4 мин.

Гонка на реке

Организаторы гонки в Монреале попали в неприятное положение, и речь не о том, что весной Жак Вильнев не смог войти в состав хоть какой-нибудь команды «Формулы-1», � в этом году Гран-при Канады проходит в то время, когда большинство спортивных болельщиков во всем мире обращают внимание на что угодно, но только не на гонки. Казалось бы, судьба сжалилась над промоутерами: финал Кубка Стэнли завершился до начала тренировочных сессий на автодроме имени Жиля Вильнева. Но тут засада: этот, как его, футбол. И не футбол даже, а соккер. Хуже может быть только гонка в разгар Олимпиады. Нам посмотреть телерейтинги предстоящего Гран-при будет интересно, а организаторам � страшно.

С другой стороны, гонка на реке Святого Лаврентия всегда шла против ветра. И в этом может служить примером для звездно-полосатого соседа. Местных пилотов в «Формуле-1» так же немного, как и американцев, в стране есть более популярные виды спорта (и это еще очень мягко сказано), у Канады нет легендарной трассы, облобызать чьи кирпичи не считают зазорным известные гонщики. И при всем при этом гонка популярна и, что более важно для телезрителей, интересна.

В Канаде любят сочетать французское и английское � чтобы носители этих языков не чувствовали себя обделенными. Думаю, что канадские индейцы имеют на этот счет свое мнение, но не о них сейчас речь. Если возвращаться к англо-французскому сочетанию, то стоит сказать, что первые Гран-при Канады проходили поочередно в провинции Онтарио и франкоговорящем Квебеке. Первый Гран-при состоялся в год столетия независимости страны в 1967-м на трассе «Моспорт-Парк». Особенностью тех гонок было то, что заокеанские этапы проходили в конце сезона и туда приезжали либо топ-команды, сражающиеся за титул, либо участники поскромнее, считающие, что призовыми смогут окупить немалые затраты на турне.

С 1971 года «Моспорт-Парк» стал единоличным хозяином Гран-при и находился в этой роли до сезона-1978. Неприятной особенностью автодрома были регулярные аварии. И если «Формула-1» проходила здесь достаточно мирно, то в других гоночных сериях гибли люди. Поэтому Гран-при переехал в Монреаль, на остров Нотр-Дам, где и живет до сих пор. Примечательно, что большая часть инфраструктуры трассы была создана в памятном для канадцев 1967 году, когда в Монреале проходила всемирная выставка «Экспо». И тогда, в 78-м интерес к «Формуле-1» подскочил до небывалых высот � дебютную гонку на новой трассе выиграл канадец! И не просто канадец, а франкофон Жиль Вильнев. Причем для самого Жиля это также была первая победа в Гран-при. После трагической гибели гонщика автодром стал носить его имя.

Долгая история гонки включает и единственную победу Алези, у которого на победном круге заглохла машина и извозчиком поработал Шумахер, финиш за машиной безопасности, а также страшную аварию Кубицы, который победил здесь же год спустя.

Весь этот экшн стал возможен благодаря конфигурации трассы, которая перестраивалась весьма незначительно � остров Нотр-Дам не резиновый и все задуманные шпильки и шиканы сюда не втюхать.

Первый сектор трассы очень пилотажный, здесь на небольшом расстоянии скорость взлетает за 250 км/час, а потом падает ниже сотни (второй поворот). Часть поворотов проходится если не в пол, то с небольшой потерей скорости � четвертый и пятый повороты. После медленного шестого виража гонщики вылетают на второй сектор, где смогут раскатиться до 300 км/час. В конце этой условной прямой (траектория все же немного изгибается) поджидают связка восьмого и девятого поворотов. Внимание! Это не шиканы, куда гонщики с трудом втискивают свои болиды, а именно полноценные повороты. Вообще данный прием неоднократно применяется в Монреале, что делает местную гонку весьма увлекательной.

Третий сектор начинается с самого медленного поворота трассы. Вираж номер десять вполне мог бы быть прописан в Монако � 55 км/час, почти 180 градусов поворота � признаки княжеской трассы налицо. Ассоциации с Монако укрепляет главная прямая � Прямая Казино. На ней автомобили разгоняются до 350 км/час, а затем их ждет уже известный элемент � двойной поворот. Если все прошло нормально и гонщик не приобщился к великим, размазав машину о «Стену Чемпионов», то после короткой финишной прямой он уходит на новый круг.

Тормоза. Это слово незримо витало в воздухе, когда вы читали, насколько медленные повороты следуют после быстрых прямых. Самая, наверное, требовательная трасса к тормозам усеет карбоновой пылью механиков на пит-стопах или обломки машины, если гонщик уничтожит тормоза слишком рано. Безусловно аэродинамика тоже будет играть свою роль � воздуховоды «Макларена» способны обеспечить победу Баттону или Хэмилтону даже если «Ред Булл» не будут таранить друг друга. Остальные? Откровенно говоря, шансов у них немного. Шумахер побеждал здесь семь раз и, наверняка, будет очень близко к подиумной зоне, но вряд ли на самом верху. Баррикелло, хоть и ни разу не побеждал в Монреале, часто был в тройке лучших по итогам гонки. Несложно догадаться, что эта полоса успеха приходится на выступления бразильца за «Феррари». Однако в этот раз место в очковой зоне для Рубенса выглядит вполне реальным, учитывая традиционную силу «Уильямса» на городских трассах.

По одной победе в активе Алонсо, Хэмилтона и Кубицы, однако пилоту Скудерии и «Рено» в этом году добиться победы будет сложнее, чем гонщику «Макларена». Испанец и вовсе продолжает жаловаться на машину. Можно много всего сказать про привычку Фернандо сетовать на жизнь, но практика показывает � безосновательными эти жалобы не бывают

Гонка возвращается в Монреаль после годичного перерыва � финансовые споры владельцев трассы и Берни Экклстоуна заканчиваются либо победой Берни, либо отменой гонки. Подобные тайм-ауты в истории что Гран-при Канады, что трассы имени Жиля Вильнева уже бывали, но каждый раз пелотон возвращался на реку Святого Лаврентия. Так что можно ожидать, что странная забава с мячом в ЮАР, многочисленные хоккейные телепрограммы с анализом финала Кубка Стэнли не станут катастрофой для гонки.

Превью Гран-при Канады от команды «Уильямс»