоевав на прощание бронзу в эстафете. Пуаре выдал грандиозный финишный отрезок, вместивший победы в Антерсельве, Лахти и Холменколлене.

ТЕНДЕНЦИЯ

Победная поступь немок была не так заметна до Нового года, когда время от времени бразды правления в свои руки брали Олофссон и Груббен. Но на чемпионате мира и до конца сезона на снежных трассах царили исключительно подопечные Уве Мюссиганга. Старый волк не прогадал, подвел команду в сумасшедшей форме к кульминационному моменту сезона, открыл миру Нойнер и психологически реанимировал после травм Хенкель и Глагов.

ЭТАП ГОДА

Оберхоф стал торжеством российского мужского биатлона. Случилось то, о чем долго мечтал Владимир Аликин, возглавивший команду накануне сезона. Если бы россияне весь год выступали так блестяще, как на немецких трассах в присутствии 80 тысяч зрителей, то никакой Бьорндален не стоял бы рядом.

ГОНКА ГОДА

Мужская эстафета на чемпионате мира пролила бальзам на душу российским любителям биатлона. Наши парни победили впервые за последние семь лет. Если не брать в расчет победу в Лахти-2000, на этапе Кубка мира, куда была перенесена эстафета из норвежского Холменколлена, то мы не знали больших побед одиннадцать лет.

ЦИТАТА ГОДА

«Аликин у нас как источник энергии, как Red Bull. В прошлые годы в сборной совсем другая атмосфера была. У каждого свой вектор, и если вдруг они пересекались, то сразу возникали конфликты… Аликин – человек открытый и честный, никогда исподтишка пакость не сделает. Он ни разу не жаловался, что ему денег не платят, а получает он каких-то 6000 рублей. Кроссы с нами бегал… Прежде, бывало, выходишь на тренировку с одной мыслью: чтобы она скорее закончилась. С Аликиным все по-другому», – чемпион мира Дмитрий Ярошенко в интервью журналу «PROспорт» раскрыл методы работы старшего тренера мужской сборной Владимира Аликина.

ЦИФРА ГОДА

110 дней – с ноября по март – длился международный сезон. За это время биатлонисты участвовали в девяти этапах Кубка мира и чемпионате мира, пробежали в общей сложности 26 индивидуальных гонок и четыре эстафеты, намотали более 350 километров, преодолели около ста огневых рубежей и израсходовали на них более пятисот патронов.