5 мин.

На две половинки

Еще один сезон «Уильямса», про который можно сказать «прожили и забыли», стал достоянием истории. Самой команде похвастаться, как вы понимаете, опять нечем: ну не могут же сэр Фрэнк и мистер Голова, а также Рубенс Баррикелло, в былые годы добивавшиеся побед в гонках, считать удачным чемпионат, в котором лучшей финишной позицией стало четвертое место бразильца в Валенсии? Да, в квалификации удалось добиться большего, но, вспоминая о том, кто выиграл первую для команды с 2005 года поул-позицию, и где этот гонщик сейчас – становится слегка грустно.

2010 год для «Уильямса» вновь оказался разделенным на две половинки: после провального начала сезона, во второй части чемпионата конюшня сумела вернуться в группу команд, регулярно попадающих в Топ-10 в квалификациях и сражающихся за очки. И в итоге финишировала на шестом месте в Кубке конструкторов. Хорошо это, или плохо? У нас на этот сезон есть два мнения: оптимиста и пессимиста.

Оптимистичный взгляд

Сезон-2010 стал очередным шагом команды вперед. В техническом штате перемен не произошло – лучшие умы остались в коллективе; а вот линейка пилотов обновилась – вместо Нико Росберга и Казуки Накадзимы в «Уильямс» пришли Рубенс Баррикелло и Нико Хюлькенберг. Да, уход Росберга в «Мерседес», пожалуй, стал потерей, но новая пара гонщиков, в целом, стала сильнее предыдущей: бороться за очки теперь должны были умный технарь и чемпион GP2 (два лучше, чем один).

Относительно скромные результаты на старте сезона были вызваны небольшими просчетами при создании автомобиля образца 2010 года, но такие трудности бывают у всех (пример «Мерседеса» тому доказательство). Тем не менее, технический штат под руководством Сэма Майкла быстро сумел найти источник проблем и, поработав в аэродинамической трубе, сумел вернуть болиду конкурентоспособную форму. Во второй половине чемпионата это выразилось в виде солидного рывка в очковом плане – начиная с Гран-при Европы, «Уильямс» заработал 61 балл в зачет Кубка конструкторов. Учитывая тот факт, что в коллективе больших перемен в межсезонье не ожидается, есть надежда, что тенденция роста продолжится и в 2011 году.

Пилоты в прошедшем чемпионате проявили себя довольно неплохо: Рубенс Баррикелло, несмотря на почтенный по «формульным» меркам возраст, боролся на трассе до конца (борьба с Шумахером на Гран-при Венгрии – памятное событие); Нико Хюлькенберг, не блиставший в первой части сезона, все же сумел раскрыться, стал чаще попадать в Топ-10, и в итоге выиграл квалификацию к Гран-при Бразилии. Замена Нико на Пастора Мальдонадо после сезона, возможно, не самое лучшее решение, но обоснованное – идти на поводу у менеджера гонщика – Вилли Вебера, – требовавшего значительного повышения зарплаты немца, в данной ситуации было невыгодным. На место Хюлькенберга приходит венесуэлец, между прочим, тоже чемпион GP2, да к тому же он приведет с собой солидных спонсоров.

Финансовое положение «Уильямса», несмотря на потерю нескольких партнеров в конце года, остается стабильным. Команда не бедствует и способна строить планы на будущее. И это значит, что будущее у нее есть.

Пессимистичный взгляд

Начнем с простого и понятного – статистики. В настоящее время у команды не закрыта антирекордная серия, состоящая уже из двух сезонов подряд, в которых ей ни разу не удалось финишировать на подиуме. Хуже еще никогда не было. Даже после провального 2006-го были локальные удачные выступления Росберга и Вурца на городских трассах, завершившиеся распитием шампанского.

Дальше – хуже. Техническая группа регулярно, практически каждый год допускает кучу ошибок во время создания шасси, или в процессе его развития, и нынешний сезон исключением не стал. Провести весь чемпионат цельно и выдержанно «Уильямс» не может – а это признак класса. В данном случае – среднего. Если учесть, что команда даже не планирует вливать свежую кровь в устоявшееся техническое болото, в котором верховодит засидевшийся не на своем месте Сэм Майкл, то радости этот факт не добавляет.

Финансовая стабильность «Уильямса» вызывает большие вопросы, особенно в свете ухода четырех спонсоров после сезона-2010. Кроме того, контроль над конюшней постепенно переходит в руки людей со стороны, таких как, например, Кристиан Вольфф – и команда все меньше похожа на ту, которая выигрывала чемпионаты мира.

Состав пилотов на 2011 год тоже вызывает массу нареканий – Баррикелло, несмотря на хороший последний сезон, пилотом экстра-класса никогда не считался, кроме того, он стареет. Вместо Нико Хюлькенберга, которого команда растила несколько лет, готовила к чемпионату, взяли Мальдонадо. Учитывая твердолобость руководства «Уильямса», можно практически не сомневаться, что «разговора по душам» за одним столом между Вебером, Хюлькенбергом, Уильямсом, Хэдом и Парром не было. Иначе немцы не остались бы у разбитого корыта – попасть в другую команду без поддержки спонсоров сегодня крайне сложно, и они это понимают. Что касается таланта Мальдонадо, то чемпионство GP2 в данном случае не показатель – за четыре года выступлений в этой гоночной серии успеха не сможет добиться только уж полная бездарность. Так что обольщаться насчет венесуэльца не стоит – он не новый Сенна. Скорее, кто-то вроде Джонни Чекотто…

***

Попробуем уравнять. В последние годы «Уильямс» действительно проводит неровные сезоны, однако в основном это является следствием нехватки финансовых ресурсов. Впрочем, даже несмотря на отсутствие поддержки автопроизводителя, команда продолжает бороться с более крупными командами. И в таких условиях достижения коллектива выглядят, в целом, приемлемыми.

Гонщики 2011 года вызывают смешанные чувства, особенно это касается Мальдонадо. И дело не в талантах венесуэльца, а в том, что некогда принципиальное руководство, в свое время не побоявшееся потерять поддержку «Хонды», лишь бы не брать Сатору Накадзиму, на этот раз, положа руку на сердце, больше смотрело на деньги чемпиона GP2, чем на его умения. С другой стороны, нынешние непростые времена приводят к непростым решениям.

Наконец, техническая составляющая. После того, как в 80-х «Лотус» постепенно сдал позицию самой новаторской команды, упавшее знамя подхватил «Уильямс». Конюшня сэра Фрэнка почти всегда была на гребне волны – она тонко чувствовала ситуацию и тенденции, в результате чего работала на опережение, делала шаг в нужную сторону раньше конкурентов. В результате в команде работали прекрасные инженеры, которые создавали замечательные машины. Но в последние годы это чутье, кажется, оставило «Уильямс». Старое руководство уже не может поспевать за всем, а новое просто не способно? Как бы там ни было, коллективу нужна яркая сильная личность, которая сможет повести за собой остальных. Без нее команда или останется вечным середняком, или вовсе зачахнет.