8 мин.

Себастьян Феттель: «Лишь после этапа в Корее понял, что выиграл титул»

– Себастьян, давайте начнем с простого, но от этого не менее важного вопроса: что вы думаете о нынешнем сезоне?

– Ну, что я могу сказать, этот вопрос требует глубокого изучения. Одно могу сказать определенно – такие сезоны случаются очень редко. В этом году с самого начала все складывалось фактически идеально и продолжалось так вплоть до момента оформления чемпионского титула. Болид никогда нас не подводил. То же самое можно сказать и о работе команды в целом. Конечно, порой возникали проблемы, куда же без них, но мы никогда не сталкивались с действительно плохими для нас сценариями – ничего подобного (смеется). Главное улучшение состояло в том, что нас никогда не раздражало происходящее. Даже если нашу лодку упорно несло к скалам, в итоге мы так и не разбились – в этом и состоит, вероятно, главное отличие от прошлого сезона.

– Как бы вы описали характер вашей машины, которую зовете «Соблазнительная Кайли»?

– Безупречный! Девочка вела себя хорошо, и не доставляла мне никаких проблем (смеется). Если в этом сезоне у нас и был какой-то секрет успеха, то, думаю, он заключается именно в безупречном поведении машины. В результате это позволяло мне атаковать во всех без исключения гонках сезона, и перед каждым следующим Гран-при я мог не беспокоиться насчет того, что мне придется осторожничать.

– Было ли у вас ощущение грядущего триумфа в тот момент, когда вы впервые оказались в кокпите болида во время первых февральских тестов в Валенсии?

– Конечно же нет. Тогда было еще рано судить, к тому же тогда нам предстояло добиться правильной работы новых шин. В то время возникало множество вопросов относительно гоночной стратегии. Кто-то предполагал, что придется использовать тактику пяти, или даже шести остановок. Так что нет, в феврале я совершенно точно не был уверен в том, что смогу завоевать чемпионский титул. По ходу сезона стало ясно, что мы действительно являемся сильнейшей командой в пелотоне, но главным фактором, за счет которого нам удалось добиться преимущества – это люди. Работа всех без исключения сотрудников команды стала ключом к успеху. Мы все работали как единое целое. Мы работали намного стабильнее, чем в прошлом сезоне, избегали ранее допущенных ошибок. Вообще, довольно забавно порой слышать комментарии после гонки, в которой одержал победу. Очень часто звучат выражения «это было легко», «прогулка по парку» и так далее – ничего подобного не было ни в одной из гонок нынешнего сезона. Каждая победа далась нам с колоссальным трудом, и как бы легко это не выглядело со стороны, в каждой гонке борьба велась невероятно ожесточенная. Для победы вам нужно было каждый раз проводить идеальный Гран-при, и то, что нам это удавалось чаще других, прежде всего – заслуга команды.

– Если вспомнить все Гран-при в этом сезоне, в которых вам удалось одержать победы, какая запомнилась больше всех?

– Я бы отметил три таких Гран-при. Одержать победу на улицах Монте-Карло – это нечто особенное. Да и сама гонка сложилась очень любопытно. Перед каждым Гран-при происходит собрание команды, на котором обсуждается стратегия на предстоящий гоночный уик-энд. Мы стараемся с максимальной точностью предвидеть, как будут развиваться события и, исходя из этого, разрабатываем максимально правильную стратегию. В таких случаях не место словам «если» и «когда», и поверьте мне, тактика с одним единственным пит-стопом вообще не рассматривалась, потому что она казалась просто нереальной. В результате ситуация в гонке обернулась именно таким образом, что выиграть можно было только рискнув и сделав всего одну остановку – и это сработало!

Такое просто невозможно забыть. Победа в Монце также стала для меня особенным событием. Спустя три года вновь попасть на подиум, именно там, где мне впервые в карьере удалось нечто подобное, где я впервые попробовал вкус подиумного шампанского – это особое для меня событие. Ну и также особняком для меня стоит победа на Гран-при Сингапура – трассе, которая мне очень дорога. По моему мнению, это одна из самых сложных и требовательных к пилотам трасса. После того, как вы заканчиваете гонку, вы точно знаете, что последние два часа работали, а не валяли дурака (смеется). Эти три Гран-при особенно мне запомнились в этом сезоне.

– Ваш аппетит к завоеванию трофеев, кажется, никогда не иссякнет. Откуда у вас такая жажда к победам?

– Честно говоря, понятия не имею. Думаю, что это вполне естественный инстинкт после двух часов тяжелейшей работы (смеется). Даже когда я был еще совсем маленьким, я всегда был очень доволен, когда мне удавалось привезти домой трофей, причем неважно, какого он был размера. Но так, конечно же, было не всегда. Я помню, что когда одержал свою первую победу в картинге, после церемонии был страшно разочарован. Смотря по телевизору за героями автоспорта тех времен, я видел, как им на церемонии награждения вручали огромные лавровые венки. А мне вместо этого вручили какой-то дурацкий кубок! Я даже не хотел нести его домой! Однако мое отношение к этому довольно быстро изменилось, и я начал скрупулезно собирать коллекцию. А если вам удается хорошо выступать на протяжении всего сезона, то к коллекции обычных трофеев добавляется особенный, большой кубок за победу в личном зачете чемпионата мира. Именно ради него все мы и выступаем в «Формуле-1» (смеется). Церемония награждения всегда была для меня очень эмоциональным событием.

– Давайте поговорим непосредственно об эмоциях. Какой момент стал для вас самым эмоциональным в этом сезоне?

– Таких моментов было два. Первый произошел после победы в Монце. Одержать победу на автодроме, где ранее тебе покорилась первая строчка финального протокола впервые в карьере – это совершенно особый для меня момент. Подиум там расположен достаточно высоко, и с него открывается великолепный вид почти до «Курво Гранде». Стоя там, наверху, видя внизу всех своих друзей, команду, болельщиков – испытываешь неописуемые ощущения. Я не могу передать эти эмоции словами. Второй наиболее эмоциональный момент я ощутил – никогда не поверите – на Гран-при Кореи. По окончании Гран-при Японии мне было довольно трудно соотнести оформление чемпионского титула с итоговым третьим местом непосредственно в гонке. А вот после того, как мне удалось одержать победу на Гран-при Кореи, я по-настоящему понял, что стал чемпионом мира 2011 года. После победы как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов в 2010 году, мы прошли путь, которым идут чемпионы. В нынешнем сезоне нам нужно было не забыть все необходимые шаги. И могу сказать, что мы действительно не забыли ни один из них.

– Когда наступает самый эмоциональный момент после победы в Гран-при? Когда пересекаешь финишную черту, во время разговора с командой по радио, когда выпрыгиваешь из болида и обнимаешь свою команду или когда поднимаешься на подиум?

– …Разумеется, когда оказываешься на подиуме. Приходит осознание того, что ты выиграл, что никто уже не отберет у тебя первое место, так что можно расслабиться и просто наслаждаться моментом (смеется). В момент, когда начинают играть национальные гимны и все вокруг затихают в знак уважения, наступает минута, когда можно полностью расслабиться в преддверии предстоящего безумия, которое творится на подиуме каждый раз после вручения призов. Позже, когда оказываешься один в своей комнате, воцаряется тишина, и неожиданно начинаешь улыбаться. Сначала ты даже не понимаешь, почему. Однако потом приходит осознание, что для улыбки есть действительно веская причина, потому что в этот момент ты просто счастлив.

– Считаете ли вы себя в данный момент сильнейшим гонщиком в пелотоне – после того, как оформили второй подряд чемпионский титул?

– Вероятно, да. Но главное в этой ситуации то, что тебе не нужно больше никому ничего доказывать. Ведь чемпионство этого года доказало – предыдущий успех не был следствием того, что мне повезло, а других преследовали неудачи.

– Когда в этом году вы вновь вернулись в родной город Хеппенхайм в роли триумфатора сезона, вас встретили как национального героя. Каково было появиться там после победы в 2010 году?

– Было нечто невероятное. Хочу сказать, что я немного стеснялся. Я вырос в этом городе, ходил в школу со многими из них, я видел эти лица всю мою жизнь. Так что ощущения были странные, я был очень тронут тем, что меня действительно встречали чуть ли не как национального героя. Особенно приятно было видеть, что это заинтересовало очень многих детей. Это значит, что «Формула-1» становится предметом мечтаний целого поколения молодых, талантливых ребят. Очень приятно видеть, как спорт, в котором я выступаю, завоевывает сердца подрастающего поколения.

– Вы выступаете за «Ред Булл» уже достаточно продолжительное время. Как бы вы описали происходившие в команде изменения, и особенно роль в команде Кристиана Хорнера?

– Действительно, это очень хороший вопрос. Давайте вернемся в 2009 год. У нас была действительно сильная команда. Мы выигрывали гонки, регулярно добирались до подиума, но мы не понимали, как нам, собственно говоря, это удается, за счет чего и когда нам это удается. Не понимали, как играть с «большими парнями» (смеется). С того момента мы многое осознали, стали намного умнее, потеряли страх перед признанными авторитетами «Формуле-1» – но при этом никогда не переставали уважать наших конкурентов. Кристиан Хорнер играет в команде очень важную роль – он отвечает за то, чтобы все в коллективе, команде было гармонично, сбалансировано, потому что для того, чтобы добиться успеха, все без исключения должны работать правильно. Мы все вместе работаем над улучшением болида, над достижением результата. Все это получается за счет великолепного командного духа. Невозможно начинать сезон, зная, что в любом случае в итоге окажешься на вершине. Так не бывает. Нужно просто работать, постоянно совершенствоваться, и тогда, после многих месяцев упорного труда, результат обязательно придет.

– Если немного заглянуть в будущее, с чем или с кем связаны ваши главные опасения перед сезоном 2012 года?

– Если честно, то я определенно не возьмусь сказать, кто будет главным претендентом на победу. Мы живем в ту эпоху «Формулы-1», когда нет какого-то одного, главного соперника. Выиграть может кто угодно – у каждого гонщика свои достоинства и недостатки (смеется). Это все, что я могу сказать. В этом году очень сильны были пилоты «Макларена» – Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон. Для Льюиса это определенно был не самый легкий сезон. Но ведь это не значит, что и в следующем году ситуация повторится. Я на все сто уверен, что намного сильнее будет выглядеть Фернандо Алонсо на «Феррари». Также думаю, что свое слово должен будет сказать «Мерседес», за который выступают два великолепных пилота. Ну и, естественно, никак нельзя забывать про Марка Уэббера. Так что только одно имя я вам точно не назову. Претендентов на победу будет много. Вот мое мнение.