4 мин.

Молчание «телят»

Нынешние пилоты итальянской конюшни Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари выступают вместе с 2009 года – для топ-команд не такой уж большой срок, например, в том же сезоне сформировалась пара Феттель-Уэббер в «Ред Булл», да и ранее наблюдались примеры многолетнего сотрудничества гонщиков в одних и тех же коллективах.

Однако случай с «Торо Россо» в чем-то уникален, ведь команда создавалась отчасти для того, чтобы обкатывать молодых гонщиков и затем отправлять их или в главную конюшню, или на все четыре стороны. Буэми и Альгерсуари курс молодого бойца прошли, но что дальше? – Дядюшка Марк по-прежнему сидит в «Ред Булл», никуда не хочет уходить, да и Кристиан Хорнер как-то не рвется брать в напарники к Феттелю кого-нибудь из гонщиков «Торо Россо». Другие команды в пелотоне к Хайме и Себу тоже особого интереса не проявляют, а выкидывать ребят из «Формулы-1» главному рулевому молодежной программы «Ред Булл» Гельмуту Марко не очень хочется. Получается, растили-растили, учили-учили, а затем, бац, идите парни, куда хотите.

Между тем, вопрос с трудоустройством выпускников программы Гельмуту надо как-то решать, ведь подоспела новая партия гонщиков – места в Фаэнце присматривают Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь.

Австралиец был готов к дебюту в «Формуле-1» уже в этом году, однако у «телят» сложилась ситуация из серии «никто не хотел умирать»: после того, как Марко намекнул, что расстанется с тем, кто хуже будет выступать в нынешнем сезоне, Альгерсуари и Буэми начали упорное сражение за право остаться в команде.

Себ начал сезон-2011 лучше – четыре очка в Австралии, два – в Турции и одно – в Монако, в то время как Хайме в первых шести гонках чемпионата никак не мог сдвинуться с нулевой отметки. Ситуация поменялась во второй трети сезона, когда испанец нашел общий язык с шинами «Пирелли», заметно улучшил гоночный темп и наконец-то начал набирать очки. В итоге Альгерсуари так разошелся, что перед последним этапом сезона опережает напарника на 9 баллов в личном зачете. Кажется, победитель в этом сражении уже известен, однако все не так просто.

Во-первых, 21-летний каталонец хоть и прибавил в скорости по воскресеньям, в субботу по-прежнему остается одним из слабейших гонщиков в пелотоне. Альгерсуари страдает от недостаточного прогрева шин на одном круге, и в результате частенько проигрывает напарнику в квалификациях. Во-вторых, Буэми по разным причинам не всегда демонстрирует все свои способности – швейцарцу очень часто не везет. В этом году он пять раз не добирался до финиша, и как минимум в четырех неудачных Гран-при претендовал на очки: в Бельгии в заднее антикрыло «Торо Россо» въехал Перес, в Японии возникли проблемы с креплением колеса, в Индии отказал мотор, а в Абу-Даби полетела гидравлика. Хайме подобные проблемы часто обходили стороной.

Возможно, что без всех этих неудач счет по очкам у «телят» в этом году был бы равный, и раз так, то при принятии решения о составе на следующий год доктору Марко нужно смотреть на дополнительные показатели.

Например, на финансовую поддержку. Швейцарец Буэми выступает за итальянскую конюшню фактически бесплатно – серьезных спонсоров у парня нет. А вот за испанцем Альгерсуари по-прежнему стоит компания Repsol, которая за своего парня, возможно, платит уже не так много, как в 2009-м, но все еще перечисляет деньги на счета конюшни.

Для небогатой «Торо Россо» финансовый фактор значит очень много, а если учесть, что Буэми и Альгерсуари гонщики примерно одного уровня, шансы Себа остаться в коллективе в 2012 году оказываются ниже. Возможно, пилот и сам это прекрасно понимает – реакция обычно спокойного Буэми на сход в Абу-Даби была красноречивой; не исключено, что его дни в команде уже сочтены.

Возможен вариант, при котором и Хайме, и Себ начнут сезон-2012 вместе, а решение об увольнении одного из них будет принято после выездных гонок, но в таком случае потенциальный сменщик (Риккардо или Вернь) окажется в невыгодной ситуации, поскольку начнет чемпионат без должной подготовки. Подобный вариант не очень выгоден Марко, ведь он собирается делать ставку именно на молодых спортсменов.

Затягивать с решением невыгодно и потому, что Риккардо с Вернем могут перестать расти как гонщики – пока они маршировали по младшим сериям и набирались опыта, все выглядело хорошо, но сегодня оба готовы к дебюту в «Торо Россо», и терять время им нельзя. Верня, впрочем, еще можно задействовать в 2012 году в качестве запасного пилота (ведь наконец-то по ходу чемпионата вернутся тесты), обкатывать по ходу пятничных тренировок, а в основной состав ввести либо в середине сезона, либо после его окончания, но с Риккардо такой номер не пройдет. Даниэль уже выступает в «Формуле-1», причем в команде, которая борется за право не стать худшей, так что его победы над более опытным Тонио Лиуцци ничего не стоят (что уж говорить о поражениях) – акции австралийца обесцениваются, и мариновать его в консервной банке на колесах долго точно не стоит.

Францу Тосту и Гельмуту Марко придется принять непопулярное решение: убрать одного из равноценных гонщиков (предположительно, Буэми), и на его место взять более перспективного парня (скорее всего, Риккардо). Выглядеть, конечно, все это будет не очень справедливо, но в «Формуле-1» случались вещи и похуже.

Нельзя полностью исключать и полную замену пилотов, но в таком случае в «Торо Россо» не будет преемственности, конюшне придется потратить время на обучение сразу двух гонщиков, что грозит потерей в результатах – вероятно, команда такой шаг не совершит.

Так что, Альгерсуари – Риккардо? Посмотрим. Пока же руководство «телят» хранит молчание, тем самым не только подогревая интерес болельщиков, но и осложняя дальнейшую карьеру того, с кем произойдет расставание – ведь чем позже пилоту объявят об увольнении, тем сложнее ему будет найти работу в 2012 году.