5 мин.

Кризис жанра

Пока Михаэль Шумахер гоняется за рулем «Мерседеса», оценивать результаты немецкой команды фанаты непременно будут сквозь призму показателей семикратного чемпиона мира. Исходя из посыла, на экваторе нынешнего сезона поводов для оптимизма и радости у поклонников «трехлучевых» практически нет: их любимец с каждой гонкой все вернее утрачивает легендарный ореол, а его напарник из самобытного и энергичного конкурента превращается в стабильного, но ничуть не выдающегося пилота.

Понятное дело: когда машина просто не может ехать быстро, упершись в потолок собственного потенциала, спортсмену за рулем прыгнуть выше головы удается, лишь подскакивая на поребрике. В случае с «Мерседесом» техническая составляющая чемпионата-2011 хромает на обе ноги. Мыслимое ли дело: потенциал выхлопной системы, которую инженеры совершенствовали чуть ли не до свободных заездов австралийского Гран-при, исчерпала ресурс уже к британскому этапу! Хуже того, ее радикальная оптимизация ставила под угрозу надежность смежных систем, что для барахлящей техники (давайте будем откровенны, нынче машина Росса Брауна способна выйти из строя совершенно спонтанно) сегодня смерти подобно. Слава богу, конструкторы придумали новый выхлоп, безболезненно интегрирующийся в концепцию кара — но ведь сколько времени было в связи с этим потеряно! Мы уже молчим о средствах, которые развеялись по ветру в попытках реанимировать старую модель…

Кстати, ошибочный выбор векторов для развития стал визитной карточкой «Мерседеса» в нынешнем розыгрыше. Вспомните, как настойчиво команда варьировала настройки мотора, уверяя, что именно в этой области скрыт недюжинный потенциал для роста — и как затем жестоко в экспериментах разочаровалась. Поднимите подшивки с оптимистичными высказываниями мэтра Брауна относительно аэродинамических инноваций, обильно штамповавшихся к этапам — а затем проанализируйте эту цитату. Наконец, подсчитайте, сколько раз словосочетание «проблемы с охлаждением» проскакивали в речи руководителя автоспортивного подразделения «Мерседеса» Норберта Хауга, когда он в очередной раз рассуждал о побочных эффектах, не позволивших тому или иному «апдейту» реализовать себя на сто процентов… Набирается пухлое досье технического брака, не правда ли?

К чести немцев, занимались они устранением просчетов всем миром. В какой-то момент даже поняли, что без расширения штата технического персонала не обойтись — и объявили тендер на заполнение более сотни вакантных позиций на базе в Брэкли. А также поддержали характерную для нынешнего года тенденцию хэдхантинга узких специалистов, нацелившись на перекупку у «Ред Булла» аэродинамического мэтра Питера Продрому. И ходы эти по сути своей верны. Да беда в другом: это все больше напоминает работу над ошибками по ходу сезона, нежели целенаправленное исполнение плана, подготовленного и тщательно разработанного еще прошлой осенью. То бишь «Мерседес» сейчас догоняет, анализируя опыт соперников и сопоставляя свои данные, собранные по ходу чемпионата. Тогда как истинные лидеры «Ф-1» ищут идеи на перспективу, стремясь улучшить уже здорово работающие системы.

В такой ситуации ждать от пилотов геройств очевидно не приходится. Однако даже перейдя в вакуум внутрикомандных разборок, «сферические» Шумахер и Росберг нынче представляют собой совершенно разные силы. Ветеран вчистую проигрывает квалификационную дуэль более молодому визави (1:10), балансирует на грани вылета из Топ-10 в личном зачете с отставанием от Нико в 16 очков, имеет в пассиве три схода за полсезона и ни одного подиума в новейшей «мерсовской» истории. При этом у Красного Барона все меньше аргументов в свою защиту, если сравнивать с предыдущим сезоном. Нынче за плечами Михаэля полноценная предсезонка, исполненная совместных брифингов с инженерами, подгонки болида под уникальный стиль и расстановки приоритетов в настройках. Плюс упростившиеся взаимоотношения с шинами «Пирелли»: пусть также далекие от идеала, но не в пример более ровные, нежели с равнодушными к прогреву «Бриджстоунами». Да что там: даже если оставить за скобками результат и обозначить роль великого в прошлом пилота его же словами, получается печальная картина — особенно в свете обозначенных выше проблем. Шумахер пока элементарно не может найти ту нишу, в которой бы не просто чувствовал себя органично, но и приносил коллективу действительную пользу. Думается, этот психологический дискомфорт время от времени сублимируется на трассе в те гоночные инциденты, что случаются с участием гонщика. Пробегите по диагонали наши «разборы полетов»: большинство ЧП, в центре внимания которых оказывался немец, можно было избежать. Тем страннее слышать от самого опытного спортсмена в пелотоне некое аморфное оправдание самым что ни на есть всамделишным глупостям.

Росберг, на первый взгляд, являет собой обратную перспективу Шумахера. Уверенно квалифицируется в Топ-10, стабильно финиширует, исправно поставляет очки, не мелет чепухи в интервью после гонок. Даже в передачах для «Евроспорта» или Би-би-си анализирует положение вещей прежде всего с точки зрения корпоративной этики, а уже потом — с личностных позиций. Но именно в этом, как кажется, и есть главная слабость спортсмена. В «Мерседесе» при наличии Шумахера под боком Нико впал в стагнацию. То бишь решая из гонки в гонку «проблему напарника», он перестал замахиваться на нечто большее. Смотрите: не будучи выдающимся квалификатором, он и сегодня берет свое исключительно за счет ровного, без срывов, прохождения трассы. Если соперники рискуют, стараясь выжать максимум из сомнительного, но в перспективе выгодного маневра, то Росберг добивается успеха ритмичным рисунком движения по петле. То же самое наблюдаем в гонке: оборонительные действия продуктивны исключительно до момента, когда угроза со стороны преследователя обретает реальные очертания. Нико не провоцирует «захлопывание калитки», избегает контактов, страхуется при поздних торможениях. В атаках же избегает форсажа, дожидаясь зоны DRS либо ошибки впереди идущего. Давайте отбросим в сторону эстетство и рассуждения о том, что в стиле немца нет изюминки. Проблема в другом: Росберг перестал совершенствоваться в технике. Если в «Уильямсе» ему приходилось изобретать в ходе круга различные уловки, чтобы одолеть Марка Уэббера или навязать борьбу лидерам из команд-грандов (и, естественно, заявить о себе), то сейчас спортсмен просто эксплуатирует данный богом талант и накопленный опыт. Для сравнения: оцените прогресс последних лет в технике пилотирования Камуи Кобаяси или Пола ди Ресты. Да что там, даже Нико Хюлькенберг в заключительной стадии выступлений в «Ф-1» выглядел поинтереснее своего тезки…

Так что есть подозрение: если «Мерседес» не встряхнется сам и не отрезвит свою линейку гонщиков, звание «лучших среди равных» по итогам сезона ему точно не видать…