5 мин.

Черно-белое кино

1960 год. Армин Хари

Темнокожие выходцы из Северной Америки и Канады выигрывали почти все Олимпийские игры вплоть до 1960 года. В Риме американцам пришлось капитулировать перед скромным юношей из Западной Германии по прозвищу «Белая молния». Незадолго до Олимпиады Армин Хари побил мировой рекорд американца Уилли Уильямса и на главном старте четырехлетия не упустил шанс войти в список быстрейших людей планеты.

1972, 1976 годы. Валерий Борзов

Следующей победы белокожих спринтеров пришлось ждать 12 лет. На мюнхенской Олимпиаде-1972 пробил звездный час советского спринтера Валерия Борзова, который завоевал сразу две золотые медали – на дистанциях 100 и 200 метров. Борзов не просто обогнал непобедимых американцев, но и разрушил стереотип, будто спринт – бездумное перебирание ногами. Молодой киевлянин изобрел новую тактику бега и продемонстрировал, как можно несколько раз менять скорость бега.

Спустя четыре года в Монреале Борзов пробежал с таким же результатом, как и в Мюнхене (10,14), но, увы, этих секунд уже было недостаточно для победы. Темнокожие спринтеры Кроуфорд из Тринидада и Тобаго и Квори из Ямайки отодвинули советского бегуна на третье место.

1972 – 1980 годы. Пьетро Миннеа

На 200-метровке белые атлеты всегда чувствовали себя комфортнее. Несомненно, главной звездой был итальянский спринтер Пьетро Миннеа. На мюнхенской Олимпиаде он завоевал бронзовую медаль, финишировав вслед за Борзовым и американцем Блэком. Через четыре года в Монреале Пьетро потерпел, наверное, самое обидное поражение в своей жизни, финишировав четвертым. Но итальянец отыгрался в «Лужниках» в 1980 году. В финале ему противостояли именитые Уэллс и Леонард, разыгравшие золото на стометровке. Миннеа победил с мизерным преимуществом в две сотые секунды.

1980 год. Алан Уэллс

Олимпиаду в Москве американцы бойкотировали. Советские спринтеры имели реальный шанс повторить успех Борзова, но первенствовали только в эстафете. На стометровке Александр Аксинин финишировал только четвертым. За золото боролись британец Алан Уэллс и кубинец Сильвио Леонард. Они показали одинаковые секунды (10,25), и лишь фотофиниш отдал победу Уэллсу. Это был последний триумф белых спортсменов в олимпийском спринте.

1986 год. СССР против США

В течение восьми лет из-за бойкотов московской и лос-анджелесской Олимпиад сильнейшие советские и североамериканские спринтеры не могли встретиться на одной дорожке. Долгожданное соперничество состоялось на Играх Доброй Воли-1986. В Москву приехали канадец Бен Джонсон и американец Карл Льюис. Финал на стометровке, в котором принимали участи четыре олимпийских чемпиона, стал кульминацией Игр. СССР представляли олимпийский чемпион Владимир Муравьев, чемпион Европы Андрей Шляпников, а также Виктор Брызгин. Бежать в такой компании было нелегко из-за нехватки опыта в международных соревнованиях. Муравьев финишировал четвертым (10,20), Шляпников – пятым (10,21). Позади остались олимпийские чемпионы Хланс и Морис. Победил Бен Джонсон (9,95). Наши спортсмены хоть и уступили знаменитым бегунам, но установили личные достижения. Победа над собой в спринте поражением не считается.

Джонсона, который в свое время продемонстрировал потрясающие секунды (9,79), пожизненно дисквалифицировали за употребление допинга.

2000 – 2004 годы. Костас Кентерис

Еще одним специалистом в беге на 200 метров был грек Костас Кентерис, обладатель уникального достижения. Он стал первым в истории легкоатлетом, кому удалось выиграть 200-метровку на Олимпиаде, чемпионатах мира и Европы. После победы в Сиднее Кентерес обрел сумасшедшую популярность, его именем собирались назвать улицы городов. Но от народной любви до ненависти один шаг. После нашумевшего допингового скандала в Афинах, когда Кентерес вместе с еще одной известной греческой бегуньей Екатериной Тану отказался пройти допинг-тест на домашней Олимпиаде, болельщики отвернулись от любимца. Для греков это был позор, который они не простили спортсменам до сих пор.

2006 год. Андрей Епишин

Российский спринт долго находился в тени. И только в 2006 году Андрей Епишин неожиданно бросил вызов американцу Леонарду Скотту на зимнем чемпионате мира в Москве. Темнокожие спринтеры с удивлением смотрели на российского парня, которому в финале на 60 метров чуть-чуть не хватило для победы. Епишин обогнал таких известных спринтеров, как Терренс Траммелл, Олусоджи Фасуба, Рональд Поньон. И всего лишь две сотые секунды уступил Скотту. Это серебро было равноценно золоту, ведь за последние годы никому из белых спринтеров не удавалось так пощекотать нервы темнокожим атлетам.

Летом 2006 года Епишин бежал в финале чемпионата Европы, вновь занял второе место и повторил рекорд России – 10,10 секунды. После такого взлета по всем законам жанра наступило падение. Перед летним чемпионатом мира Андрей упал с мотоцикла и не смог полететь в Осаку. В марте 2008-го на зимнем чемпионате мира в Валенсии Епишин финишировал только восьмым.

Для любого спринтера главное признание – участие в финале Олимпийских игр. Епишин мечтает об этом, и если подойдет в оптимальной форме к Пекину, то, возможно, ему удастся очередной подвиг. Для этого должно совпасть много факторов, но ведь другого шанса может и не быть.