13 мин.

Второй нокаут. Как «Ауди» разгромила «Мерседес»

В Ошерслебене состоялся восьмой этап немецкой кузовной серии ДТМ. Гонка проходила в сложных погодных условиях – заезд выдался дождевым, но это не помешало гонщикам «Ауди» второй раз подряд разгромить представителей «Мерседеса». Впрочем, последние и сами словно старались облегчить соперникам задачу.

После квалификации казалось, что не все так плохо в княжестве Норберта Хауга – пусть в финальную часть квалификации пробился только один «Мерседес», зато это был «Мерседес» Бруно Спенглера, сражающегося за титул с Мартином Томчиком. При этом сам Томчик квалифицировался лишь пятнадцатым.

Поул неожиданно завоевал испанец Мигель Молина – ранее он не только не побеждал в квалификациях, но и не набирал очков в последние девять с половиной месяцев. При этом преимущество гонщика «Ауди» над Бруно Спенглером составило одну тысячную секунды. На вторую линию квалифицировались Оливер Джарвис, который с середины июня не может финишировать в очковой зоне, и победитель гонки на «Нюрбургринге» Маттиас Экстрем.

Лучше всех на стартовый сигнал светофора среагировал Тимо Шайдер – двукратный чемпион пулей выстрелил с пятой позиции и чуть было не вышел в лидеры, но, оказавшись на невыгодной траектории в первом повороте, вынужден был ограничиться третьей позицией.

Первыми же в послестартовый поворот вошли Молина и Спенглер, но обладатель поула ошибся на торможении, промазал первый апекс, отдав лидерство Бруно. Возвращаясь на траекторию, 22-летний гонщик еще и поддел машину Шайдера, развернув партнера по команде.

Шайдер откатился в самый конец пелотона, тогда как Молина завершил первый круг на третьей позиции, уступая только Спенглеру и Экстрему. На четвертую позицию поднялся Ральф Шумахер, за которым устремились Джарвис и Томчик.

После того как пилоты хоть немного «вкатились», Экстрем начал догонять лидера гонки и к седьмому кругу «висел» на заднем бампере «Мерседеса» Спенглера. Кругом спустя, швед провел атаку по внутренней траектории в «Хассерёдере» и без видимых проблем вышел вперед.

Помимо лидерства дружина Норберта Хауга начала терять и машины. На десятом круге на торможении к первому повороту Ральф Шумахер заблокировал задние колеса и вылетел с трассы, а двумя поворотами позже слишком широко вышел из третьего виража и налетел на автомобиль Филипе Альбукерке.

Благодаря сходу Шумахера Томчик поднялся уже на четвертое место, тогда как Спенглер стремительно отставал от Экстрема – лучшему представителю «Мерседеса» лидер гонки «вез» по секунде с круга. При этом к началу пит-стопов автомобиль Бруно оказался единственной машиной из Штуттгарта в первой пятерке.

Первые пит-стопы значительных изменений в расстановку лидирующей группы не внесли – Экстрем сохранил уверенное лидерство, а Спенглер вернулся на вторую позицию. На третье место, благодаря оттянутой относительно Мортары дозаправке, поднялся Томчик.

Во второй раз за гонку не повезло Тимо Шайдеру. Откатившись назад, Шайдер не бросил атаковать и обгонял соперников одного за одним, благодаря чему перед пит-стопами вновь шел в очковой зоне. Однако контакт с Гари Паффеттом привел к тому, что двукратный чемпион пробил радиатор – охлаждающая жидкость начала закипать и с пит-лейна Тимо уже не выехал.

Сразу же после пит-стопов неожиданно на поведение машины начал жаловаться Спенглер – его «Мерседес» явно работал неправильно, поскольку переднюю часть машины дергало вверх-вниз даже на прямых. На тридцатом круге канадец вынужден во второй раз подряд заехать в боксы, где механики тридцать секунд пытались решить проблему с подвеской. В результате на трассу бывший лидер общего зачета вернулся вне очковой зоны, а еще через некоторое время Бруно вынужден был окончательно остановиться в боксах.

«Нам просто не повезло – в такой ситуации ты ничего не можешь сделать. К сожалению, что-то вышло из строя в передней части машины, и она стала неуправляемой. Пока мы не знаем, что именно произошло. Я старался продолжать борьбу, потому что у нас еще оставались шансы набрать хоть какие-то очки, но в последствии я был вынужден сойти с дистанции. Это прискорбно, но это еще не конец света. Впереди еще две гонки – в любом случае, мы не намерены сдаваться. Нам есть за что бороться», – подытожил Спенглер.

«Ауди» в отсутствие соперников в спокойном режиме провели вторые пит-стопы и продолжили путь ко второй подряд победе. Преимущество Экстрема, в доминирующем стиле отрывавшегося от пелотона, перевалило за тридцать секунд, после чего швед одержал вторую победу в трех последних гонках.

На 31-м круге чуть не убрался в первом повороте Мартин Томчик – «Ауди» лидера чемпионата не хватило сцепления на торможении и машина по прямой уехала в зону вылета. Мимо немца промчался Эдуардо Мортара, но тремя кругами позже действующий чемпион евросерии «Формулы-3» продемонстрировал, что помнит о субординации и пропустил Томчика обратно.

Впрочем, вряд ли второй подряд подиум в дебютном сезоне сильно огорчил итальянца – в общем зачете Эдуардо опережает более опытных Паффетта и Джарвиса, набрав одинаковое с Ральфом Шумахером количество очков.

Томчик, уже шестой раз в восьми гонках финишировавший в первой тройке, увеличил свой отрыв от Спенглера до девяти очков. Экстрем остался на третьей позиции, но вдвое сократил дистанцию до позиции канадца – между Бруно и Матиасом осталось лишь десять очков. Несмотря на сход, Тимо Шайдер сохранил за собой четвертую строчку общего зачета, а на пятое место поднялся Майк Рокенфеллер.

Следующий этап состоится через две недели на автодроме имени Рикардо Тормо в Валенсии. В прошлом сезоне эта трасса принимала соревнования в ДТМ в конце мая, а сама гонка была второй в календаре. Тогда победу на испанской земле одержал Маттиас Экстрем – в этом году швед вновь будет бороться за победу, ведь три подиума подряд недвусмысленно подчеркивают, что Маттиас находится в прекрасной форме.

Впрочем, после двух подряд гонок, в которых «Ауди» в полном составе заняли все ступени подиума, поводов для беспокойства у подопечных Вольфганга Ульриха быть не должно. К слову, именно это должно беспокоить коллектив Норберта Хауга – если в Валенсии Спенглер проиграет Томчику хотя бы одно очко, «Мерседес» досрочно проиграет борьбу за чемпионский титул.

Летающий цирк Брайана Барнхарта

На прошлой неделе серия «Индикар» приземлилась в Японии – на дорожной версии автодрома «Твин Ринг Мотеги» состоялась 15-я гонка чемпионата. Изначально соревнования должны были пройти на овальной трассе, но в результате землетрясения часть комплекса получила повреждения, и организаторы приняли решение провести заезд на другой конфигурации трека.

К сожалению, самые интересные события пятнадцатого этапа происходили в судейской комнате, тогда как непосредственно гонка больше напоминала траурную процессию по утраченному организаторами серии «Индикар» здравому смыслу.

Начались соревнования вполне пристойно и терпимо. Скотт Диксон, завоевавший ранее 19-й в карьере поул, отбил в первом повороте атаку Уилла Пауэра, тогда как чуть позади Чарли Кимболл, Джеймс Хинчклифф и Райан Бриско, боровшиеся за четвертую позицию, выстроились в три ряда, вынудив Кастроневеша съехать на гравий – бразилец уже на старте откатился с шестого места в последние ряды.

Диксон и Пауэр, которых разделяли полторы секунды, уверенно вели пелотон к первой серии пит-стопов, опережая ближайших преследователей – Рэйхола и Бриско – на три-четыре секунды. Франкитти же, стартовав лишь девятым, к восьмому кругу поднялся уже на пятую строчку, но его отставание от Диксона составляло уже десть секунд – выдерживать темп лидеров шотландцу не позволяла стратегия, согласно которой Дарио по ходу всего первого отрезка экономил топливо.

На 19-м круге Пантано, Сервиа и Патрик своими дозаправками открыли первую волну пит-стопов, но кругом ранее столкновением с Такумой Сато завершилась излишне оптимистичная атака де Оливейры. Оба пилота, покатавшись по гравию, продолжили гонку, но через полтора круга «Даллара» бразильца замерла на обочине 12-го поворота.

Все гонщики мигом ринулись на дозаправки – пит-стоп после выброса желтых флагов отбросил бы гонщика в конец пелотона. Судьи великодушно подождали, пока команды проведут пит-стопы, и лишь на 22-м круге объявили желтые флаги. Сразу возник вопрос: если заглохший автомобиль представлял опасность для пилотов, почему «коушен» не был объявлен сразу, а если никакой угрозы гонщикам не было, то по какой причине желтые флаги не были локальными?

Однако рестарт на 24-м круге поставил еще более интересные вопросы. Диксон вновь отразил выпад Пауэра в первом повороте, а вот напарник Скотта – Дарио Франкитти – оказался менее расторопным. Шотландец, ведомый очень смутными мотивами, до упора затянул торможение к первому виражу и выбил Райана Бриско, чья неуправляемая машина отправила в гравий еще и Грэма Рэйхола. По обочинам вынужден был покататься и Чарли Кимболл, лишенный возможности объехать застрявшие на траектории машины.

«Этот инцидент – целиком моя ошибка. Я попытался рискнуть на рестарте, подумав, что Бриско пройдет поворот шире – это был глупый ход, я не должен был этого делать», – оправдывался после финиша Франкитти.

Машины всех участников столкновения остались на ходу, судьи ожидаемо объявили второй подряд «коушен», а побитые машины отправились на пит-лейн. Однако дальнейшие события оказались не столь предсказуемыми.

Судьи выписали Франкитти штраф за произошедшее столкновение. В этом году в подобных ситуациях гонщики получали проезд по пит-лейн – со взмахом зеленого флага пелотон отправляется в гонку, тогда как проштрафившийся гонщик с включенным лимитатором проезжал мимо механиков и возвращался в гонку 15-20 секундах от впередиидущей машины.

На этот же раз маршаллы пошли иным путем – шотландец в качестве штрафа был отправлен в конец линии. Франкитти после пит-стопа опережал лишь Бриско и Рэйхола, им же и выбитых, то есть, после пенальти Дарио оказался примерно там же, где и до наказания…

Стоит ли отмечать, что шотландцу не потребовалось большого количества времени, чтобы опередить две машины с повреждениями задней подвески? К сороковому кругу, когда подошел черед второй серии пит-стопов, Франкитти вышел на 16-е место.

Финальная волна дозаправок не внесла кардинальных изменений в расстановку пилотов. Исключениями стали лишь гонщики «Андретти» – Джеймсу Джейксу механики пит-стоп провалили, отбросив того с четвертой позиции на шестнадцатую, а вот Марко Андретти вернули на трассу на третьем месте, впереди Ориоля Сервии.

К 47-му кругу, когда все пит-стопы были совершены, Диксона и Пауэра по прежнему разделяли полторы-две секунды, тогда как Андретти уступал паре лидеров 20 секунд. Вслед за американцем расположились Сервия и Тальяни, а за шестую строчку борьбу вели Бурдэ, Конуэй и Визо.

На 55-м круге Бурдэ на стартовой прямой попытался отжать Конуэя на широкий радиус перед первым поворотом, чем мгновенно воспользовался Визо – венесуэлец еще до торможения опередил обоих соперников. В самом вираже Конуэй перекрестил траектории, но, благодаря лучшему выходу, Бурдэ удержал англичанина позади.

Уже в следующем повороте Конуэя атаковал Хантер-Рэй – машину Майка вынесло чуть шире, внешними колесами новобранец «Андретти Автоспорт» зацепил гравий, потерял ход и к концу круга очутился на 12-й позиции.

Хантер-Рэй продолжил атаковать и даже смог опередить Бурдэ, но француз, промахнувшись мимо точки торможения в четвертом повороте, буквально выбил Райана с трассы. Желтый автомобиль американца застрял в гравии, а судьи в третий раз выпустили пейс-кар.

Финальный рестарт был дан за два круга до финиша – Диксон в четвертый раз по ходу заезда уверенно переиграл Пауэра в первом повороте и уехал к 27-й в американских «формульных» сериях победе. Австралиец на последних кругах смирился с поражением и перестал создавать даже видимость прессинга, отстав на пять секунд.

Позади же умудрились не поделить трассу в первом повороте партнеры по «КВ» Такума Сато и Эрнесто Визо – бывшие пилоты европейских чемпионатов в клинче вылетели на траву, хотя еще минуту назад уверенно «везли» двойной финиш в первой десятке.

Мгновениями позже в одном из поворотов ошибся Чарли Кимболл – англичанин «приехал» в «Даллару» Витора Мейры, выбив того в гравий. Судьи выбросили локальные желтые флаги, которых по какой-то причине не заметил Хелио Кастроневеш – на финальном круге именно в этом повороте бразилец в борьбе за седьмую позицию обогнал Хильдебранда. После финиша судьи передвинули машину №3 на последнее место лидирующего круга, отправив Хелио с седьмой строчки на двадцать вторую…

Что касается Дарио Франкитти, то со своего финального пит-стопа шотландец вернулся на 13-м месте, а благодаря ошибкам впереди идущих пилотов и штрафу Кастроневеша, в классификации оказался и вовсе на восьмой строчке.

Итак, формально Кастроневеш получил тот же самый штраф, что был выдан Франкитти. При этом Хелио, не портив никому гонку, недосчитался 14 очков, тогда как Дарио, разрушивший заезд трем пилотам, шедшим в первой пятерке, не потерял фактически ничего. Что интересно, шотландец пересек финишную черту девятым, но в результате пенальти Кастроневеша гонщик «Ганасси» оказался на восьмой строчке, получив еще два балла в общий зачет.

Всего же на этом этапе судьи выписали четыре штрафа: помимо Франкитти и Кастроневеша, наказанными оказались Кимболл, выбивший на предпоследнем круге Мейру, и Канаан – на последней дозаправке Тони превысил скорость на пит-лейн. Таким образом, ни де Оливейра, столкнувшийся с Сато, ни Бурдэ, отправивший в гравий Хантер-Рэя, штрафов не получили вообще.

«Это просто абсурд. Брайан Барнхарт – цирковой клоун. В одной и той же гонке он штрафует одних, а другим все сходит с рук. Барнхарт непоследователен и меняет правила тогда, когда ему это удобно, преследуя свои личные интересы. Печально видеть, что один человек гробит целый чемпионат», – написал в твиттере Кастроневеш.

Стоит отметить, что Барнхарта давно критикуют и болельщики, и пилоты, а у гонщиков «Пенске» и вовсе особые отношения со спортивным директором серии. Например, год назад в Эдмонтоне решением судейской комиссии Кастроневеш был лишен победы по причине крайне сомнительной блокировки.

В вину чиновнику также ставят не менее противоречивое решение дать рестарт в Лаудоне этим летом, когда овал был сырым от моросившего дождя. Тогда Барнхарт свалил всю вину на подчиненных, заявив, что стюарды, находившиеся на трассе, предоставили ему неверную информацию. Помимо этого Брайана регулярно критикуют за пенальти по причине блокировки – в Сан-Паулу в этом году от очередного сомнительного решения пострадал Эрнесто Визо.

Заявления о вопиющей некомпетентности Барнхарта звучат все чаще и все громче, однако каких-либо заявлений от вышестоящих чинов санкционирующей организации по этому поводу не поступало. Если раньше мысли о том, что Барнхарт ведет «Индикар» к неминуемой гибели можно было слышать лишь от болельщиков, то теперь их мнение недвусмысленно транслировал и Кастроневеш…

Возвращаясь к остаткам спортивной составляющей чемпионата, отметим, что Уилл Пауэр впервые с конца июня вышел на первую позицию общего зачета и теперь на 11 баллов опережает Дарио Франкитти. Кроме того в Мотеги австралиец завоевал второй подряд «дорожный» титул «Индикар», присуждающийся пилоту, набравшему наибольшее количество очков на дорожных и уличных этапах серии. Прошедшая гонка помимо прочего стала также финальным аккордом «Даллары» IR-05 в версии для роуд-корсов – оставшиеся в этом году соревнования пройдут на овалах, тогда как в следующем году будет использоваться машина нового поколения.

Тем временем

На трассе «Поль Рикар» состоялся предпоследний этап Мировой серии «Рено». В старшем – трехлитровом – классе «Формулы-Рено» выступали Даниил Мове и Антон Небылицкий. В субботнем заезде Мове по итогам боевой гонки занял седьмое место в квалификации, а вот Небылицкий остановился в боксах после первого же круга. В воскресенье уже Мове вынужден был сойти в самом начале заезда, тогда как Небылицкий финишировал шестнадцатым.

В общем зачете Даниил Мове опередил Натанаэля Бертона и вернулся на 12-е место, тогда как Антон Небылицкий продолжает терять позиции и располагается теперь на 20-й строчке.

За первые же места борьба накалилась до предела. Жан-Эрик Вернь в первом заезде одержал пятую в сезоне победу, а во втором в восьмой раз поднялся на подиум, завоевав третье место. Кроме того, накануне соревнований судьи чемпионата удовлетворили апелляцию команды «Карлин», в результате чего французу была возвращена победа во втором заезде в Монце.

Роберт Уикенс, завершивший субботний заезд на второй позиции, в воскресенье остался без очков – технические проблемы вынудили канадца совершить второй пит-стоп, отбросивший гонщика в конец пелотона. Таким образом, на финальный этап первенства Виккенс приедет лишь с двумя очками преимущества в общем зачете.

В еврокубке двухлитровой «Формулы-Рено» борьба за чемпионский титул завершилась досрочно, поскольку пятая победа в сезоне обеспечила Робину Фрийнсу второй трофей подряд – в прошлом году 20-летний голландец выиграл чемпионат европейской «Формулы-БМВ». В прошлые годы в двухлитровой «Формуле-Рено» побеждали такие пилоты как Джейсон Плейто, Педро де ла Роса, Энрике Бернольди, Фелипе Масса и Камуи Кобаяши.

Даниил Квят и Карлос Сайнс, несмотря на подиумы в обеих гонках, в Барселоне будут сражаться лишь за второе место. После соревнований во Франции партнеров по «Койранен Моторспорт» разделяют 24 очка.

На «Поль Рикаре» также выступали еще два россиянина – Роман Мавланов и Денис Нагулин. Нагулин классифицировался на 26-м и 27-м местах, тогда как Мавланов смог закончить только второй заезд, обосновавшись на 23-й строчке. При этом Роман также выступил в гонках альпийской «Формулы-Рено», где завоевал пятое и седьмое места, которые позволили ему подняться на восьмое место общего зачета.