8 мин.

Масса проблем

Расположить к себе команду

Возможно, Фелипе никогда не считался сверхталантливым гонщиком, как, скажем, Кими Райкконен, Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо, однако до тех пор, пока «Феррари» оказывала бразильцу серьезную поддержку, он регулярно боролся за подиумы и победы. В 2008-м Масса выиграл внутрикомандное сражение с Райкконеном и остановился в шаге от чемпионского титула, и многие считают, что не последнюю роль в этом успехе сыграло руководство конюшни, решившее изменить баланс сил в коллективе и поставить на протеже Николя Тодта.

С приходом в Скудерию Фернандо Алонсо ситуация изменилась, и никогда не отличавшийся интриганским характером Фелипе внезапно оказался на заднем плане. Однако кроме дерганий за ниточки есть и спортивный способ повлиять на отношение команды к себе. Для начала нужно…

…Регулярно опережать напарника в квалификациях

С одной стороны – за успешно проведенную квалификацию очков не дают, да и обогнать напарника важнее именно в воскресенье, однако умение выжать из машины все на одном быстром круге ценилось всегда. Многие гонщики частенько «недобирали» из-за того, что стартовали с более низких позиций, чем их коллеги по команде. Примеры Дэвида Култхарда и Ника Хайдфельда и вовсе следует считать каноничными – перестав опережать напарников по субботам, они лишились значительной части поддержки в своих коллективах.

Судя по последним гонкам, Фелипе взялся исправлять ситуацию в этой области, и теперь стартует лучше, чем Фернандо. Однако на финише все равно проигрывает. Ведь для достижения успеха очень важно…

…Обрести отличный гоночный темп

Главная беда Массы в том, что он жутко нестабилен по ходу гонки. Зачастую вскоре после хорошего старта в темпе бразильца наблюдается провал: скорость Фелипе растет слишком медленно, в то время как конкуренты начинают наступать на пятки.

В несчастьях Массы отчасти виновато поведение машины с полными баками. Мягкий пилотажный стиль Фелипе играет здесь против него – полностью загруженный топливом автомобиль сложнее контролировать: при торможениях возникают проблемы с балансом. В такой ситуации болид нужно укрощать, действовать более жестко. Однако подобный стиль изначально требует иных настроек, а в случае Фелипе попытки действовать более резко с машиной приводят к износу покрышек. Да, бразильцу нужно…

…Разобраться с шинами

Эта проблема стала актуальной для Массы еще в сезоне-2010, когда резину командам поставляла японская компания «Бриджстоун». Однако прошел год, сменился поставщик шин, а Фелипе по-прежнему испытывает трудности в работе с покрышками.

Считается, что проблема связана с плохим прогревом твердых составов, что в свою очередь вызвано недостатком прижимной силы автомобиля и настройками (то есть, гоночным стилем пилота). В этом году из-за неспособности как следует прогреть шины, Масса зачастую выступал на неудачной тактике, порой засиживаясь на трассе дольше положенного и теряя время на изношенных мягких комплектах. Как только гонщик и команда найдут ключ к решению этой проблемы – а она лежит в конструкционных особенностях машины и стиле управления болидом, – появится шанс вернуться к борьбе за победы.

Правда, кроме чисто технических трудностей Фелипе необходимо…

…Обрести психологическую уверенность

Доподлинно неизвестно, как повлияла на Массу авария в квалификации к Гран-при Венгрии в 2009 году. Однако многие считают, что именно после того инцидента гонщик потерял уверенность в своих силах. Психологический комфорт спортсменам обычно возвращают победы, однако все помнят, что случилось с лидерством Массы ровно через год после событий на «Хунгароринге» – и фраза о том, что Фернандо быстрее, похоже, крепко засела в голове бразильца.

С психологическими травмами справиться сложно, однако временами, как, например, в Канаде, кажется, что Масса близок к выздоровлению. Но все же неотъемлемой составляющей прогресса является…

…Стабильное выступление на трассе

И дело не только в необходимости регулярно демонстрировать высокий темп, а в сохранении концентрации и умении грамотно противостоять конкурентам.

Скажем, в уже упомянутой гонке в Монреале Масса лишился подиума из-за собственной ошибки (неважно, вызвана ли она странным круговым или мокрой трассой – даже обгоняя на круг важно не терять контроль над ситуацией). В последнем Гран-при до столкновения с Хэмилтоном Масса ошибся на торможении и подпустил конкурента до опасного расстояния. Кроме того, во многих Гран-при, где Фелипе вырывался вперед напарника по команде, он в итоге пропускал того не из-за каких-то командных приказов или собственной мягкотелости, а потому, что терял из виду момент начала атакующих действий.

В этом году Масса непростительно часто оставляет соперникам лазейки для маневров, хотя были случаи и успешной обороны – например, в нескольких сражениях с Дженсоном Баттоном.

А еще Фелипе нужно…

…Держаться подальше от Хэмилтона

Многие соперники, увидев брешь в обороне Массы, действуют по-разному. Например, Баттон трижды подумает, прежде лезть вперед. Фернандо Алонсо не боится врываться в свободное пространство, поскольку знает, что напарник не станет доводить дело до столкновения. А вот Льюис Хэмилтон готов ринуться в атаку с шашкой наголо. Иногда это приводит к красивым обгонам, но временами возникают коллизии. И чем ближе конец сезона, тем больше происходит инцидентов с участием Фелипе и Льюиса. Оба гонщика в этом году находятся под серьезным давлением, обоим нужны результаты. Поэтому один отчаянно прорывается, а второй – отчаянно защищается. Когда на трассе встречаются два отчаянных парня, шанс столкновения многократно увеличивается.

Аварии, ошибки и неудачи привели к тому, что в послегоночных релизах Фелипе регулярно защищает свои выступления. Может быть, пора…

…Перестать искать оправдания

Слишком уж часто мы слышим от бразильца, что сегодня ему не повезло, он очень разочарован и если бы: не случилась коллизия с Хэмилтоном; ему лучше подошли шины; соперник не так резко перед ним затормозил; не гром и молнии, или все вместе взятое, то он претендовал бы на более высокие позиции, а то и вовсе на победы. Со стороны кажется, что Фелипе, будущее которого в «Феррари» выглядит туманным, пытается убедить начальство в лице Стефано Доменикали в своей состоятельности.

Кажется, еще недавно руководитель «Феррари» своему пилоту верил. Однако, похоже, и у итальянца терпение подходит к концу, и оптимистичных высказываний о Массе становится все меньше.

А что если ключом к обретению той формы, которая ранее позволяла Фелипе бороться за титул, и при этом не искать оправдания неудачным выступлениям, является недостаток необходимых чемпиону кондиций? Возможно, ему всего-навсего необходимо...

...Усерднее тренироваться

Совсем недавно, говоря о своих перспективах в «Формуле-1», Фелипе заявил, что входит в число лучших пилотов королевских гонок, и потому, если «Феррари» не захочет продлить с ним контракт, он просто перейдет в другую команду. Но не рано ли бразилец записал себя в число гонщиков, которые будут нарасхват в межсезонье после сезона-2012? Вдруг Масса, успевший на несколько секунд почувствовать себя чемпионом в 2008 году, мыслями остался в прошлом?

Как известно, гонщикам постоянно нужно учиться, развивать себя, работать над собой – с физической точки зрения, с психологической, и с точки зрения впитывания постоянно обновляющихся невероятных объемов информации. Про психологию мы уже сказали, и это очень важный фактор, но есть и другие, которые тоже весомы. Проблемами в области физиологии можно объяснить возникающую временами неспособность пилота сражаться с сильными оппонентами и периодически появляющиеся ошибки – в список причин могут входить раскоординированность, менее острая реакция и просто физическая слабость. Чтобы устранить эти недостатки, нужно больше тренироваться. Ведь, в конце концов, раньше Масса подобных слабостей не проявлял, хотя, конечно, они могут объясняться и травмой.

Что же касается нежелания или неспособности учиться – то этим можно объяснить частые жалобы Фелипе на то, что ему не удается приспособиться к шинам.

Но в современной «Формуле-1», чтобы получить шанс претендовать на призы, не обойтись без хорошей техники. Это знает каждый, и, конечно, чтобы вернуться на тропу побед, Массе необходимо...

...Получить хороший болид

Да, в этом сезоне «Феррари» не блистала эффективностью своих машин в сравнении с конкурентами, и результаты это подтверждают. Начиная год в качестве четвертой команды пелотона, Скудерия пока смогла выиграть лишь одну гонку – в Великобритании.

При этом за подиумы в «Феррари» борется лишь Фернандо Алонсо, в то время как лучшим достижением Массы стали только пятые места.

Хотя для побед бразильцу и не обойтись без правильной машины, как ни прискорбно, ее будет недостаточно, если гонщик не прибавит по всем вышеперечисленным пунктам.

Но если такое случится, то ждать быстрого автомобиля от «Феррари» Фелипе будет вовсе необязательно, ведь тогда и вправду, в пору грядущих перестановок внутри больших коллективов, он станет одним самых лакомых кусочков межсезонья 2012/2013. Однако остается вопрос – нужно ли это самому гонщику? Есть ли у него запал на великие свершения?