5 мин.

Остановить Леба

Страны, континенты

«Формуле-1» есть чему поучиться у чемпионата мира по ралли. В то время как королевские автогонки привлекают в свой календарь все новые и новые страны, бесцеремонно избавляясь от исторических Гран-при, WRC на полную катушку раскручивает систему ротации, распределив 24 этапа на два года. Так, в этом году Ралли Монте-Карло уступило место Ирландии, где маршрут, за исключением двух новых спецучастков и пары слегка модифицированных, повторит пройденный гонщиками в дебютном 2007 году. Зимние условия на асфальте двух стран «Изумрудного острова» призваны организовать достойную замену переменчивым условиям на подмерзающем средиземноморье.

Благодаря системе ротации в календарь попали еще пять этапов. Ралли Норвегии, Кипра и Португалии пройдут сразу после Ирландии. При этом Кипр возвращается с новыми спецучастками и станет всего одним из трех этапов, где гонщикам будут предоставлено два типа шин: первый день здесь пройдет по асфальтовому покрытию, а оставшиеся два � по знаменитым гравийным участкам. Ралли Польши � одно из старейших, проводившихся еще в 1921 году, но в чемпионат мира попавшее лишь однажды, в 1973. Наконец, еще одна, можно сказать, новинка сезона � Ралли Австралии, которое снялось с насиженного места в Перте и переехало через всю страну в Новый Южный Уэльс. В будущем эта гонка вполне логично будет меняться местами с Новой Зеландией.

Конечно, с такой ротацией календарь сезона пришлось серьезно подрезать. Вместо, например, прошлогодних 15 гонок зрители смогут увидеть только 12 � самое маленькое число этапов с 1996 года. Но география расширится без ущерба классическим ралли, да и расходы команд можно будет сократить.

Потери, переходы

Межсезонье в WRC хоть и было коротким, спокойным временем отдыха, когда болельщики могут отвлечься от страстей борьбы, его никак не назовешь. Борьба правда шла не за призы, а за выживание после того как сразу два японских производителя � «Субару» и «Сузуки» � на волне, поднятой «Хондой» в «Формуле-1», попрощались с чемпионатом. Тони Гардемайстер нашел себе местечко в IRC, а вот Крис Аткинсон и Петтер Сольберг после стольких лет в синих комбинезонах заводской команды были нацелены только на мировое первенство.

В результате австралийца приняли в «Ситроене», в юниорской команде, которую организовали французы. Правда, пока не понятно, насколько продолжительным будет это сотрудничество, ибо подтвердили Криса только на Ралли Ирландии. На фоне относительно благополучного трудоустройства напарника, который с огромным энтузиазмом принял возможность на равной технике посостязаться (а скорее, сравнить свои силы) с Себастьяном Лебом, последние полтора месяца Сольберга уже превратились в сагу из переговоров с японцами, призывов к болельщикам и журналистам подождать еще чуть-чуть, и задержкой заявки на Ралли Норвегии�

На первый этап Петтер не успел, и до сих пор не может в полной мере осознать, что чемпионат поехал без него. «Поверьте, я делаю все, что в моих силах, чтобы забыть, что Ралли Ирландии стартовало без меня. Впервые за многие годы я попал в такую ситуацию, и от одной только мысли об этом, у меня на глаза наворачиваются слезы. Но я вернусь в Норвегию, так что давайте устроим там шоу», � пишет чемпион 2003 года в своей колонке в еженедельнике Autosport. Да, к новому дедлайну на домашний этап Сольберг успел, и выступит на стареньком «Ситроене Ксара» 2006 года.

Из прочих принципиальных переходов в сезоне-2009 стоит отметить Урмо Ааву, который пересел с «Ситроена» C4 в «Форд» команды «Стобарт». Вместе с Мэтью Уилсоном эстонский гонщик составил самую молодую пару в истории полузаводских команд. Победитель прошлогоднего молодежного первенства J-WRC Себастьян Ожье шесть этапов проведет в «Ситроен-Юниор», где полную дистанцию чемпионата пройдет Конрад Раутенбах, а восемь ралли � 18-летний россиянин Евгений Новиков.

Пятикратный, претенденты

Делая прогноз на предстоящий сезон, трудно поставить против Себастьяна Леба, который пять раз подряд первенствовал в чемпионате. В прошлом году он отдал своим соперникам из «Форда» всего четыре победы, а сам не успокоился даже после того, как судьба титула была решена, феерически выиграв и последний этап в Великобритании.

Микко Хирвонену наверняка, как и в прошлом году, удастся потревожить Леба на пути к шестому чемпионству, но сложно предсказать, насколько серьезно и долго он сможет вести борьбу. В сезоне-2008, после ухода Маркуса Гронхольма, на плечи финна легли заботы лидера «Форда» и прессинг борьбы в чемпионате, так что в первых ралли он слишком осторожничал. Сейчас раскачиваться некогда из-за и так укороченного календаря, хотя именно этот фактор вместе с сокращением числа асфальтовых ралли, на которых Леб непобедим с 2006 года, может в какой-то мере сыграть Микко на руку � все-таки в прошлом сезоне он до предпоследнего этапа держал судьбу титула.

Хирвонену стоит оглядываться и через плечо � его напарник Яри-Матти Латвала пусть и провел довольно нервный первый год в заводской команде, успел стать самым молодым победителем в истории чемпионата, выиграв Ралли Швеции. На последней гонке в Великобритании, только на самом финише уступив Лебу, он буквально оставил обещание будущих успехов.

А Петтер Сольберг, выбирая претендентов, можно считать, пошутил: «Кто выиграет? Может это будет Сольберг на старой машине�» Ну, а если серьезно: «Посмотрим, что я смогу сделать на «Ксаре» в Норвегии. Если там буду идти на равных с Лебом, я смогу состязаться с ним и на всех остальных ралли сезона. Но давайте пройдем Норвегию, а потому будем говорить о будущем».

Календарь сезона-2009

1. Ралли Ирландии: 30 января � 1 февраля

2. Ралли Норвегии: 13 � 15 февраля

3. Ралли Кипра: 13 � 15 марта

4. Ралли Португалии: 2 � 5 апреля

5. Ралли Аргентины: 24 � 26 апреля

6. Ралли Сардинии: 22 � 24 мая

7. Ралли Акрополис: 12 � 14 июня

8. Ралли Польши: 26 � 28 июня

9. Ралли Финляндии: 31 июля � 2 августа

10. Ралли Австралии: 4 � 6 сентября

11. Ралли Испании: 2 � 4 октября

12. Ралли Уэльса: 23 � 25 октября