Семейное сходство

Команда «Ред Булл» последней из главных претендентов на чемпионский титул представила болид образца 2010 года, который оказался эволюцией прошлогодней модели. Рассказ о плюсах и минусах подобного подхода, а также впечатления о новинке – в материале Sports.ru.

Сегодня утром в испанском Хересе Себастьян Феттель и Марк Уэббер стянули покрывало с автомобиля, появления которого с большим нетерпением ожидали многие болельщики, соперники и пресса. Возможно, кто-то, глядя на новенький «Ред Булл» RB6, испытал легкое чувство разочарования – гений аэродинамики Эдриан Ньюи не придумал очередной революционной новинки, вроде «акульего плавника» или V-образного носа, которые, нисколько не смущаясь, скопировали многие конкуренты.

Напротив, новая машина по сравнению с прошлогодней почти не изменилась, что вполне логично. В отличие, скажем, от «Феррари» или «Макларена», подошедших в прошлом году к пределу потенциалов собственных машин, автомобиль с красным быком на борту к концу сезона-2009 становился все быстрее и быстрее. Было бы странно, если бы технический штаб конюшни из Милтон-Кейнса вдруг бросил развитие текущей концепции и ударился в революционные эксперименты. Ньюи, пусть дизайнер и модный, но, все-таки, создающий автомобили, а не одежду. Так что эволюция одного из лучших (если не лучшего) болидов прошлого года – шаг понятный и логичный. Тут не до спецэффектов.

Гений аэродинамики Эдриан Ньюи не придумал революционных новинок

Впрочем, нельзя сказать, что изменений совсем уж не произошло никаких. Жизнь, а если быть точнее, очередные изменения в регламенте, оставили свой отпечаток на болидах образца 2010 года. И RB6 просто не мог стать исключением из правил.

Как и полагается, в связи с увеличившимся объемом топливных баков, конструкторы «Ред Булл» выбрали вариант с удлинением автомобиля. Появившееся свободное пространство внутри автомобиля позволило сделать главное – эффективно интегрировать в конструкцию RB6 двойной диффузор, для чего пришлось также перепроектировать заднюю часть автомобиля, на что в прошлом году у команды не было времени.

Сам диффузор, особенно его верхняя часть, выглядит немного проще, чем аналоги на «Рено» или «Макларене». Отчасти это объясняется тем, что нижнее крыло (горизонтальное крылышко на уровне выхлопов) не используется у RB6 как часть диффузора. Что, впрочем, не исключается вероятности изменения конструкции этого элемента к Гран-при Бахрейна.

Подобная же ситуация и с передним антикрылом. То, что в первый день тестов мы не увидели в этой области серьезной проработки, еще не значит, что к началу сезона антикрыло не будет модифицировано. Пока команда не закончит работать над проверкой надежности машины, новинок ждать не придется.

«Самая важная сессия состоится в Барселоне, туда все привезут гоночные обновления. Мы концентрируем внимание именно на этом», – заявляет руководитель команды Кристиан Хорнер.

Если изменений немного, то зачем была нужна дополнительная неделя подготовки?

Относительно заметным отличием RB6 от предшественника является чуть приподнятый носовой обтекатель. Очевидно, сделано это для лучшего «кормления» днища и диффузора воздушным потоком, но эффект более горбатого носа придают и чуть приподнятые наросты по бокам обтекателя. Предполагается, что они стали лучше распределять воздушный поток.

Знаменитый «акулий плавник» практически не претерпел изменений, но вот центральная часть под ним немного приподнялась. Возможно, это следствие перемещения коробки передач, для более эффективной работы диффузора. В то же время форма боковых понтонов, постепенно снижающихся сзади, а также задняя подвеска, практически, тоже не изменились.

Глядя на эти небольшие модернизации, возникает вполне естественный вопрос: если изменений по сравнению с болидом 2009 года не так много, то зачем «Ред Булл» была нужна дополнительная неделя подготовки?

Может быть, отчасти это объясняется небольшой задержкой в разработке шасси. Конструкторы довольно долго ждали вопроса по моторам. Австрийская конюшня всерьез рассчитывала перейти на «Мерседес», но, как известно, обстоятельства сложились иначе. Впрочем, тесты в Валенсии для «Ред Булл» не так важны, как для многих других конюшен. Во-первых, не будем забывать, что это единственная из топ-команд, полностью сохранившая пилотский состав. Кроме того, автодром имени Рикардо Тормо – не очень показательный. Большая часть круга проходится на третьей-четвертой передачах, что имеет мало схожего с традиционными трассами «Формулы-1». Короче говоря, тесты в Валенсии для многих конюшен были оптимальными с точки зрения проверки различных систем автомобиля и знакомства с новыми гонщиками, а единственным плюсом трассы являлась хорошая погода зимой. В 2009-м, когда почти все конюшни плавали в португальском Портимане, «БМВ-Заубер» наслаждался солнечными деньками именно в Валенсии.

Еще один момент, который необходимо учитывать, это то, что «Ред Булл» не относится к заводским конюшням, не имеет мощных финансовых ресурсов.

Так что пару дней тестов команда из Милтон-Кейнса вполне могла пропустить. Ребята сэкономили время с пользой для своей машины

Между прочим, в прошлогодние предсезонные тесты «Ред Булл» тоже включился не сразу. После пропуска португальских испытаний, дебют RB5 пришелся на 9 февраля в Испании. Может быть, кто-то посчитает, что сейчас, как и год назад это больше похоже на срыв сроков, но зато все точно по графику!

Кстати, с надежностью, несмотря на сегодняшнюю утечку масла, проблем быть не должно. Учитывая, что нынешняя модель – эволюция прошлогодней, можно предположить, что большинство систем уже проверено неоднократно. Хотя зарекаться, пожалуй, в таком щекотливом вопросе не будем.

Эволюция концепции болида – правильный шаг

Как бы там ни было, безусловно, эволюция в развитии машины – шаг правильный, хотя всегда немного опасный. Ведь когда новый болид почти не отличается от прошлогоднего, возникает опасность, что прогресс в развитии автомобиля окажется недостаточно серьезным. С другой стороны, создавать революционную модель, когда ты и так среди лидеров, вообще нет смысла, поскольку тут гораздо больше рисков свернуть себе шею.

Так что нет сомнений, что, выбрав эволюционный, а не революционный путь развития, команда поступила мудро. Вопрос лишь в том, будет ли достаточно прогресса за межсезонье для того, чтобы не растерять техническое преимущество и остаться лидером. Ответ на него появится лишь по ходу чемпионата.

Фото: redbullracing.com

Популярные комментарии
0
vader
Разве Ньюи самоучка? Если не изменяет память, его дипломная работа было по граунд эффекту, вроде вполне профильная тема.
Ответ на комментарий doctormorge
Николай, давай я объясню свою точку зрения на этот счет. Расскажу про два случая из своей жизни. Оба раза мы проектировали небольшой довольно инновационный узел и оба раза упирались в ограничения по гидродинамике. И что интересно, первый вариант мы делали оба раза, исходя из умозрительных представлений и существующих образцов. И оба раза промазали в разы. В одном случае, мы сделали измерения, расчетную модельку и получили набор размерностей. И набор этот настолько отличался, по ключевому параметру раз в 6, что сами не поверили, не то, что заказчики. Но узел второй версии при этом работал так, как нужно. Только главный конструктор завода, опытный мужик с образованием мехмата МГУ, подумал минутку и сказал: «Ну да, там же квадрат...» А вот во втором случае сделали мы узел, где задрали один из ключевых параметров раз в 10 по сравнению с лучшими мировыми образцами. И директор российского отделения глобальной компании, и достаточно известный шведский венчурный бизнесмен вертели его и так и этак, очень он им понравился, только вот вещь была нерабочая, а расчеты показали, что в пределах разумного потребления энергии и не заработает. Так вот, я это к чему. Гидродинамика - вещь не для поверхностного разговора. Даже полученное образование, в котором был курс гидродинамики, ничего, кроме базовых представлений не дает. И судить на ровном месте, кто, что и как сделал с точки зрения аэродинамики, не стоит, это просто наивно. Здесь Туполевых нет. Это Туполев мог придумать эмпирическое правило, которое потом подтвердилось в аэродинамической трубе. Даже всеобщий любимец Ньюи, напомню, является талантливым самоучкой, а не мировым экспертом в области аэродинамики с соответствующим бэкграундом. PS С моей точки зрения, гораздо важнее элементы, которые производят работу потока, и, следовательно, сопротивление, вроде передних антикрыльев, но их почему-то никто не обсуждает. Хотя про крылья как раз есть масса литературы. Так вот на мой взгляд, с точки зрения этой литературы эти крылья выглядят так, будто на дворе начало тридцатых годов двадцатого века.
0
li_si_cin
А можно просто ставить сноски после слов, а после статьи перевод на русский. Тогда проблем не будет. Типа как Толстой в Войне и Мире.
Ответ на комментарий deBall
Предлагаю писать «дезигнер», чтобы небыло разночтений... написали дизайнер, значит пид... э-э-э... человек, который одежду придумывает, написали дезигнер значет канструктар...
0
deBall
Предлагаю писать «дезигнер», чтобы небыло разночтений... написали дизайнер, значит пид... э-э-э... человек, который одежду придумывает, написали дезигнер значет канструктар...
Написать комментарий 49 комментариев

Еще по теме

Реклама 18+