7 мин.

Кто куда

С началом лета в «Формуле-1» традиционно наступает так называемый «глупый сезон» – время обсуждений контрактов и контактов пилотов с разными командами. В прессе появляются удивительные заявления гонщиков об их будущем в чемпионате, специалисты раскладывают пасьянсы переходов спортсменов в разные коллективы, но далеко не всегда виртуальные передвижения из одного лагеря в другой превращаются в реальные рукопожатия действующих лиц и закрепление договоров подписями.

У пресс-служб конюшен и самих спортсменов в это время наверняка начинаются дикие головные боли, связанные с постоянными опровержениями тех или иных слухов, но для всех остальных обсуждение контрактов – отличная разминка для мозгов! Каждое заявление или действие обсуждаемого лица рассматривается под микроскопом. Что забыл в боксах «Ред Булл» Льюис Хэмилтон? Зачем Дженсон Баттон упомянул о «Феррари»? Действительно ли Скудерия подумывает о подписании контракта с Марком Уэббером? И что в такой ситуации ей делать с Фелипе Массой (или наоборот – что Массе делать с «Феррари»?). Такие вопросы появляются каждый год, меняются только фамилии (и то, не всегда), но интерес к подобным темам нисколько не ослабевает…

Но давайте по порядку. Начнем с того, что нынешний «глупый сезон» может оказаться достаточно спокойным – во всяком случае, громкие переходы маловероятны.

У обоих гонщиков «Макларена» контракты действуют до конца 2012 года, и вряд ли соглашения будут разорваны досрочно – пока что и сами пилоты, и руководство конюшни не скрывают, что им комфортно работается вместе.

В «Феррари» и «Ред Булл» ситуация чуть иная: за Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо можно не беспокоиться – они связаны со своими коллективами надолго, – а вот Марк Уэббер и Фелипе Масса пока не продлили соглашения.

Однако судя по заявлениям руководства Скудерии, Лука ди Монтеземоло всерьез рассчитывает оставить бразильца в команде еще на один сезон. Да, Масса не слишком удачно начал чемпионат, но, похоже, команда пытается разобраться с его проблемами – и технического свойства (шины), и психологического (уверенность в собственных силах). Кстати, не исключено, что Стефано Доменикали чувствует за собой вину – попадание Фелипе в психологическую яму вполне может быть связано с прошлогодними действиями капитанского мостика на Гран-при Германии. Наконец, за Массой чувствуется поддержка Николя Тодта, чье влияние в стане Скудерии потихоньку растет с каждым годом, да и пресловутую историю о важности бразильского рынка для итальянской компании до сих пор еще никто не забыл.

Если Масса действительно останется в «Феррари», то Марку Уэбберу незачем и некуда будет переходить – все места в топ-командах в 2012 году останутся занятыми.

Самого австралийца в «Ред Булл» менять на молодежь еще не хотят: Себастьян Буэми и Хайме Альгерсуари не выглядят равноценной заменой Уэбберу. Мало того, что они крайне нестабильны в квалификациях и гонках, так еще и не слишком хороши с точки зрения обмена технической информацией с инженерами. В отличие, кстати, от Марка, которого Кристиан Хорнер и Эдриан Ньюи очень ценят за работу по развитию болида.

В общем, пока все идет к тому, что три лучшие команды чемпионата и в сезоне-2012 будут работать с нынешними пилотами.

В «Мерседесе» тоже не предвидится изменений. У обоих гонщиков контракты, а о досрочном их расторжении речи сейчас и вовсе не ведется – выступление Михаэля Шумахера в Канаде доказало, что у семикратного чемпиона мира с мотивацией все в порядке.

Сложнее ситуация в «Лотус-Рено», и ее разрешение во многом зависит от Роберта Кубицы – пока никто не знает, в каком состоянии вернется поляк за руль машины, даже несмотря на сообщения о хороших темпах восстановления пилота. Однако рискнем предположить, что в случае успешного возвращения Роберта шансы Виталия Петрова остаться в коллективе окажутся предпочтительнее других претендентов. Во-первых, контракт россиянина подписан до конца 2012 года, и его расторжение вряд ли сильно поможет конюшне в финансовом плане, а, во-вторых, выступления Виталия в этом году действительно радуют руководство коллектива, и если гонщик будет прогрессировать по ходу чемпионата, будет глупо менять его на другого спортсмена.

В случае же, если Кубица не сможет вернуться в «Формулу-1» (рассмотрим и этот неприятный вариант), Эрику Булье придется выбирать второго гонщика из весьма обширного списка кандидатов: в нем и запасные гонщики конюшни, во главе с Бруно Сенной и Роменом Грожаном, и нынешний сменщик Кубицы Ник Хайдфельд. Кроме того, немецкая пресса активно сватает в конюшню из Энстоуна Нико Хюлькенберга и Пола ди Ресту, а английская пишет о том, что команда может попробовать извлечь пользу из опыта Рубенса Баррикелло.

В остальных командах вопросов гораздо больше. В частности, «Уильямс» может расстаться с Баррикелло, который не слишком доволен тем, как развивается конюшня, в кокпит болида «Торо Россо» Гельмут Марко готовится посадить Даниэля Риккардо, и это значит, что Альгерсуари или Буэми придется подыскивать новое место работы, а «Форс-Индия» готова заменить переставшего прогрессировать Адриана Сутиля на Нико Хюлькенберга.

Реклама 18+

Немцу пресса вообще без проблем готова найти место. Еще одним пристанищем Халка считается «Лотус», поскольку конюшню из Хинама, да и в целом «Формулу-1» может покинуть Ярно Трулли. Другим кандидатом на возможную вакансию в команде Тони Фернандеса является Тимо Глок из «Маруся-Верджина» – издание Autosport утверждает, что немец считается наиболее вероятной заменой Ярно.

В целом, похоже, больших изменений в составах команд перед сезоном-2012 не намечается, но следующий за ним 2013 год должен оказаться намного интереснее.

Если Баттон, Хэмилтон, Уэббер и Масса не подпишут новые долгосрочные соглашения, дискуссии о вакансиях в топ-командах через год станут намного жарче. Из всех пилотов лучших конюшен чемпионата только Алонсо и Феттель надолго связаны со своими командами, а вот остальные пока под вопросом.

В «Макларене» происходят самые интересные вещи. В Монреале пресса увидела, как Льюис Хэмилтон беседует с руководителем «Ред Булл» Кристианом Хорнером, и сразу же решила, что стороны уже обсуждают возможный контракт, хотя это почти наверняка не так: как мы знаем, Льюис будет выступать в нынешнем коллективе минимум до конца 2012 года, поэтому ему нет смысла торопить события. В многочисленных интервью Хэмилтон постоянно подчеркивает, что не намерен покидать «Макларен», пока у него будет машина, с которой можно бороться за победы в гонках и за победу в чемпионате. И так думает не только Льюис, но и вообще любой гонщик экстра-класса. Однако прежде чем рассуждать о переходе в «Ред Булл», следует вспомнить, что за четыре предыдущих года британец лишь один раз (в 2009-м) быстро выпал из борьбы за чемпионский титул по вине машины. Во всех остальных случаях «Макларен» предоставлял своему гонщику отнюдь не самую плохую технику. В общем, до формальных переговоров о контракте должно много чего произойти, и чтобы у Льюиса возникло желание сбежать из коллектива, команда должна выступать крайне неудачно. Однако глядя на Гран-при Канады, на победу Баттона и на скорость MP4-26 в гоночном темпе, ощущения, что «Макларен» не способен бороться за победы, нет.

Кроме того, следует отметить, что разговоры о возможном контракте Хэмилтона с «Ред Булл» начал вовсе не гонщик – удочку с весны закидывает Кристиан Хорнер. О том, насколько австрийская конюшня действительно заинтересована в чемпионе мира 2008 года, можно только догадываться, но проявляя активность в этом вопросе, «быки» одновременно решают несколько задач.

Во-первых, если вдруг переход состоится, «Ред Булл» одержит важную маркетинговую победу и заполучит в свои ряды молодого и талантливого темнокожего гонщика. Во-вторых, сами слухи играют для команды положительную роль в переговорах с Марком Уэббером – австралиец наверняка будет сговорчивее, если почувствует, что его место под угрозой (правда, и Уэббер сможет вести контригру, если грамотно воспользуется разговорами о его переходе в «Феррари»). В-третьих, подобные слухи могут отвлечь от гонок и Льюиса, и Марка, и с точки зрения чемпионата это играет на руку только Себастьяну Феттелю. Доктор Гельмут Марко должен быть доволен.

Второй пилот «Макларена» – Дженсон Баттон – тоже пока не ставит подпись под новым контрактом, хотя и он сам, и команда по ходу нынешнего сезона уже не раз признавались в том, что им нравится работать вместе. Дженсон уверяет, что он не хочет долгосрочного соглашения, однако наверняка все не так просто.

Сам по себе длительный контракт, да еще и с топ-командой – это хорошо, тем более что Баттон весной признался – он хотел бы выступать за «Макларен» долгие годы. Но в соглашении всегда важны условия и время его подписания.

Судя по словам главных действующих лиц, первое предложение от команды поступило Дженсону весной 2011 года – то есть, после не самого простого сезона, да к тому же в период, когда в гонках ярче выглядел напарник. После Гран-при Канады акции Баттона значительно возросли, и теперь он наверняка захочет прибавки в зарплате (и будет абсолютно прав). Кроме того, положение гонщика в команде постепенно укрепляется, он все комфортнее чувствует себя в коллективе и за рулем машины, на развитие которой он также влияет все сильнее, поэтому существует вероятность, что его результаты будут только расти, а значит, будет расти и его цена. Так что неудивительно, что Дженсон хочет краткосрочного контракта – чтобы, скажем, через год, еще раз изменить условия соглашения или оценить другие предложения. Возможно, конечно, что сейчас идет просто торг с руководством, и флирт с «Феррари» – лишь часть очень хитрой, но интересной игры. В любом случае, заметно, что Баттону не занимать уверенности в своих силах, и это говорит о том, что парень отлично себя чувствует в психологическом плане.

Останется ли Дженсон в «Макларене»? Если стороны не наломают дров и не займут непримиримые позиции, то, конечно, да – Баттон отлично подходит конюшне. Однако рассуждать об этом мы будем чуть позже. «Глупый сезон» продолжается, и нам предстоит услышать еще много интересных историй…