8 мин.

Главные потери в календаре «Формулы-1» за 25 лет. Брэндс-Хэтч, Жакарепагуа, Индианаполис

Брэндс-Хэтч

В далеком 1926 году группа велосипедистов, ехавшая по дороге из Лондона в Фолкстон, заметила весьма симпатичный склон в виде амфитеатра. Оказалось, что земля принадлежит ферме Брэндс-Хэтч, находившейся близ Западного Кингстауна, но ее хозяин оказался покладистыми парнем, и позволил велосипедистам устраивать на склоне гонки, а вскоре на новой «трассе» начали выступать и мотоциклисты.

До войны на «Брэндс-Хэтче» проводились любительские соревнования, но с 1947 года за дело взялась организация Brands Hatch Stadium Ltd. Управляющая компания уложила асфальт, договорилась с телекомпанией Би-би-си о трансляциях мотогонок, а с 1950-го запустила на трассу 500-кубовые автомобили «Формулы-3». Однако настоящим катализатором развития автоспорта в Брэндс-Хэтче стала печально знаменитая авария в Ле-Мане. После нее из-за повышения стандартов безопасности закрылись десятки трасс, но британский автодром выдержал новые требования, и в 1956-м принял уже гонку «Формулы-2». Еще через несколько лет организаторы поняли, что скоростная трасса слишком короткая – они расширили петлю, проложив дорогу в лесном массиве.

В 1960-м на «Брэндс-Хэтче» прошла первая незачетная гонка «Формулы-1», а в июле 1964-го автодром принял и официальный Гран-при – по договоренности с «Сильверстоуном» Гран-при Великобритании теперь поочередно проходил на этих двух трассах.

Высокая скорость, узкая трасса и перепады высот всегда означают большую опасность. Но даже с приходом профессиональных гонщиков «Формулы-1» серьезных происшествий в Брэндс-Хэтче меньше не стало.

Гонки «Формулы-1» проводились тут до 1986 года, но затем не поспевавший за безопасностью автодром был вынужден расстаться с Гран-при – последняя гонка ознаменовалась завалом в первом повороте, – и сосредоточился на проведении гонок младших серий.

Однако на этом история не закончилась. В 1999-м владельцы трассы договорились о проведении этапа «Формулы-1» в сезоне-2002, но сделка сорвалась – местные власти отказали в реконструкции автодрома.

Яркий момент: первая победа Найджела Мэнселла. В первые годы карьеры в «Формуле-1» британец прослыл быстрым, но крайне нестабильным пилотом, упускающим победы и подиумы из-за глупых ошибок. Проще говоря, некоторые считали Найджела неудачником, а Питер Уорр, комментируя аварию лидировавшего Мэнселла на Гран-при Монако 1984 года, воскликнул: «пока у меня в заднице есть дырка, он не будет победителем Гран-при».

Гран-при Европы 1985 года Найджел начал в традиционном ключе – стартовал третьим, быстро выбрался на вторую позицию, а затем также быстро отвалился на четвертое место. Впрочем, буйным характером на трассе отличался не только британец, но и его напарник по «Уильямсу» Кеке Росберг, бросившийся в атаку на лидировавшего Сенну. В результате контакта финна развернуло, в него въехал Пике, и с проколотым колесом гонщик «Уильямса» поехал в боксы. На трассу Кеке вернулся, проигрывая Сенне и Мэнселлу почти круг, и, злясь на бразильца, притормозил того так, чтобы в лидеры вышел Найджел. Такая командная «игра» позволила британцу уверенно финишировать первым.

Вероятность возвращения в календарь: очень низкая; если вдруг исчезнет «Сильверстоун».

Фото:

Жакарепагуа (Международный автодром имени Нельсона Пике)

Одной из интересных особенностей бразильского этапа «Формулы-1» было влияние ключевых пилотов страны на место проведения национального Гран-при. Пока успехов добивался Эмерсон Фиттипальди, гонка проходила в Сан-Паулу, но с появлением Нельсона Пике заметно усилились позиции Рио-де-Жанейро.

Местные власти построили автодром в конце 70-х – в пригороде громадного города, на территории осушенного болота близ деревеньки Жакарепагуа. Автодром трудно было назвать сверхинтересным – равнинная трасса сильно контрастировала с холмистым «Интерлагосом», и единственное, что вызывало интерес – длинная стартовая прямая.

Первая гонка на «Жакарепагуа» состоялась в 1978-м, но регулярно Гран-при «Формулы-1» стал проходить с 1981 года. Именно в этом сезоне, кстати, Пике стал чемпионом мира.

Нельсон вместе с Аленом Простом был и одним из самых успешных пилотов на этой трассе – на двоих они выиграли семь гонок. А когда Пике выиграл третий чемпионский титул, местные жители назвали «Жакарепагуа» именем своего любимца. Впрочем, на этом счастливая история автодрома заканчивается, а дальше начинается история грустная.

В конце 80-х ветер вновь переменился. В то время как мэр Сан-Паулу нашел деньги на реконструкцию «Интерлагоса» (теперь уже закатывалась карьера Пике, а звезда Сенны сияла очень ярко), владельцы автодрома в Рио страдали от нехватки финансов. Более того, непростая ситуация для автодрома усложнилась после аварии Филиппа Стрейффа – француз повредил позвоночник и в итоге оказался прикован к инвалидной коляске. Когда все эти факторы сложились воедино, «Жакарепагуа» исчез из календаря «Формулы-1».

Владельцы сумели перестроить трассу в овал, и даже провели несколько гонок CART, но эти успехи стали для них последними. Планы по возвращению в календарь «Формулы-1» провалились, и теперь здесь в основном проводились соревнования невысокого ранга.

В 2005 году городские власти решили частично демонтировать трассу, чтобы возвести спортивный комплекс для Панамериканских игр, а оставшуюся часть автодрома реконструировать, однако затем планы изменились – в 2008 году власти надумали полностью снести трек, чтобы на его месте построить Олимпийский парк (в 2016 году в Рио пройдут Олимпийские Игры).

В настоящий момент часть трассы демонтирована, обветшалые трибуны время от времени заполняются зрителями, которые приходят посмотреть гонки местных сток-каров, а в это же время в суде идут тяжбы и расследования, связанные с обещаниями властей реконструировать трассу, которые так и не выполнены.

Яркий момент: успешный дебют Джонни Херберта в 1989 году. Последняя гонка на «Жакарепагуа» многим запомнилась бескомпромиссным сражением Найджела Мэнселла с соперниками и самим собой за победу, но следом за пределами тройки лидеров, на четвертом месте финишировал дебютант чемпионата Джонни Херберт на «Бенеттоне». Достижение англичанина сложно переоценить, если учесть, что семью месяцами ранее в результате аварии в «Формуле-3000» он чуть не лишился ног.

Вероятность возвращения в календарь: в ближайшие годы – практически нулевая.

Фото:

Индианаполис

Легендарный трек, расположенный на территории США, и являющийся одним из старейших гоночных автодромов в мире, был построен аж в 1909 году. В качестве трассы, принимавшей у себя соревнования различных гоночных серий, «Индианаполис» начал функционировать с 1911 года. Однако в «Формуле-1» так и не снискал большой любви.

Поначалу покрытие на треке было гравийным, однако из-за многочисленных аварий со смертельным исходом очень быстро было принято решение заменить покрытие на кирпичное. Именно за счет этого автодром получил прозвище «Кирпичница». Вскоре после окончания Второй Мировой Войны новый владелец трассы – Тони Халмен – сменил покрытие на более безопасный асфальт, оставив ярд кирпичей в районе стартовой прямой.

Совместная история «Формулы-1» и «Индианаполиса» началась в 1950 году. Именно тогда в календарь чемпионата мира была включена гонка «500 миль Индианаполиса», однако европейские команды и гонщики практически не летали за океан ради выступления на овале, а многие американцы даже и не знали, что их результаты на «Кирпичнице» идут в зачет первенства «Формулы-1». В конце концов, гонка исчезла из календаря, и вряд ли этому кто-то сильно огорчился.

Впрочем, от поездок в США никто не отказался, однако теперь гонки проходили на «нормальных» для европейских команд извилистых треках – «Себринге», «Риверсайде», «Уоткинс-Глене», а также городских трассах в Далласе, Детройте и Финиксе.

Но Берни Экклстоуну хотелось большего, а именно – возвращения легенды, и после переговоров с американскими промоутерами было объявлено о подписании контракта между «Формулой-1» и Индианаполисом на проведение Гран-при, начиная с 2000 года.

Однако поскольку овал совсем не подходил для болидов «Ф-1», было решено задействовать лишь половину круга, а вторая часть трассы, изобилующая поворотами, пролегала в «инфилде» автодрома.

Первые заезды вызвали интерес у американских болельщиков, однако с годами запал публики угасал, и смотреть Гран-при США приходило несравнимо меньше зрителей, чем традиционную «Инди-500». В итоге, после семи лет совместного сотрудничества, Берни Экклстоун в пух и прах разругался с владельцем автодрома Тони Джорджем, и «Большой Цирк» покинул США. Лидером по количеству побед «формулистов» в Индианаполисе оказался Михаэль Шумахер, сумевший 5 раз взойти на верхнюю ступень подиума.

Яркий момент: скандал 2005 года, который косвенно и повлиял на будущее автодрома в «Формуле-1».

Уик-энд начался с серьезной аварии, в которую попал выступавший за «Тойоту» Ральф Шумахер. В последнем «бэнкинге» на овальной части трассы на машине Ральфа взорвалась левая задняя покрышка, и пилота на скорости унесло в заграждение. ФИА и поставщик шин «Мишлен» провели расследование, которое выявило причину аварии – как оказалось, французские шинники привезли целую партию покрышек, которые могли не выдержать нагрузок в заключительном повороте. В связи с тем, что шинники не могли гарантировать безопасность пилотов, гонка оказалась под угрозой срыва. Тем не менее, квалификация прошла без происшествий, и у организаторов появился дополнительный день для того, чтобы принять окончательное решение.

ФИА, Берни Экклстоун, представители команд и «Мишлен» искали выход из сложившейся ситуации. Среди вариантов были возможность ограничения скорости, обязательная смена резины каждые десять кругов, установка перед бэнкингом шиканы, дабы снизить скорость. Клиенты французских шинников настаивали именно на последнем варианте, но «Феррари» (Скудерия использовала шины «Бриджстоун», с которыми никаких проблем не возникло) не поддерживала это решение, хотя и не сильно препятствовала его выполнению, ссылаясь на то, что заключительное решение принимает ФИА.

Однако президент Федерации Макс Мосли занял враждебную клиентам «Мишлен» позицию и не поддержал вариант установки дополнительной шиканы, тем самым вынудив последних отказаться от участия в гонке.

В результате после прогревочного круга перед гонкой болиды на шинах «Мишлен» демонстративно уехали в боксы, и на стартовой решетке Гран-при остались лишь клиенты «Бриджстоуна» – «Феррари», «Джордан» и аутсайдеры «Минарди». Та гонка больше походила на фарс, так как по ее ходу не было совершено ни одного обгона, а пилоты «Феррари» без труда завоевали дубль. Компания «Мишлен» позже выплатила всем зрителям компенсацию за то, что Гран-при был, по сути, испорчен.

Вероятность возвращения в календарь: минимальная; несмотря на то, что «Формула-1» предпринимает очередные попытки закрепиться в США, ближайшие Гран-при уже зарезервированы за этапом в Остине, который должен дебютировать в календаре чемпионата мира в сезоне-2012, а также за трассой городского типа в Нью-Джерси, чей дебют должен состояться годом позже.

Фото: