5 мин.

Боковые понтоны: 6 способов заменить выдувной диффузор

Грядущий сезон «Формулы-1» преподнес нам несколько интересных технических нововведений. Основное внимание было уделено передней части болида: немало слов было сказано об «утконосах», многие восхитились интересному решению «Мерседеса», которое получило название w-воздуховод. Однако многие болельщики не уделили внимание тому, как команды справились с запретом выдувных диффузоров. Суть изменения регламента свелась к тому, чтобы запретить направлять выхлопные газы непосредственно в диффузор. Выхлопные трубы теперь смотрят вверх, и угол их наклона варьируется от 10 до 30 градусов.

Напомним, что выдувные диффузоры выполняли сразу две аэродинамические функции в болиде. Во-первых, выхлопные газы ускоряли потоки воздуха, создавая дополнительную прижимную силу. Во-вторых, выхлопная система помогала объединить обе стороны диффузора, действуя в качестве так называемой юбки. Поскольку решение с выхлопными газами было довольно эффективным, в 2012 году конструкторам большинства команд пришлось использовать боковые понтоны в качестве направляющего элемента для выхлопных газов.

На предсезонных тестах были представлены почти все болиды, поэтому у нас есть возможность рассмотреть самые интересные решения, позволяющие обойти текущий технический регламент и вернуть выхлопные газы обратно в диффузор.

В новых болидах боковые понтоны направляют воздушный поток – который подхватывает выхлопные газы – к нижней части машины, к днищу, в том числе и к диффузору. При этом частично используется так называемый эффект Коанда, когда потоки воздуха «прилипают» к поверхности понтона. Именно поэтому нынешние болиды имеют одинаковую, сплющенную ближе к концу форму боковых понтонов. Впрочем, эффект Коанда все команды используют по-своему.

«Заубер»

В первую очередь необходимо обратить внимание на решение «Заубера», предложившего наиболее простую (однако, похоже, очень эффективную) систему: выхлопное отверстие находится в верхней части понтона, воздушные потоки смешиваются с выхлопными газами и направляются в область между колесом и диффузором, тем самым повышая прижимную силу машины. Так что, возможно, хорошие результаты «Заубера» на предсезонных тестах были показаны не с пустыми баками.

«Ред Булл»

Команда Эдриана Ньюи использует наиболее рациональное решение проблемы, основанное на идеях «Заубера». Отверстие выхлопной трубы также находится в верхней части понтона, от которого идет небольшой канал, по которому выпускаются выхлопные газы. Чуть ниже имеется отверстие, сквозь которое потоки уходят прямо к центру диффузора. Конструкторам пришлось специально оптимизировать понтон под эту идею. Поперечные рычаги подвески болида получились очень тонкими, что в некоторых случаях будет неэффективным, но у RB8 это решение освобождает дополнительное пространство для воздушного потока. Также в конструкции машины можно обнаружить V-образный узел диффузора, именуемый «хвостом лодки». В предыдущие годы он прятался под коробкой передач.

«Макларен»

Консервативные британцы перед началом сезона заинтриговали многих внезапно всплывшим заявлением о возможной нелегальности болида. Они первыми выкатили свой болид на презентацию, тем самым предоставив достаточно времени для изучения своего болида. Выхлопные отверстия в MP4-27 скрываются за выпирающими из боковых понтонов обтекателями. Форма обтекателя, также как и у «быков», направляет воздушные потоки в нижнюю часть болида. Отверстие выхлопа находится сверху и имеет канавку, задающую направление выхлопным газам. Это решение позволяет не смешивать воздушные потоки с выхлопом и направить их в разные части болида. В последнем обновлении боковой понтон имел более крутую форму, а выхлоп был перенаправлен в сторону диффузора, чтобы избежать перегрева и зернения покрышек.

«Феррари»

Решение Скудерии описывается специалистами как незавершенное. Итальянцы расположили выхлоп в жерле небольшого открылка в понтоне. Выхлопные газы также перенаправляются воздушными потоками к днищу болида. В ранних версиях выхлопные трубы находились непосредственно у жерла, расположенного в верхней части. На последних испытаниях выхлопные отверстия ушли внутрь и опустились чуть ниже. Это решение не столь эффективное, как у главных соперников, поскольку направление потоков более рассеянное.

«Мерседес»

Немцы решили пойти другим путем. Боковые обтекатели W03 имеют округлую форму, спрятавшую выхлоп глубоко внутри, и не направляющую потоки в диффузор. Напротив, они направляются в небольшую область, которую некоторые ошибочно окрестили новым двойным диффузором. В этой области установлен небольшой канал, находящийся под диффузором. Завихрения воздуха проскальзывают сквозь этот канал и выбрасываются наружу между диффузором и сигнальным индикатором. Такое решение безусловно выглядит интересным, но неизвестно, принесет ли оно пользу.

«Торо Россо»

Младшая Скудерия продолжает эксперименты с укороченными боковыми понтонами. Дизайн крыла помогает болиду увеличить скорость за счет нижних воздушных потоков. Однако высокие понтоны существенно повышают центр тяжести болида, поскольку приходится приподнимать радиаторы. Возможно, именно поэтому лидеры не воспользовались данным решением.

Решения команд забавным образом оцениваются специалистами пропорционально расположению этих конюшен в Кубке конструкторов. Означает ли это, что расстановка сил в пелотоне не изменится, мы с вами увидим уже в ближайшие дни. Ясно одно: запрет на выдувные диффузоры не сильно смутил конструкторов. Часть прижимной силы, естественно, пропадет, однако не так сильно, как это казалось раньше.

По материалам Би-би-си и Autosport