6 мин.

Реальный бедлам

Итак, на городской трассе в Порту в рамках очередного этапа чемпионата мира легковых автомобилей WTCC, состоялось, как минимум, целых два знаменательных и взаимосвязанных события. Наконец-то дебютировал долгожданный новый автомобиль от «Лады», а управлял им не кто иной, как знаменитый Джеймс Томпсон.

Слухи о том, что в составе полузаводской команды выступит какой-то выдающийся гонщик, имеющий на своем счету победы в международных соревнованиях, ходили давно. Но вряд ли кто мог с уверенностью утверждать, что в неоднозначном проекте примет участие именно Томмо, как его кличут болельщики.

Впрочем, одно из объяснений неожиданному дебюту можно найти весьма легко. Англичанин и его инженер Марко Коловоло снискали славу профессионалов, умеющих заставить быстро ехать любое транспортное средство с четырьмя колесами. Сам по себе йоркширец в гонках легковых автомобилей известен уже, как минимум, 15 лет, со времен первых побед в британском чемпионате за рулем «Воксхола». Вообще, на его счету – триумфы на этапах английского, датского, европейского и мировых первенств. Лишь ДТМ не покорился быстрому англичанину. Впрочем, выступал он там за рулем «Абт-Ауди» в 2000 году, когда те были безнадежными аутсайдерами.

Слава филигранного настройщика укрепилась за Томмо после побед на частных «Альфах» и «Хондах», добытых в сражениях с заводскими пилотами в чемпионате мира. В то время представители «БМВ» могли проводить на тестах до 60 дней в году, а англичанин ограничился единичным выездом на испытания и все равно часто сражался на равных. Но все достижения, оказывается, не гарантировали ему ажиотажный спрос со стороны боссов команд в минувшее межсезонье. После закрытия «Н.Текнолоджи», за которую Томпсон выступал последнее время, он остался без работы. Небольшой проблеск надежды случился в начале марта, когда были проведены тесты в составе некоторых команд британского чемпионата. Правда, с финансовой точки зрения складывалось все не слишком успешно, и первый этап пилоту пришлось пропустить. Но совсем скоро владелец команды «Динамикс» Стив Нил решил поменять одного из своих пилотов, который, кстати, приносил деньги, на Джеймса, могущего похвастать лишь талантом, но никак не спонсорской поддержкой. 

В своих лучших традициях Томмо вместе с инженером основательно поработали над непокорной доселе машиной, и результат не заставил себя долго ждать. Черный с ядовито-желтыми полосками «Сивик» полетел на встречу подиумам и победам. Теперь практически каждый уик-энд пилот проводит на гонках, ведь, ему нужно выступать и в датском чемпионате, где он также сражается за корону. Более того, в период зимнего затишья ему предложили подписать контракт на выступление в двух марафонских заездах престижнейшего и невероятно популярного австралийского чемпионата легковых автомобилей V8 Supercars в Филипп-Айленде и на знаменитом «Батерсте». Причем, даты этих заездов совпадают по срокам с этапами британского чемпионата, а последние гонки в национальных первенствах и вовсе проводятся в один день. Но Томмо совсем не печалит возможность упустить титулы из-за странностей расписания. Как утверждает англичанин, главное для него – победить в большем числе гонок, а выступления в Австралии всегда были его самой большой мечтой.

Что же касается проекта «Приора», то тут Джеймс выражает сдержанный оптимизм, но не боится осложнений. Он прекрасно знает, что новая машина всегда содержит в себе изрядное количество так называемых детских болезней. Хотя, по существу это проверенная временем 110-я модель, но некоторые узлы все же нуждаются в дополнительной проверке. Например, коробка передач в первый день заездов в Порту выдержала всего один круг. Кстати, вряд ли в этом виноваты российские промышленники, поставившие подшипники не самого лучшего качества или недостаточно закалившие зубья шестерен. Большинство агрегатов на «Ладе» никогда в России и не были. Да и сам двигатель, на который возлагали большие надежды, ведет свою родословную от «Опеля», а никак не от «ФИАТа». Вот такие, «настоящие машины».

Случай, лишь подтверждающий аксиому о том, что на старт WTCC выходят, по сути, настоящие прототипы, причем не самого высшего сорта. Оказывается, можно и не использовать даже родной блок цилиндров – на новом «Шевроле» используется двигатель от старой модели Lacetti. Более того, мотор этот даже не встречается на континентах, где гостит чемпионат – производится силовой агрегат этот в Австралии! После таких подробностей совсем не удивительно, что на той же «десятке» устройство подвески не идет ни в какое сравнение с серийной моделью. Жаль, но прототип сей, несмотря на все ухищрения, настолько сырой, что даже Томмо не в силах что-то исправить. На первых тестах он уступал лидерам по пять секунд с круга. Видимо, инженеры так увлеклись беседами с британцем, что в квалификации забыли проверить дорожный просвет у новой машины, из-за чего Джеймс теряет с потом заработанное предпоследнее стартовое место.

Невозможно винить пилота в таком медленном темпе, ведь в расчет нужно принимать и балласт – самую спортивную составляющую настоящих гонок. «Ладу» наградили лишними 40 килограммами за новую модель. Впрочем, никто бы не удивился, если бы уже в субботу с этой же машины сняли лишний центнер после того, как руководство команды нажаловалось или пустило бы слезу перед нужными людьми. Да, таковы нравы в настоящих гонках.

Двадцатиминутные заезды по лабиринту городской трассы подарили все, что можно ожидать от гонок такого уровня: командную тактику, трамвайное шествие, нелепые завалы и необъяснимые штрафы, из-за которых окончательные результаты первого заезда стали известны гораздо позже взмаха клетчатого флага. Организаторы постарались на славу и выбрали самые тесные улочки Порту, чтобы запустить туда двадцать с лишним модифицированных машин. Над этим можно было просто посмеяться, если бы не авария Серхио Эрнандеса. Да, техника WTCC не может похвастать впечатляющей динамикой, но и 100 с лишним километров в час хватило «БМВ», чтобы в результате контакта по касательной разворотить бетонные блоки, ограждавшие трассу. В итоге жесточайшего удара левой стороной машины испанец получил серьезные повреждения ног, и врачи подозревают у пилота перелом. Более безалаберного отношения проектировщиков автодрома к безопасности трудно себе представить. На том же первом круге из-за чрезвычайной узости трассы произошел массовый завал, повлекший за собой интересные судейские решения. Ален Меню, чья машина была не слишком серьезно повреждена и могла выйти на рестарт, наградили штрафным проездом за то, что его «Шевроле» прибыл на пит-лейн под красный сигнал светофора. Все бы ничего, только прибыл он на буксире машины маршалов. Наверно, судьи ожидали, что Ален попросит подбросить его лишь до въезда, но тот злоупотребил их помощью, за что и поплатился.

Сам же первый заезд порадовал зрителей борьбой за восьмое место, дающее право стартовать с поула во второй гонке. Сначала отличился Энди Приоль на «БМВ». Поняв, что обогнать на этой трассе невозможно, а бороться за третье место бесполезно, он попросту притормозил и опустился на заветную восьмую позицию. Как оказалось, это было частью гениального плана господина Марио Тайссена по перемещению на примечательное восьмое место единственного претендента на титул от баварцев – Аугушту Фарфуша. После штрафного проезда бразилец самостоятельно никогда бы не смог выбраться на требуемую строчку в протоколах, и вряд ли кто-то ожидал от этого пилота филигранных маневров на самой узкой трассе, учитывая, что он и на широчайших прямых чешского «Брно» умудрился убрать с дороги напарника по команде. На сей раз победу во втором заезде Фарфушу обеспечили извне. В «СЕАТе» также отличились знанием основных приемов командной тактики, выводя своего лидера Ивана Мюллера на подиум путем притормаживания нужных вагонов турбодизельного тепловоза. Самое обидное, что пилоты не скрывали, что их попросили уступить дорогу с командного мостика. Томмо остался одним из немногих в эти выходные, кто действительно держал марку настоящего пилота легковых автомобилей. Профессионал не торопил события. Сейчас главное – понять машину, найти ту базу, с которой стоит начинать поиск настроек. Времена Томпсона не стоит рассматривать, как провал. Англичанин вполне может привести эту машину в первую десятку через одну-две гонки. Вот, интересно, если Джеймс добьется прогресса и начнет вдруг зарабатывать зачетные баллы за рулем «Приоры», чья это будет заслуга?