4 мин.

Джоkers в рукаве

Отрыв в 0,8 секунды, привезенный Себастьяном Феттелем ближайшему преследователю в квалификации, позволил многим болельщикам и специалистам завести старую песню о главном. Слово «доминирование» в отношении чемпиона мира, наверное, не употреблял только ленивый. А обещания Льюиса Хэмилтона не сдаваться без боя воспринимались, скорее, как психологический ход — эдакая попытка сделать хорошую мину при плохой игре — нежели как адекватная оценка ситуации. «Догнать Савранского? Это утопия», — говаривал в подобных случаях герой незабвенных «Покровских ворот». Нечто подобное адресовали и вослед британцу. Тем более что к гандикапу имело смысл добавлять от 0,3 до 0,5 секунды — скоростного довеска, активация которого подразумевалась использованием KERS.

«На ближайших Гран-при «Ред Булл» будет еще сильнее», — с некоторой обреченностью в голосе констатировал Хэмилтон, подчеркнув примечательный технический нюанс: в «Альберт-Парке» RB7 наращивал отрыв на третьем секторе — небольшом отрезке, подходящем болиду с эффективной аэродинамикой. Тогда как календарь изобилует автодромами, где машина, «заточенная» под высокую прижимную силу, будет ходить в записных фаворитах. То бишь сам бог велел австрийцам уйти в отрыв, особенно на фоне проблем «Феррари» с температурной нестабильностью покрышек и «Макларена» — с дефицитом скорости.

Однако если разобраться, режим «одиночного плавания», в котором Феттель находился со второго круга и до финиша, не был таким уж безоблачным, как подразумевает теория. Для понимания этого определим факторы, обеспечивающие пилоту «сладкую жизнь» как таковую: это преимущество болида в скорости на круге перед остальными представителями пелотона и способы действенного применения этого преимущества в гонке.

Начнем с первого. Для этого вернемся к австралийский гонке и посмотрим динамику изменений отрывов. К моменту первых остановок в боксах Хэмилтон находился в относительной близости к Феттелю и даже мог оказывать какое-никакое давление. По мере того, как покрышки на RB7 изнашивались, британец подобрался к лидеру на расстояние в полторы секунды. Правда, битвы не разгорелось, поскольку сломавшееся днище на «Макларене» негативно отразилось на темпе и управляемости болида.

Вы можете возразить: мол, к концу стартового круга Себ имел в запасе уже 2,5 секунды, кругом позже увеличил преимущество еще несколько десятых, а затем попросту держал зазор на безопасном уровне и при надобности мог прибавить. Если судить по прогрессии скоростного роста, то немало… Факт неоспоримый, но именно в нем кроется двойное дно. Случись Феттелю выжимать из ресурса максимум, деликатные задние шины (те самые, что сгубили, к примеру, Массу и Уэббера) разрушились бы в разы быстрее, чем это случилось в воскресенье. А значит, неминуемо привели бы к увеличению общего времени прохождения отрезка на этом компаунде.

«Макларен», напротив, работу с резиной организовал в щадящем режиме. После 16 кругов (на два больше, чем прошел Феттель перед пит-стопом) она находилась в добротном состоянии — это подтверждала и телекартинка, и временные выкладки. Окажись затягивание «переобувки» стратегически выгодным ходом, «стинт» при желании можно было продлить — противопоказаний и признаков к ним не наблюдалось. При этом подчеркнем: покрышки на «Ред Булл» не подвергались повышенным стрессовым нагрузкам под влиянием KERS, тогда как компаунды на МР4-26 ощутили на себе их сполна…

Отсюда резюме: если состояние задних покрышек и есть тот потолок, которым ограничивается использование скоростного преимущества, то у «быков» он пока явно пониже, чем у уокингцев. Думается, отчасти именно поэтому, а не из-за проблем с ненадежностью KERS, «быки» отказались от использования этого устройства в Мельбурне. Эдриан Ньюи, конечно, гениально поступил, поставив ложную систему, способствовавшую оптимизации баланса RB7, но в дальнейшем над разработками аккурат в этой области австрийским инженерам придется изрядно попотеть. Ведь стоит соперникам подтянуть аэродинамику уже к первой волне обновлений — и без дополнительных 0,5 секунды на круге «Ред Булл» придется трудновато. Это, собственно, понимают и представители Милтон-Кейнса. Не потому ли они, косвенно подтверждая наши предположения, в пятницу проводили симуляции на машинах по разным программам? Ведь запуская раз за разом на трассу Феттеля в RB7, оснащенным системой, а Уэббера — в машине без KERS, можно получить практические сравнительные характеристики износов резины.

Пользуясь же оными, куда проще корректировать настройки подвески. Которые, похоже, в Австралии пилотам «подходили» (и, вероятно, будут «походить» на протяжении сезона) по-разному. Если Себастьян не ощущал дискомфорта, спокойно удерживая в равновесии баланс шин, то Марк в разы быстрее и серьезнее разрушал задние компаунды. Иногда прорезавшаяся избыточная поворачиваемость (если телекартинка и наблюдательность не обманули вашего автора) доказывала — с выбором жесткости узла как минимум на гонку австралиец прогадал.

Почему разбежка оказалась столь высокой? Во-первых, наверняка сказались отличия в стилевых предпочтениях спортсменов. А во-вторых, есть вероятность, что в «Ред Булл» столкнулись с проблемой «Макларена» начала сезона-2005. Тогда Ньюи, трудившийся на благо «серебряных» создал болид с очень мягкой подвеской, не нагружавшей в достаточной степени задние покрышки. Дефицит скорости столь сильно бил по потенциалу MP4-20, что конструктору пришлось детально переработать узел…

Сегодня же, не исключено, возникла иная ситуация: подвеска, наоборот, обращается с компаундами жестче, чем следует. Судя по темпу RB7, отрегулировать нюансы сейчас, конечно, будет проще. Но здесь мы опять возвращаемся к вопросу установки KERS. Дополнительная масса лишь усугубит деструкцию. И компенсировать ее придется исключительно за счет тонких настроек. Но если уже сегодня Феттель и Уэббер расходятся в выборе базовых настроек, то что будет, например, месяца через два — когда RB7 на постоянной основе начнет комплектоваться KERS? Ведь за малейшую ошибку в выборе придется платить высокую цену. Особенно в свете того, что копирование настроек партнера ситуацию не исправит.

Так что в ближайшее время Эдриану Ньюи вновь придется доставать кролика из цилиндра. Впрочем, похоже, ему не привыкать: уже в Малайзию «быки» планируют привезти полнофункциональный KERS…