6 мин.

Дева Мария Рейсинг

В ночь с 5 на 6 ноября 2010 года в Лондоне был подписан контракт на покупку компанией Marussia Motors значительной части акций команды «Верджин» и переименовании конюшни в «Маруся-Верджин». Теперь в «Формуле-1» есть не только русский пилот – в Королевских гонках появилась русская команда.

Впрочем, полноценно «русской» конюшня сможет стать только тогда, когда оформит лицензию в Российской автомобильной федерации (РАФ), пока же детище Ричарда Брэнсона остается исключительно британским проектом. Команда, зарегистрированная в России, в «Формуле-1» уже была – это небезызвестный нашим болельщикам проект «Мидленд». Детище канадского бизнесмена советского происхождения Алекса Шнайдера недолго выстояло в жестком мире «Формулы-1», и в сезоне-2006 сменило владельца, а вместе с ним и прописку.

Если копнуть чуть глубже, можно обнаружить флаг СССР на борту болида мертворожденной итальянской команды «Лайф» в 1990-м году, которая не продержалась и сезона в «Формуле-1». Уступавший соперникам по 20 секунд на круге болид L190 существовал в единственном экземпляре и за все время выступлений ни разу не смог пройти даже предквалификацию.

Гэри Брэбэм в течение двух Гран-при числился пилотом «Лайфа», но после того, как на свободной практике в Бразилии австралиец вообще не смог заставить автомобиль сдвинуться с места, сын трехкратного чемпиона мира покинул команду. Брэбэма заменил Бруно Джакомелли, но и он не добился успеха: машина была невероятно медленной и ненадежной.

Советскую сторону в том проекте представлял один из руководителей ленинградского военного кооператива «ПИК» Михаил Пичковский, обещавший команде помощь оборонной промышленности СССР и 20 миллионов долларов спонсорских вложений. Деньги команде перечислены так и не были, а сам Пичковский спустя 5 лет после «формулической» эпопеи был задержан правоохранительными органами Санкт-Петербурга в ходе спецоперации по обезвреживанию одной преступной группировки.

За время «сотрудничества» команды «Лайф» и кооператива «ПИК» болид «Формулы-1» был показан отечественным любителям скорости на презентациях в Ленинграде и Москве, но дальше дипломатических визитов дело не продвинулось.

Попытки выставить собственную команду «Формулы-1» предпринимались в СССР и раньше – чего стоит хотя бы проект «Сокол», лично курировавшийся сыном Сталина.

Как видим, из всех отечественных проектов самым живучей оказалась команда эмигранта Шнайдера (и то, благодаря покупке уже существующей конюшни «Джордан»), в то время как инициативы граждан, проживающих на территории нашей страны, заканчивались, не успев толком начаться. Если Николай Фоменко сотоварищи быстро разочаруется в «Формуле-1» или не сможет оперативно найти деньги на обслуживание новой покупки, страничка «Маруси-Верджин» может пополнить невеселый список русских прожектеров, замахнувшихся на Королевские гонки. Но давайте разберемся: что за зверь пожаловал в паддок «Формулы-1» в облике невинной девочки Маруси?

Открытое акционерное общество Marussia Motors было основано в 2007 году с целью создания первого в истории России суперкара собственного производства. На данный момент в линейке моделей компании присутствуют купе B1 и B2, в планах значится выпуск семиместного кроссовера F2, навязывающего конкуренцию автомобилю «УАЗ-Патриот».

Ключевыми лицами Marussia Motors является квартет из Николая Фоменко, Андрея Чеглакова, Ефима Островского и Антона Колесникова.

Президент компании Фоменко известен отечественным поклонникам автоспорта как пилот команды Russian Age Racing в сериях FIA GT и Le Mans Endurance. Известный шоумен и телеведущий позиционируется как автор идеи «первого российского суперкара» и в данный момент представляет «Марусю» на всех мероприятиях, отвечая за имиджевую составляющую проекта.

Антон Колесников занимает в Marussia Motors должность генерального директора. В компании руководителей Колесников – человек, ответственный за спортивную составляющую. Ранее связанный с российскими гоночными командами Miller Pilot, ТНК Racing и Yukos GT, в последние годы Колесников занимался проектом Russian Age Racing, на котором стоит остановиться подробнее.

По аналогии с гоночными академиями «Феррари» и «Ред Булл», в России были основаны свои программы поддержки молодых пилотов, ведущие их сквозь юниорские гоночные серии к вершинам автоспорта. После окончания истории туринговой команды Russian Age Racing это название унаследовал проект по продвижению отечественных гонщиков на европейской арене.

На данный момент в программу входят гонщик Мировой серии «Рено» Даниил Мове и пилот GP3 Иван Лукашевич. В следующем году 19-летний Лукашевич продолжит гоняться в GP3, а вот место работы Даниила пока не определено. Слишком взрослый для молодежных соревнований, россиянин целых четыре сезона провел в одной серии, но успеха так и не добился.

Гонки спортпрототипов могут стать хорошим вариантом для Мове, чья карьера в формулах зашла в тупик. Анонсированный Фоменко приход марки Marussia в «Ле-Ман» не сможет обойтись без российского пилота, и в свете давних связей с Николаем, Мове выглядит наиболее подходящим кандидатом на место в образовываемом коллективе.

Идеологом и главным пиар-стратегом «Маруси» выступает известный в определенных кругах политтехнолог Ефим Островский, разрабатывавший концепции избирательных кампаний нескольких кандидатов в Советском Союзе и новой России. По состоянию на 2010-й, 42-летний предприниматель руководит «Группой Островского» (сокращенно «ГОСТ»), осуществляющей «консультации по проблемам социального инжиниринга, управления кризисами и стратегического управления».

Постоянный автор около-националистического портала «Русский архипелаг», Ефим Островский поднаторел в продвижении великорусских мотивов – не исключено, что идея назвать ориентированный на иностранного потребителя суперкар «Марусей» пришла в голову именно ему.

Наконец, источником денег, а официально «венчурным инвестором» «Маруси Моторз» является бизнесмен Андрей Чеглаков. Прославившийся в 1990-х тем, что под маркой «Денди» вывел на российский рынок игровые приставки «Нинтендо», в 2010-м успешный коммерсант Чеглаков владеет 24-мя процентами акций завода «Тензор», а по совместительству занимает должность заместителя генерального директора государственного объединения «Гознак» по науке и развитию. Так что если люди из «Маруси» когда-нибудь скажут «да мы эти деньги что, печатаем, что ли?», поверьте – они их и вправду печатают. По крайней мере, усилиями своего венчурного инвестора.

Вообще, проследить, откуда у нашей теплой компании взялись финансы на создание нового автомобильного бренда, очень сложно – точные суммы нигде не называются, о размере инвестиций можно судить только по оговоркам и приблизительным подсчетам. Ясно, что и Фоменко, и господа Островский с Колесниковым – люди не бедные, но предполагать, что компания создано исключительно на собственные средства, несколько наивно.

Единственное, в чем можно быть уверенным: приход Чеглакова в качестве партнера Marussia Motors незадолго до входа марки в «Формулу-1» явно свидетельствует, что недостающие деньги на приобретение «Верджина» были привлечены как раз новым совладельцем.

В то время как государство усиленно поддерживает массовый российский автопром, частная компания окологоночных энтузиастов смогла самостоятельно запустить штучную сборку уникальных автомобилей премиум-класса и в крайне сжатые сроки вывести собственную марку в «Формулу-1» – история, выглядящая как газетная утка, разворачивается прямо на наших глазах!

И хоть два года назад проект «Спайкер», подобно «Марусе» возникший из ниоткуда, горячо обжегся на попытке прикупить команду «Формулы-1», в общеавтомобильном плане дела голландцев идут на лад: недавно компания Виктора и Михила Мола расширила свое присутствие на мировом рынке, выкупив у концерна «Дженерал Моторс» марку «Сааб».

Компания Marussia Motors во многом схожа с новым «Спайкером». Возродившее классический голландский брэнд семейство Молов также агрессивно вышло на рынок со своей сверхмощной новинкой, а спустя несколько лет решило заявить о себе в «Формуле-1». Увы, ноша собственной команды в Королевских гонках оказалась непосильной для подданных страны тюльпанов, и в октябре 2007-го, спустя год после покупки, Молы продали команду «Ф-1» индийскому бизнесмену Виджаю Маллье.

Ждет ли «Марусю-Верджин» такой же бесславный конец, или Фоменко сотоварищи смогут сдержать обещания и продержаться хотя бы до Гран-при России в Сочи, не знает никто. Пока можно лишь констатировать: интерес к чемпионату в России неуклонно поднимается.

Будь то государственный проект или частные инвестиции, русский след все сильнее заметен в Больших Призах, и кто знает, может быть, через пару лет мы и впрямь увидим российского пилота на российской машине «Формулы-1».

Ну и на десерт вернемся к уткам всевозможного калибра: одна маленькая районная газета (не будем называть имен) несколько месяцев назад написала, что «Маруся» собралась выпустить новую модель в форме машины Черного плаща из одноименного Диснеевского мультфильма! Николай Фоменко на вопрос об автомобиле в виде утиного клюва отвечать отказался, но вдумайтесь: какая фантазия у человека...