5 мин.

Парадоксов круг

Сказать по правде, новостям из стана коллектива в полной мере ваш автор перестал доверять уже в начале лета. Тогда расчет получил один из самых проверенных временем информаторов в Энстоуне — человек, ударно трудившийся в структуре дружины, долгое время также делился «инсайдом» высокого качества относительно трансферных дел в паддоке (без ущерба для интересов «Лотус-Рено», разумеется!). В то же время Эрик Булье и его ближайшее окружение принялось опровергать слухи о финансовых проблемах проекта и волнах увольнений внутри оного. «Нестыковочка выходит», — сам собой напрашивался вывод. После которого к анализу дел команды, еще в феврале называвшейся «темной лошадкой» и «претендентом на сенсацию», стал подходить с изрядной долей скепсиса…

В августе она лишь увеличилась, поскольку боссы «Лотус-Рено», допуская прокол за проколом на всех уровнях, собственными руками принялись подрывать фундамент, на котором должен был базироваться командный успех. Возьмем кадровую плоскость: последние побеги эпохи Уайта — Деншама — Белла — Тозо в течение года были спилены с генеалогического древа конюшни. Кроме того, скандальное расставание со Стивом Нильсеном подчеркнуло, сколь далеки от идеала взаимодействия руководящей верхушки с подчиненными, ответственными за развитие болида. Отсюда вполне логично перекинуть мостик в плоскость техническую и связать провал первой-второй волны обновлений с недостаточной координацией усилий конструкторов и инженеров.

Взгляните: несмотря на то, что переход на новую систему заднего выхлопа полностью шел в разрез с философией R31, концепцию решено было менять. Притом, что отдача от инноваций совершенно не прибавляла машине скорости, а низкая эффективность ряда технических экспериментов намекала на тупиковость их сути. Для сравнения: консерваторы из «Феррари», прибавившие по ходу сезона, из крайности в крайность не бросались — даже после увольнения Альдо Косты искали недостающие десятые секунды в модернизации базовых установок, но никак не их ликвидации. Да и «Макларен», нашедший пространство для роста в оптимизации работы покрышек, концентрировал внимание лишь на отдельных областях машины. Скажете, «Форс-Индия» преуспела в поиске, аналогичном разработкам «Лотус-Рено»? Но так и времени с деньгами парни Виджая Малльи на это угробили в несколько раз больше. У энстоунцев же проблемы возникли как с первым, так и со вторым.

К слову, кадровые чистки и перераспределение обязанностей, на наш субъективный взгляд, негативно отразились и на работе стратегического центра конюшни. Пожалуй, в нынешнем чемпионате ни одна из бригад аналитиков не удостаивалась большего числа критических стрел, нежели сотрудники «Лотус-Рено» — столь неоднозначными были их решения по итогам едва ли не каждого третьего Гран-при. Это не только лишало пилотов драгоценных очков, но и усиливало напряженность внутри коллектива. Когда сотрудники выкладываются на полную катушку, а затем их усилия летят псу под хвост из-за просчета, которого можно было избежать, негативную реакцию не скрасить даже самыми елейными заявлениями босса «о праве на ошибку каждого члена команды».

Кстати, о заявлениях. В последнее время Эрик Булье как заведенный критикует Ника Хайдфельда и восторгается Виталием Петровым. При этом год назад все тот же россиянин фигурировал уже в роли отверженного, тогда как объектом для поклонения являлся Роберт Кубица. Не находите, что в поведении прослеживается определенная тенденция? А теперь пробегите глазами вот этот текст. Написанный, к слову, почти за месяц до старта чемпионата мира. Уж если ваш автор попал в десятку почти со всеми предположениями-опасениями, неужто столь искушенный человек, как Булье, не мог просчитать риски с на порядок более высоким процентом?!

Возникает резонный вопрос: зачем усиливать напряженность между пилотами, повышать градус и без того непростых отношений в команде? На наш взгляд, ответ таков: подобное поведение — просто защитная реакция, призванная скрыть неспособность руководства создать боеспособный коллектив. Давайте начистоту: «Лотус-Рено» и его боссы еще с середины 2000-х комфортно себя чувствуют лишь тогда, когда в линейке пилотов есть ярко выраженный лидер, претендующий на высокие места, и «Санчо Панса», стабильно приносящий баллы в общую копилку. При этом роли окончательные и обжалованию не подлежат: техперсонал прежде всего работает на первую машину, а все сомнительные решения и непроверенные новинки обкатываются на второй. Плюс общая информационная база используется прежде всего в интересах лидера…

Нынче же ситуация целиком и полностью выходит за рамки традиционного формата. Виталий Петров вроде как выглядит ярче Квик-Ника, однако в таблице немец находится на ступеньку выше напарника. У уроженца Выборга есть контракт на следующий сезон, но даже при отсутствии психологического давления объективно он пока не дотягивает до уровня звезды «Лотус-Рено». Призрак же Кубицы не позволяет Булье и Ко неприкрыто смещать акценты в сторону Виталия. Дефицит коммуникации между пилотами (это легко видеть в комментариях гонщиков относительно друг друга) создает определенные трудности при обработке технической информации и ее распределении внутри конюшни.

По факту, сейчас в «Лотус-Рено» каждый борется сам за себя, а не за команду, рейтинг в Кубке конструкторов или призовые по итогам года. И это усложняет ситуацию еще больше. Ведь расставить приоритеты и упорядочить внутрикомандную иерархию по силу только первым лицам энстоунцев. Они же вместо этого предпочитают увеличивать давление и спекулировать приглашением Ромена Грожана на последние этапы чемпионата. Выскажем предположение: если рокировка случится, она станет еще одним эпическим провалом в череде решений Булье.

Во-первых, в аналогичной ситуации молодой гонщик уже бывал в 2009-м и ничем не смог себя проявить даже в ипостаси дебютанта-«оруженосца». Навряд ли даже победа в GP2 радикально преобразит пилота по сравнению с двухлетней давностью.

Во-вторых, приглашение Грожана не решит ни одну из приведенных проблем внутри линейки пилотов. В-третьих, новичок за рулем болида совершенно выбьет из колеи и без того «запаренный» технический персонал, который в свете неудачных модернизаций никак не найдет даже оптимальных базовых настроек для нынешней связки. И, наконец, назначение подтвердит и без того очевидное: кризис технических идей, средств и управленческих методов не оставляют Булье ничего иного, кроме как тасовать состав — не самый лучший маневр для отвода глаз болельщиков, учитывая информационную подкованность последних…

В свете всего вышесказанного весьма любопытно посмотреть, как же «Лотус-Рено» возьмется разрубать гордиев узел противоречий. В особенности в сфере расстановки приоритетов. Очевидно, что средств на одновременное развитие проектов 2011 и 2012 года в полном объеме не хватит, а значит, определенно придется чем-то (или кем-то?) жертвовать. Кто «пойдет на обрезание»? Как скоро одной из некогда самых упорядоченных систем управления будет возвращена цельность? Каким образом техническая деградация обернется (и обернется ли вообще?) в прогресс? Господину Булье самое время перестать просиживать штаны на обвинительных пресс-конференциях и приступить к реальной работе. Ведь от нее зависит не только позиция пилотов и команды в зачете чемпионата мира, но и его собственные рейтинги в котировках Жерара Лопеса…