15 мин.

Городские страсти

Накануне третьего этапа серии «Индикар» в общем зачете сложилась весьма любопытная картина – Уилл Пауэр и Дарио Франкитти, в доминирующем стиле одержавшие по одной победе, уже создали себе некоторый задел, который мог позволить им избрать консервативную тактику, дабы не рисковать потерей очков на ранней стадии сезона. У их партнеров ситуация абсолютно противоположная – отставание столь велико, что необходимо отыгрываться прямо сейчас – на уличной трассе в Лонг-Бич. При этом, памятуя о бесконечных желтых флагах в Сент-Питерсберге, каждый пилот понимал, что не застрахован от чужих ошибок.

В Лонг-Бич Пауэр выиграл третью квалификацию в трех этапах сезона, тогда как Франкитти и Диксон остались лишь на четвертой линии стартовой решетки. Кастроневеш квалифицировался шестым, а Райан Бриско – только двенадцатым. Все это в комплексе обещало взрывоопасный старт гонки, в которой отбойники стоят вплотную к треку.

Но реальность оказалась скучнее – на первых 23 кругах в первой дюжине не происходило вообще никаких событий. Самым активным гонщиком на трассе был Себастьян Бурдэ, понемногу отыгрывавший позиции после квалификации на 21 месте. Зато на 24 круге начались события, оказавшие влияние на всю последующую логику гонки.

В финальной шпильке трассы Хелио Кастроневеш развернул Джастина Уилсона, поменяв пятую позицию британца на тринадцатую, а Тальяни и Бриско отправились в боксы. Кругом позже в том же самом вираже Пол Трейси повторил «подвиг» бразильского коллеги и поставил поперек трассы болид Симоны де Сильвестро – судьи выбросили желтые флаги.

Весь пелотон отправился в боксы, кроме тех гонщиков, что уже дозаправились. В то время как Тальяни и Бриско устраивались на первых местах, Марко Андретти впечатал в пит-уолл Бурдэ. Сложно назвать этот эпизод ошибкой Марко, скорее это пример вопиющей невнимательности – внук чемпиона всего, что только можно, ехал по пит-лейн так, будто Бурдэ вообще не существует. Для обоих гонка оказалась закончена, и Себастьян в нецензурной форме поинтересовался, как такое могло произойти.

Бриско блестяще принял рестарт, мгновенно опередив Тальяни, тогда как сам Алекс пропустил вперед еще и Хантер-Рэя с Пауэром. По ходу следующих двадцати кругов новый лидер привез своим преследователям несколько секунд и комфортно контролировал гонку, Пауэр стабильно держался в полутора секундах от Хантер-Рэя.

Вторая волна дозаправок прошла под зеленым флагом – одним из первых на пит-стоп отправился Райан Бриско, но по окончании цикла австралиец уверенно вернулся на первое место. Пауэр, благодаря лишнему, относительно Хантер-Рэя, кругу на трассе отыграл одну позицию, но гонщик «Андретти» вернул себе второе место отчаянной атакой с перетормаживанием и дымом из-под покрышек.

Тем временем в другом повороте не менее отчаянную атаку затеял Эрнесто Визо – венесуэлец попытался по внешней траектории в скоростном повороте опередить Данику Патрик. Ширины трассы в этом месте не хватило для двух машин, и переднее правое колесо болида Даники соприкоснулось с задней левой шиной Визо, отправив того задом в стену.

Спустя еще пару минут Джастина Уилсона развернуло в 90-градусном восьмом повороте, и судьи все-таки решились выбросить желтые флаги. На рестарте Пауэр сразу же начал прессинговать Хантер-Рэя в борьбе за второе место и даже обозначил атаку по внешней траектории на входе в первый поворот и… тут же получил удар сзади от партнера по команде! Хелио Кастроневеш промахнулся мимо точки торможения и влетел передним обтекателем аккурат в «Даллару» коллеги. К гонщикам Роджера Пенске решили присоединиться Ориоль Сервиа и Скотт Диксон – первого развернуло при попытке объехать Пауэра с Кастроневешем, а второй повредил подвеску, ударившись о застывшие болиды.

Судьи вновь предпочли подождать новых аварий, чем сразу объявлять «коушен» – пелотон не преодолел ни одного полного круга после рестарта, когда Такума Сато заблокировал колеса на торможении и уткнулся в барьер из отработанных покрышек. Мгновением спустя, в самого Сато «приехал» Чарли Кимболл – третья сессия желтых флагов.

Воспользовавшись нейтрализацией гонки, Скотт Диксон отправился в боксы на ремонт, а его напарник – Дарио Франкитти – за два «зеленых» круга поднялся с седьмой на третью строчку классификации. Рестарт лучше всех принял Майк Конвей – шедший под пейс-каром на шестом месте новобранец «Андретти» уже к середине круга обогнал Франкитти и вышел на третье место! Одновременно с этим механические проблемы останавливают Хантер-Рэя, превратив третье место Конвея во вторую строчку. Спустя еще один круг, в том же повороте, тем же способом – вынырнуть из воздушного мешка на внутреннюю траекторию и перетормозить соперника – англичанин выходит в лидеры гонки, оттеснив Бриско на второе место…

Остальное было делом техники – на чуть более свежих, чем у Бриско, шинах Конвей штамповал круги на полсекунды быстрее ближайшего преследователя. В свою очередь Франкитти подтянулся к гонщику «Пенске», но дальше угрожающих мельканий в зеркалах дело не дошло. Таким образом, одна-единственная ошибка Кастроневеша лишила не только Уилла Пауэра десяти-пятнадцати очков, но и создала условия, в которых Бриско был не в состоянии побороться за победу. К слову, Хелио стал вторым за день гонщиком организации «Пенске», который вынес с трассы своего партнера – за пару часов до этого Курт Буш вынес Брэда Кезеловски в гонке NASCAR Sprint Cup.

Дарио Франкитти вернулся на первую строчку общего зачета, но его преимущество над Пауэром составляет лишь семь очков – австралиец не сдался и финишировал десятым. Третью строчку продолжает удерживать Тони Канаан, а на четвертую поднялся Ориоль Сервиа.

Но еще впечатляюще выглядит прорыв Конвея. Оказавшийся на больничной койке после жуткой аварии в Индианаполисе год назад, не доехавший до финиша в первых двух гонках текущего сезона из-за столкновений с партнерами по команде, Майк поднялся с двадцать пятой на пятую строчку и стал самым результативным гонщиком «Андретти Автоспорт».

Райан Бриско благодаря второму месту догнал Скотта Диксона и сократил разницу в очках с первым местом на 14 баллов. Гандикап самого Диксона, а также отставание Хелио Кастроневеша в Лонг-Бич только вырос, а чемпионат уже подходит к концу первой секции сезона – после гонки на уличной трассе в Сан-Паулу, запланированной на 1 мая, первенство вступит в фазу овальных гонок.

Гонки в пустыне

Укороченное из-за проблем с логистикой Ралли Иордании ожидаемо началось с «дубля» «Ситроенов» – Леб и Ожье привезли Латвале почти шесть секунд, а Микко Хирвонену – более десяти. По итогам второго допа, как бы издеваясь над соперниками, Себастьяны возглавили протокол с одинаковыми вплоть до десятой доли секунды результатами. Третий спецучасток, протяженность которого составила более 40 километров, вновь остался за «двойными шевронами», и хотя Леб немного сдал, уступив Ожье семь с лишним секунд, первые три места были заняты гонщиками на французских машинах.

«Форды» в который раз выглядели значительно слабее своих титулованных соперников. Если Латвала по итогам первой секции удержался в десяти секундах от Ожье, то Хирвонен проигрывал уже более пятидесяти секунд. Сам финн заявил, что не может найти ритм, но дело не только в этом – Микко развернуло на стартовом спецучастке, в результате чего к нелегкой ноше «первооткрывателя» трассы ему достались и десять секунд отставания. Кроме того, третий доп не смог завершить Хеннинг Сольберг, налетевший на камень, а на следующем спецучастке отказавшая трансмиссия остановила Мадса Остберга.

А вот на четвертом допе Яри-Матти посрамил скептиков – финн огрызнулся лучшим временем спецучастка и поднялся на третью строчку абсолютного зачета, оставив позади Петтера Сольберга. Дальше больше – Латвала выиграл второй доп подряд, обогнал Себастьяна Леба в борьбе за второе место в гонке и сократил отставание от Ожье до шести с половиной секунд.

Но на повторном прохождении 40-километрового спецучастка финн сам же и отдал все отыгранное – это был последний доп первого дня, и Латвала с Лебом занялись автоспортивными перверсиями ради более выгодной стартовой позиции во второй день. Но оба пилота слишком увлеклись, в результате чего по итогам первого дня их отставание от Ожье, решившего рискнуть и продолжить атаковать, перевалило за 30 секунд.

В этой трагикомедии комическая роль досталась Себастьяну Лебу – эльзасец проехал спецучасток недостаточно медленно и нечаянно опередил Латвалу. Леб не просто не улучшил свою стартовую позицию, но и на ровном месте отдал Ожье почти 20 секунд. Тактические игрища второй раз подряд выходят действующему чемпиону боком…

Печально обстояли дела и у Микко Хирвонена – на «Фиесте» финна отказал гидроусилитель руля, из-за чего по ходу второй секции его отставание выросло в три раза – до двух с половиной минут.

Второй день вновь начался с победы «Ситроена» – Себастьен Леб опередил Латвалу на четыре секунды, но финн ответил на двух следующих спецучастках, второй раз за сутки отобрав у Леба второе место.

На одиннадцатом допе разложил свой «Ситроен» Петтер Сольберг. Норвежец отважно атаковал по ходу всего второго дня, но было видно, что частный DS3 не в состоянии тягаться в скорости с заводскими машинами. В результате, Петтер не только лишил себя очков в этой гонке, но и подарил лишнюю пару баллов Микко Хирвонену. Хирвонен в свою очередь доезжал гонку в прогулочном темпе, экономя шины на финальный Power Stage. Тогда как главным героем заключительных спецучастков стал его напарник.

Яри-Матти Латвала в сумасшедшем темпе выиграл одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый спецучастки, по ходу которых отыгрывал у Ожье по четыре десятых секунды с километра – впервые со стартового Ралли Швеции гонщик «Форда» оказался на первом месте абсолютного зачета в последний день гонки.

Судьба первого места решили семь десятых секунды, которые Ожье отыграл у своего соперника в десятикилометровом финале. Преимущество француза в итоговом протоколе составило ничтожные две десятых секунды – этот финиш стал самым плотным в истории чемпионата.

В общем зачете первенства произошла первая смена лидера – Себастьен Леб опередил Микко Хирвонена на два очка. Ожье, на счету которого победы в двух последних гонках, вышел на третью позицию, но лишь три очка ему проигрывает Латвала. При этом, первая четверка держится в восьми очках. На пятой строчке расположился Петтер Сольберг, но постоянные проблемы отбросили норвежца настолько далеко, что сейчас у него нет и половины тех очков, что набрали представители первой четверки.

Следующий раунд противостояния – Ралли Сардинии – состоится через три недели. Последний раз эта гонка входила в зачет WRC в 2009 году, когда Латвала, лидировавший с первого до последнего спецучастка, опередил финишировавшего вторым Хирвонена на 30 секунд, а бронзового призера – Петтера Сольберга – почти на две минуты. Текущее положение в борьбе за чемпионский титул оставляет «Фордам» все шансы на победу, но пользоваться ими надо уже сейчас.

Суперспидвей

Рестрикторных гонок болельщики NASCAR ждут с особым нетерпением – соревнования на суперспидвеях всегда проходят в условиях очень плотной, жесткой и непредсказуемой борьбы, а реальные шансы на победу есть у всех, кто пробился на стартовую решетку. Но это вовсе не значит, что на Виктори Лэйн в Дайтоне и Талладеге пускают кого попало – чтобы туда попасть необходимо решить огромное количество самых разных задач по ходу трехчасового заезда.

К обычным задачам гонок сток-каров – тактике пит-стопов, настройкам и поведению шин – на суперспидвеях добавляются необходимость эффективно взаимодействовать в драфте, проезжая весь круг «газ в пол» на скорости под 300 км/час на полуторатонной махине без антикрыльев в нескольких сантиметрах от десятка-двух соперников, которые тоже хотят победить. При этом ты должен не мешать оппонентам, а помогать им идти в плотном потоке автомобилей, чтобы, в случае необходимости выбора нового партнера по драфту, они искали бы в трафике тебя.

Сложность и глубину борьбы на суперспидвеях хорошо иллюстрирует дебют Жака Вильнева в NASCAR Sprint Cup. В 2007-м канадец решил выступить на «Талладеге», показал в квалификации шестой результат среди пятидесяти с лишним участников, но перед стартом гонки сам попросился на последнее место – Вильнев трезво рассудил, что опыта победителя «Инди-500», одиннадцати Гран-при, чемпиона «Индикар» 1995 года и «Формулы-1» 1997-го, попросту не хватит для адекватного выступления на суперспидвее в рамках высшего дивизиона NASCAR…

Квалификацию восьмого этапа уверенно выиграли пилоты «Хендрик Моторспортс» – четыре «Шевроле» в полном составе заняли первые две линии стартовой решетки. С самого старта гонщики Рика Хендрика, пользуясь тандем-драфтингом, разделились на пары – Джимми Джонсон работал с Дэйлом Эрнхардтом-младшим, а Джефф Гордон – с Марком Мартином. Уже на первых кругах стало ясно, что эти два дуэта являются очень грозной силой.

Пока лидеры оттачивали взаимодействие на трассе, менее везучим гонщикам приходилось искать себе пару уже по ходу гонки, что вылилось в довольно странные союзы. Например, Клинт Бойер работал с Майклом Уолтрипом, а Курт Буш долгое время ехал на пару с Лэндоном Кэссиллом – тандемы составлялись независимо от принадлежности к той или иной команде и даже к тому или иному производителю. Долго так продолжаться не могло, и первые желтые флаги были вызваны столкновением Буша с Кэссиллом – Курт выступал в роли разгоняющего и, неаккуратно толкнув в задний бампер «Шевроле» №09, отправил коллегу в разворот. Кроме того, под колеса потерявшей управление машины угодил Брайан Викерс.

На втором отрезке дистанции выдающуюся скорость продемонстрировали Тревор Бейн и разгонявший его Грег Биффл. Бейн уверенно держался в лидирующей группе, подтвердив, что его победа в «Дайтоне-500» не была случайностью. Однако в этот раз побороться за победу Тревору было не суждено – на середине дистанции он попал в завал из пяти машин.

Началось все с еще одного корявого движения Курта Буша в бамп-драфте – на этот раз чемпион 2004 года отправил в стену Брэда Кезеловски, собственного партнера по «Пенске». По пути к отбойнику «Додж» Кезеловски сильно приложился о машину Маркоса Эмброуза, а у объезжавшего эту аварию Дэвида Рэгана взорвался двигатель – Дэвид попытался уйти с траектории, но в результате врезался в «Форд» Бейна. А в довершение всего в завал угодил и Кейси Кейн, не успевший вовремя увернуться.

По ходу следующего «стинта» Курт Буш переключился на тандем с Кайлом Бушем – «Тойота» Джо Гиббса и «Додж» Роджера Пенске словно нож сквозь масло проходили весь пелотон. Но и этот союз просуществовал недолго – на пит-стопе у Курта возникла заминка с передним правым колесом, в результате чего контакт с Кайлом на трассе был потерян. После пит-стопа Кайла в трафике нашел его партнер по команде Джои Логано, который накануне разогнал «Рауди» к победе в гонке NASCAR Nationwide Series. Но в этот момент Логано зачем-то возомнил себя Куртом Бушем – на 139-м круге Джои развернул Буша-младшего на внешней траектории, в результате чего, полетевшая на «инсайд» неуправляемая «Тойота» выбила Мэтта Кенсета.

Тем временем, до финиша уже оставалось менее пятидесяти кругов – отсиживавшиеся позади сформировавшиеся тандемы начали возвращаться в лидирующую группу. Среди таких пилотов оказались и Хуан-Пабло Монтойя с Джейми Макмюрреем – гонщики «Эрнхардт Гэнасси» догнали лидеров и на полном серьезе шли параллельно Харвику и Бойеру, но и тут свое веское слово сказал бамп-драфтинг. Хэмлин толкнул Ньюмана на задней прямой, машину дернуло в сторону апрона, но шедший параллельным курсом Монтойя принял удар на себя, выровняв автомобиль соперника. Кругом спустя Ньюман все-таки вылетел с трассы после еще одного толчка Хэмлина, судьи выбросили желтые флаги, а Монтойя поехал в боксы – чинить развороченную правую переднюю часть машины.

На момент последнего рестарта до финиша оставалось одиннадцать кругов, а гонку неожиданно возглавил Дэйв Блэни, разгоняемый Куртом Бушем, но эту пару быстро «съели» Бойер и Харвик на «Шевроле» Ричарда Чилдресса. Чуть позже Блэни еще и развернуло – да, не без помощи Курта Буша. За два круга до клетчатого флага по внутренней траектории в третьем-четвертом поворотах лидеров обогнал дуэт Эдвардс-Биффл на «Фордах» Джека Рауша. На предпоследнем круге «Чилдрессы» отыгрались по внешней траектории в первом-втором поворотах, но «Рауши» оказались настойчивее и вернули себе инициативу в третьем-четвертом виражах. В конце этого круга со скоростью пули Марк Мартин по средней траектории выдавил Джеффа Гордона на первое место, но под белым флагом за новыми лидерами смогла уцепиться связка Бойер-Харвик. Первый-второй повороты четыре автомобиля прошли бок о бок, а на задней прямой Бойеру удалось просунуть нос чуть дальше Джеффа Гордона. Казалось, преимущество на стороне гонщиков «Чилдресса», к которым в драфт на внешней траектории пристроились Джонсон и Эрнхардт… Но в третьем-четвертом поворотах действующий чемпион и сын «Устрашителя» молниеносным движением «ломают» траекторию и уходят максимально глубоко к апрону – к финишной черте через триовал в три ряда устремились шесть автомобилей!..

Эта победа стала 54-й в карьере Джимми Джонсона, но что важнее – первой в текущем сезоне. Команда «Шевроле №48» неплохо проводит этот сезон – пять финишей в Топ-11 в семи первых гонках, но выступления действующих чемпионов были лишены того блеска, который обезоруживал соперников последние пять лет. В Фонтане Джонсон в последнем повороте упустил победу, когда не смог отбиться от Харвика, в Мартинсвилле на последней дозаправке Джимми превысил скорость на пит-лейн, лишив команду если не победы, то, как минимум, места в первой пятерке, а в Техасе ведущий коллектив Рика Хендрика был объективно неконкурентоспособен на фоне могучего «Форда» Мэтта Кенсета.

Но на «Талладеге» Джонсон и Эрнхардт-младший делали все, что хотели. Они играючи прорывались сквозь весь пелотон, с легким сердцем отодвигаясь назад, если возникала необходимость охладить двигатели. Ни один, ни другой даже не пытались поработать с кем-то другим, а их взаимодействие по ходу последних километров гонки – пример идеального поведения на трассе в сложившихся условиях. Сейчас общественность терзается вопросом, смогут ли Чад Кнаус и Джимми Джонсон вновь побороться за чемпионский титул или команда «уже не та»? После такого финиша на «Талладеге» подобные вопросы должны отпасть сами собой.

Тем временем

В минувший уик-энд в Европе стартовали сразу несколько молодежных серий, в которых в том числе выступают и российские гонщики. В «Формуле-Рено 3.5» блестящим стартом в первой гонке отметился Даниил Мове – половину дистанции россиянин возглавлял пелотон, но все же не удержался под прессингом Александра Росси. Чуть позже при попытке обгона москвича выдавил на траву Роберт Уикенс – пока Мове возвращался на траекторию, мимо проехали еще трое пилотов, оставив Даниила на пятом месте классификации. Антон Небылицкий сошел на первом же круге, налетев на замедлившуюся в неудобном месте машину Артура Пика.

Во второй гонке очередь творить чудеса на стартах подошла уже к Небылицкому – уехав со стартовой решетки семнадцатым, Антон закончил первый сектор на девятой позиции. К финишу заезда 22-летний гонщик смог отыграть еще несколько мест и финишировал шестым. Для Мове борьба за очки закончилась на середине дистанции, когда судьи наказали его штрафом за превышение скорости на пит-лейн. В общем зачете Мове и Небылицкий расположились на восьмом и девятом местах, а возглавляет генеральную классификацию Александр Росси, победивший в субботнем заезде и финишировавший вторым в воскресенье.

На трассе «Сильверстоун» дебютный этап в «Формуле-2» провел Максим Снегирев. На старте первой гонки Максим отыграл пару позиций и поднялся на одиннадцатое место, с которого смог воспользоваться последствиями контактной борьбы Йоханнеса Теобальда с Томом Глэддисом и финишировать девятым. В начале второй гонки Снегирев вновь вплотную подобрался к очковой зоне, но продолжить борьбу помешали технические проблемы. После первого этапа 23-летний пилот расположился на 12-м месте общего зачета, возглавляет который Мирко Бортолотти – победитель первой гонки и серебряный призер второй.