4 мин.

Старая песня о главном

Казалось, совсем недавно – всего-то два года назад – Ассоциация команд «Формулы-1» пошла на мировую с президентом ФИА Максом Мосли и супремо Берни Экклстоуном, подписав новый Договор согласия. Однако время течет невероятно быстро – в конце 2012-го срок действия нынешнего соглашения завершится, и, разумеется, противоборствующие стороны уже начали действовать.

В конце прошлого года идейный лидер команд и президент «Феррари» Лука ди Монтеземоло намекнул, что если Берни не увеличит выплаты конструкторам (сегодня конюшни получают 50 процентов от всей прибыли «Формулы-1»), то после сезона-2012 Скудерия может покинуть чемпионат:

«Формула-1» – в наших сердцах и умах, но мы не хотим чувствовать себя здесь как в тюрьме. В конце 2012 года истекают наши контракты с владельцами «Ф-1», и тогда мы подумаем, что делать.

Конечно, можно продолжить сотрудничество с CVC, но, теоретически, мы можем найти и другого промоутера. Да, бренд «Формула-1» очень важен, но мы можем существовать и без него. Договариваться с телевидением и владельцами трасс не так уж и сложно».

Забавно, но предыдущая «попытка» ФОТА организовать альтернативный чемпионат с треском провалилась: 18 июня 2009 года Ассоциация выпустила специальный релиз, в котором пообещала, что «все гоночные звезды, бренды, команды и главные спонсоры будут представлены в новой серии», однако спустя шесть дней руководители конюшен приняли решение остаться в «Ф-1», а еще через пару месяцев поставили подписи под новым Договором согласия.

Болельщики со стажем наверняка помнят, что «Феррари» неоднократно грозилась покинуть «Формулу-1», но своих обещаний ни разу не выполнила – ни в эпоху великого Комендаторе, ни при ди Монтеземоло – традиционно заявления Скудерии направлены лишь на то, чтобы выторговать для себя, а в новейших случаях – и для своих соратников, определенные выгоды.

Лука все это прекрасно помнит, и понимает, что на создание и раскрутку нового чемпионата потребуется много времени и денег (и нет никакой гарантии, что владельцы автодромов будут платить конюшням такие же баснословные деньги, какие они сейчас отдают Экклстоуну). Кроме того, автоконцерны и команды слишком жадны или бедны (в случае маленьких коллективов), чтобы прожить годик-другой без прибыли.

Вот почему новое заявление ди Монтеземоло является не таким требовательным:

«Феррари» продолжит выступать в «Формуле-1» до тех пор, пока этот спорт дает нам возможность развивать технологии для производства машин».

Впрочем, идея создания «Чемпионата мира Гран-при» или любой подобной серии еще не мертва. Говорят, не только Скудерия имеет определенные виды на альтернативный чемпионат – по сторонам поглядывают боссы «Мерседеса» и некоторые другие представители ФОТА. В частности, в документах конюшни из Брэкли при определении некоторых терминов имеются интересные отсылки к новой гоночной серии: «Кубок конструкторов» – это соревнование «Кубок конструкторов «Формулы-1» под эгидой Международной автомобильной федерации» (или альтернатива того же калибра – соревнование под эгидой Ассоциации команд «Формулы-1»)».

Разумеется, подобные отсылки ясно намекают на планы ФОТА организовать новую серию, но вряд ли это произойдет в ближайшее время.

Во-первых, сегодня конструкторы не могут прожить без Берни – у англичанина сильные и обширные связи, а его деловая хватка считается чуть ли не легендарной.

«Хочу прояснить, присутствие Экклстоуна – наш приоритет. Чемпионатом не могут управлять люди из финансовой сферы. Нам нужен опытный, надежный человек, с которым можно поговорить о будущем гоночной серии», – говорил зимой ди Монтеземоло.

Можете себе представить, чтобы Берни бросил собственноручно организованный бизнес ради работы с командами, которые почти всю прибыль хотят забирать себе?

Во-вторых, даже если переговоры между ФОМ, ФИА и ФОТА зайдут в тупик, последним будет сложно заняться организацией собственного чемпионата. Согласно текущему Договору согласия, Ассоциация просто не имеет права заниматься промоушном новой серии ни в устной, ни в письменной, ни в какой-либо другой форме до завершения последней гонки «Формулы-1» 2012 года. Кроме того, контракт с «Формулой-1» подразумевает, что до 1 января 2012-го конюшни не могут вести переговоры с владельцами трасс и телекомпаниями.

Получается, в январе следующего года у ФОТА появится возможность заняться контрактами, а начать привлекать на свою сторону зрителей удастся лишь за пару месяцев до старта первой альтернативной гонки (если та пройдет весной).

Реклама 18+

Условия хоть и выполнимые, но довольно сложные. ФОТА, конечно, может попытаться заняться новым чемпионатом, только выгоднее просто выторговать у Экклстоуна новые условия в контракте.

В свою очередь Берни, как обычно, в игре и торговле с командами использует кнут и пряник. С одной стороны, он пугает ФОТА возможной продажей «Формулы-1» (это слухи, но мгновенная реакция Экклстоуна на них говорит о том, что он прекрасно знал о появлении подобных новостей еще до их публикации), с другой – намекает командам о хороших доходах в будущем: пока коллективы не готовы перейти за рубеж 20 гонок в сезон, англичанин добивается большей прибыли за счет замены текущих этапов в календаре, убирая из чемпионата малоприбыльные трассы и заменяя их богатыми.

Кстати, таким образом Берни выполняет «черновую», непопулярную у болельщиков работу – в том случае, если команды в альтернативном чемпионате самостоятельно займутся составлением календаря, им придется столкнуться с гневом фанатов. Пока же подобными вещами занимается Берни – именно он в представлении зрителей будет считаться главным злом, несмотря на то, что «белые и пушистые» конюшни, по сути, преследуют ту же цель, что и промоутер серии – добывать больше денег.

Сегодня идея собственного чемпионат ФОТА не кажется совсем утопичной, но у команд нет веских причин покидать «Формулу-1». Как всегда все просто сходится на цене вопроса.