6 мин.

Леб Необыкновенный

Ралли Кипра задолго до старта грозило ознаменоваться целым рядом будоражащих ум событий. Во-первых, это первый с 1996 этап чемпионата мира со смешанным покрытием, то есть пилотам предстояло в рамках одной гонки покорять и асфальтовые спецучастки, и грунтовые. Вторая примечательная особенность ралли близ Лимассола – выбор типа шин для покорения дорог. Впервые в истории на асфальтовых допах раллистов обязали обувать свои автомобили в гравийные шины. Такой тип резины плохо держит хорошую дорогу, но при этом сильно изнашивается, так как машина то и дело норовит уйти в занос. Поведение раллийного автомобиля в такой ситуации образнее всех описал Фил Миллс, штурман Петтера Сольберга, объяснив, что машина мечется по дороге, как осел о трех ногах. Естественно, ФИА объясняет все заботой о кошельке команд – меньше типов шин нужно привозить на Кипр. Однако юниор Аарон Буркарт резонно заметил, что коллективы изрядно потратились на тесты перед этим весьма специфическим этапом. Зато зрители в накладе не остались – мощные машины, отчаянно оттормаживаясь, скользили из поворота в поворот.

Ну, и третья особенность Ралли Кипра скрывала просто-таки космическое достижение. Себастьян Леб при удачном стечении обстоятельств мог отпраздновать 50-й триумф в WRC. Страшно подумать, но пять-шесть лет назад рубеж в 25 побед считался гроссмейстерским. Француз установил планку рекорда на недостижимую для завистливых потомков высоту.

Первый день Ралли Кипра, он же самый протяженный, включал в себя три асфальтовых СУ, которые пилотам предстояло преодолеть дважды. Исключительно пилоты WRC занимались этим на грунтовых шинах. Леб сразу же приступил к выполнению озвученной ранее стратегии – выиграть в пятницу на асфальте столько, чтобы в последующие два дня никто из конкурентов не смог его достать. В расчет, конечно, шел и тот факт, что Себастьяну придется чистить траекторию от гравия, выезжая первым. Именно на большую потерю времени бульдозеристом и надеялись подопечные руководителя «Форда» Малкольма Уилсона. Однако Хирвонен и предположить не мог, что отставание на асфальте будет таким колоссальным. Все тренировки на Сардинии, о которых с гордостью отчитывались пилоты, прошли даром. Опустив руки, финн констатировал, что догнать Себа им поможет только чудо.

Как на зло, в ночь на субботу прошел дождь, и дороги местами превратились в болото. Тут нелегко было всем, и никакого преимущества у преследователей лидера гонки не было. Правда, последний не особо спешил. Глава команды «Ситроен» Оливье Кеснель позже объяснил, что Леб просто не любит вставать рано утром, вот и досыпал прямо в машине. В субботу же утром армия «Форда» лишилась одного бойца – Латвала привычным образом перестарался, а на то, чтобы вытащить машину на дорогу ушло более 20 минут, так что ни о каком сражении с Лебом больше речи не шло. После инцидента Малкольм Уилсон посетовал на то, что Яри-Матти не умеет работать на команду, и теперь на Микко ляжет двойной груз ответственности. Уилсон-старший прозрачно намекнул, что предстоит обработать мозги излишне прыткому Латвале, назвав это «длинной и трудной дорогой впереди». Руководитель «Форда», правда, надеется вырастить в итоге второго Ари Ватанена…

На радость любителям интриги после обеда в субботу ситуация коренным образом изменилась. Дороги высохли, Хирвонен нашел мифический «оптимальный ритм», а у Себа начали греться тормоза. Отыграв за два допа около 20 секунд, Хирвонен взбодрился и пообещал гнать «газ в пол» в воскресение.

К сожалению, субботние спецучастки стали последними удачными на Ралли Кипра для Евгения Новикова. А начиналось все очень неплохо. Асфальтовое испытание наш пилот с честью выдержал, отметив, что ожидал гораздо худших условий. Воспользовавшись проблемами конкурентов, Евгений аккуратно забрался на пятую строчку абсолюта. Его партнер по команде «Ситроен-Юниор» Себастьян Ожье начал выходить из себя (далеко еще в этом плане до настоящего Себа). Для начала француз пропустил поворот и только чудом не столкнулся с машиной маршалов, а потом и вовсе перевернул свой автомобиль. Однако долго Евгению везти не могло. На гравии невероятным образом активизировался Мэтью Уилсон. Мало того, что на этом покрытии «Форд-Фокус» чувствует себя очень уверенно, но и у самого Уилсона-младшего были причины поднажать. Неделей ранее его соотечественник Крис Мик в доминирующем стиле выиграл Ралли Бразилии чемпионата IRC. А на Британских островах во всю идет поиск нового раллийного героя, и у Криса поклонников, во всяком случае в прессе, не намного меньше, чем у Мэтью.

Психологически заряженный на успех пилот «Стобарта» мигом опередил российского гонщика. Взвинтил темп и Ожье, и субботу Евгений закончил на седьмом месте. Ну, а в воскресение «Ситроен» Новикова, съехав со скользкой трассы, намертво застрял в близлежащем рву. Будем судить объективно и признаем, что для своего возраста Евгений провел отличный этап. В Европе Новикова-младшего считают восходящей звездой мирового ралли, так почему бы нам не разделить это мнение?

Заметно впереди этого молодежного сражения за пятое место блистал на пожилом «Ситроене-Ксара» Петтер Сольберг. Вполне возможно, некоторое преимущество норвежец получил благодаря активным дифференциалам, установленным на его автомобиле – современные машины мирового ралли лишены такой роскоши. Но и мастерство пилота никто не отменял. Воспользовавшись оптимальной стартовой позицией позади лидеров, Петтер взял и выиграл два субботних СУ, вплотную приблизившись к занимавшему третье место Дани Сордо.

Кратко вспомним и сопутствующие зачеты. В P-WRC португалец Аринду Араужу привел в действие стратегию Леба и создал хороший задел в пятницу, правда, на следующий день Патрик Санделл на «Шкоде-Фабии» и хорошо знакомый по «Дакару» Насер Аль-Аттия на «Субару-Импрезе» существенно сократили отставание от пилота «Мицубиси-Лансера». А в воскресение швед на чешской машине опередил-таки португальца и завоевал вторую подряд победу. В юниорском зачете J-WRC Мартин Прокоп на «Ситроене» С2 извлек максимальную выгоду из проблем с техникой у конкурентов – Михал Косцюшко и Аарон Буркарт мучались со своенравными «Сузуки-Свифт» весь первый день Ралли Кипра. Четырех минут преимущества на два оставшихся дня Мартину должно было хватить с лихвой.

В воскресение пилотам предстояло преодолеть два самых протяженных СУ – 30 и 40 километров. Жаль, но в ход событий снова вмешался дождь, и на раскисших дорогах особо горячего сражения не получилось. Хирвонен сумел сократить отставание лишь до 27 секунд – слишком мало километров приходилось на удобные для «Форда» СУ. Финну осталось только начертить поздравительное послание на пыльном багажнике «Ситроена» соперника и с надеждой ждать грядущее гравийное Ралли Португалии. Микко верно заметил, что на Кипре все было проиграно еще в пятницу.

Удивительнее всего подвиг Петтера Сольберга – несмотря на проблемы с переключением передач (норвежец даже заглох в одной из шпилек, пытаясь пройти ее на четвертой передаче), частник разделался со «сдувшимся» в последний день Ралли Кипра заводским пилотом «Ситроена» Дани Сордо. Впервые после Тони Гардемайстера на Ралли Монте-Карло 2005 года частный пилот добрался до пьедестала почета.

Перегорел в сражении с Мэтью Уилсоном и Себастьян Ожье. Это было действительно похоже на драму – разбить машину за 200 метров до финиша! Совсем в духе Карлоса Сайнса. Таким образом, лучшим представителем юниорской команды «Ситроен» стал Конрад Раутенбах, неспешно кативший весь этап в районе десятого места.

Кощунственно предположить, но руководство компании-промоутера WRC всерьез вознамерилось выжить Себа из чемпионата мира. Введение технических требований S2000, судя по всему, преследует целью уничтожить двух жирных зайцев. Во-первых, насытить стартовый протокол огромным количеством разнообразнейшей техники, вызывающей приступ ностальгии («Абарт», «Пежо», «Шкода»). Во-вторых, это заставит-таки уйти Леба «по собственному нежеланию» выступать на безнадувных аппаратах. Не даром пошли слухи, что француз, того и гляди, заключит контракт с Анри Пескароло на выступления в азиатской серии «Ле-Ман». А оттуда и до LMS недалеко…