6 мин.

Все готовы?

Главное событие прошедших испытаний – чудодейственное преображение «Мерседеса». Немецкая команда привезла в Барселону серьезно модифицированный W02: среди новинок были замечены новый диффузор, выхлопная система, антикрылья. Также изменения коснулись конструкции шасси. Обновления позволили серьезно прибавить в скорости, и в четвертый день тестов Михаэль Шумахер показал лучшее время – 1.21,268. В общем, обещание стать быстрее коллектив выполнил.

В Барселоне семикратный чемпион мира выглядел довольным, чего не наблюдалось давно, и весьма чуткая к настроениям немца британская пресса отметила, что Михаэль выглядит посвежевшим и оптимистичным.

Это хорошие новости для болельщиков Шумахера, «Мерседеса», да и, пожалуй, «Формулы-1». Ведь если «серебряные стрелы» начнут бороться за высокие позиции, то даже молодые соперники из конкурирующих конюшен с удовольствием будут смаковать баталии с именитым гонщиком – победить сильного Шумахера на трассе почетнее и приятнее, чем слабого.

Но даже поехавший быстрее почти на полсекунды W02 не развеял сомнений о возможности команды бороться за победы. Простое попадание на подиумы в этом году, как ни крути – вчерашний день. В 2010-м их было, может, и не слишком много, но они были, да и амбиции боссов в Штутгарте смогут удовлетворить только первые места.

Заковыркой – как ни странно сегодня это звучит – может оказаться способность коллектива оперативно и эффективно модифицировать автомобиль по ходу сезона. В Барселоне «Мерседес» сделал существенный шаг вперед, но сколько времени мы его ждали? О грядущих изменениях в конструкции шасси руководство вещало чуть ли не с момента презентации новой машины, а это значит, что уже в тот момент над обновлениями шла активная работа. Не слишком ли растянулся процесс по созданию новинок, учитывая, что трудиться над W02 коллектив начал раньше некоторых других топ-команд?

Возможно, что работу над обновлениями усложнили ошибки, допущенные при создании шасси (впрочем, это тоже должно настораживать). Кроме того, Росс Браун отметил, что команда изначально хотела взглянуть на работу базовой модели (и заодно посмотреть на автомобили соперников), а потом уже усложнять конструкцию машины.

Подход неплохой, но если «Мерседес» желает побеждать, то работать нужно быстрее, ведь иначе конюшня будет отставать в развитии, словно в апории про Ахиллеса и черепаху. Скажем, сегодня инженеры из Брэкли сделали W02 быстрее на полсекунды и почти догнали «Феррари», но Скудерия также привезла в Испанию модифицированный болид – и ускорилась еще на несколько десятых. «Ред Булл» и вовсе ничего фундаментально не модернизировал, но по-прежнему очень быстр. И значит, существует вероятность того, что в Австралии «быки» достанут из рукава еще одну козырную карту и в квалификации будут недосягаемы для соперников.

Впрочем, как известно, Зенон ошибался, и у Росса Брауна есть возможность догнать конкурентов – нужно чаще привозить эффективные новинки. Вот только сможет ли команда трудиться в таком темпе? Это и есть главный вопрос, на который «Мерседесу» предстоит ответить в нынешнем сезоне.

На другом конце пелотона все также упирается в умение быстро работать – «Хиспания» привезла на «Каталунью-Монтмело» F111, но так и не смогла опробовать машину на трассе. Что ж, это лучше, чем в 2010-м, когда конюшня приехала с новым автомобилем только на Гран-при Бахрейна, но все равно недостаточно для того, чтобы включиться в борьбу с соперниками.

Сегодня многие ругают команду за то, что она поздно представила новую машину, но давайте посмотрим на ситуацию объективно: топ-команды начинают работать над болидами образца следующего сезона весной, в то время как «Хиспания» в это время только пыталась разрешить спорные моменты с «Далларой» по поводу использования шасси. Кроме того, будущий технический директор конюшни Джефф Уиллис – именно он толкает конюшню вперед – появился в коллективе не сразу, а приступить к полноценной работе англичанин смог лишь летом. Не стоит забывать и о скромных ресурсах, которыми обладает конюшня, а также не самым классным штатом инженеров и механиков – при сложении всех факторов получается то, что получается: F111 не успел пройти предсезонные тесты.

В Австралии «Хиспании» будет очень тяжело. Вероятно, оба автомобиля даже не доберутся до финиша. Не исключено, что к этому этапу конструкция автомобиля будет упрощена в угоду надежности техники, что в свою очередь отрицательно повлияет на скоростные качества автомобиля. И возможно, в первой половине сезона отставание от конкурентов будет не сокращаться, а увеличиваться.

Но радует то, что команда продолжает бороться и даже строит какие-то планы (тот факт, что Уиллис согласился работать с коллективом Колина Коллеса, говорит о том, что англичанин что-то во всем этом увидел – просто так он бы не присоединился к команде). Так что повод для оптимизма даже у болельщиков главного аутсайдера есть.

Позитивно настроен и Льюис Хэмилтон, несмотря на то, что MP4-26 в эти дни совсем не впечатляет. Скорости нет, надежность машины хромает. Но при этом сказать, что команда разочаровывает, тоже нельзя. Скорее, сегодня к «Макларену» лучше всего подходит слово «смущает». Потому что, с одной стороны, автомобиль в сравнении с болидами других топ-команд практически «никакой», но с другой – все прекрасно знают, как коллектив из Уокинга умеет дорабатывать даже совсем неудачные проекты. Нет, «Макларен» никто не списывает в утиль, но команде придется потратить кучу сил, чтобы подобраться к конкурентам ближе – это очевидно…

Так какие прогнозы? В группе лидеров, разумеется, окажутся «Ред Булл», «Феррари», «Мерседес», «Лотус-Рено» и, вероятно не сразу, но будет «Макларен». Скудерия и «быки» смотрятся надежнее и быстрее остальных топ-команд, но говорить конкретнее слишком сложно, да и чистая скорость машины в нынешнем сезоне не гарантирует победу. Вероятно, «Феррари» и «Ред Булл» будут бороться за поулы в квалификациях, но в гонках с этими непредсказуемыми «Пирелли» все запутается. Будут и ошибки в боксах, и гениальные стратегии, и полный хаос во время волны пит-стопов…

За лидерами следуют «Заубер» и «Уильямс». Сегодня швейцарская конюшня выглядит чуть быстрее, но по ходу сезона наверняка сбавит обороты: Камуи Кобаяси и Серхио Перес – несмотря на то, что они отличные парни – вряд ли так же помогут своей команде в развитии автомобиля, как Рубенс Баррикелло.

«Торо Россо» может удивить. Приятно. По слухам, итальянская команда все же пользуется поддержкой «Ред Булл Текнолоджи», причем именно так, как и должна была с 2006 года – на автомобиле проверяются те идеи, которые на RB7 сегодня нельзя применить в принципе, из-за конструкционных особенностей автомобиля. Кроме того, Себ Буэми и Хайме Альгерсуари будут биться изо всех сил – им в спину уже дышит Даниэль Риккардо, и, вспоминая ротацию пилотов прямо по ходу прошлых сезонов, можно даже предположить, что один из молодых гонщиков уступит свое место австралийцу уже в этом году. Особенно, если автомобиль поедет.

О падении «Форс-Индии» мы уже говорили, и не раз, так что повторяться не будем. Главная проблема VJM04 – это надежность. База машины была заложена в прошлом сезоне, так что скоростные качества автомобиля пока не оспариваются, но об успехе можно будет говорить только в том случае, если болид будет добираться до финиша.

Наконец, «Лотус» и «Маруся-Верджин» наверняка поведут борьбу за десятое место. Автомобиль малайской конюшни кажется чуть быстрее и надежнее, чем у коллектива Николая Фоменко, однако очки будут только по большим праздникам – несмотря на сокращение отставания от опытных конюшен, разрыв все еще заметен.

Тесты завершились. Прогнозы сделаны. Команды пакуют чемоданы и готовятся к Гран-при Австралии. Нам тоже осталось потерпеть всего две недели.