6 мин.

Анастасия Давыдова: «С растяжкой у меня никогда не было проблем»

- Анастасия, сейчас, когда олимпийские страсти улеглись, можете сказать, какое из четырехлетий далось сложнее?

– Предафинское, конечно. Ведь до последнего не знали, кто точно поедет в дуэте. Мы с Настей или Маша Киселева и Ольга Брусникина. Все силы и нервы потратили на изнурительное соперничество. Кроме того, тренировались в группе и работали с Настей как солистки. И сам афинский турнир запомнился ярче. Во-первых, это была наша первая Олимпиада. С одной стороны, понимаешь, что Игры – тот же чемпионат мира с теми же соперниками и судьями. Но все равно волнение невероятное. К тому же именно там отключилась музыка при выступлении группы.

В Пекине мы уже чувствовали свой опыт. Единственное, что заставило понервничать – количество зрителей. 14 000 в Китае против 3 000 в Афинах.

- Как состоялось ваше возвращение после Пекина?

– Абсолютно не было мыслей оставаться в спорте. По крайней мере в этом, 2009 году. А уж готовиться к чемпионату мира вообще не хотела. Ходила в бассейн, тихонько плавала. Затем стала помогать своему тренеру Татьяне Евгеньевне Данченко в работе с девчонками – Светой Ромашиной и Наташей Ищенко. И как-то раз девчонки сказали, чего ты сидишь на бортике, давай тренируйся с нами.

Мне естественно хотелось, но я не ожидала такого предложения. Даже представить не могла, что они захотят со мной стоять в дуэте. Я по началу отпиралась: мол, не в форме, да и вообще… . Но они были непреклонны. Ну, вот и все. С 11 января я начала плавать, тренировалась со Светой Ромашиной в техническом дуэте. Исполняем новую постановку «Фигаро». На чемпионате России состоялся наш дебют – в принципе, мы довольны. Считаю, что начало у нас успешное.

- Сложно было заставить себя вновь тренироваться?

– Для меня удивительно, что я не испытала вообще никаких проблем при возвращении. Еще в декабре мы с Настей выступали в шоу Киселевой и Брусникиной. С весом тоже особенных проблем не было. Хотя сейчас за время подготовки к чемпионату России я сбросила килограмма три. А что касается растяжки и гибкости, то с этим, к счастью, я вообще никогда не испытывала проблем.

- Почему встали в дуэт именно с Ромашиной?

– Выбор происходил по росту, по схожести ног. Например, с Натальей Ищенко у меня 10 см разницы в росте. Мы бы с ней никак не смогли в дуэте выступать. Тем более Наташа делает еще и соло. И на предстоящем чемпионате мира в Риме она будет выступать в обеих сольных программах. Благодаря мне она немножко разгрузилась – одной программой стало меньше. Короткую в дуэте делаем мы со Светой, а произвольную – Ромашина и Ищенко.

- То есть за медали драки не будет?

– Нет. И при этом никто не будет считаться запасным.

- Как быстро нашли общий язык с Ромашиной?

– Не было никаких сложностей, у нас с ней хорошие рабочие отношения. Раньше мы просто общались, тренировались всегда у одного тренера, вместе выступали в группе. Впечатление такое, будто мы с ней всю жизнь в дуэте вместе стояли.

Ромашина и Ищенко не один сезон являлись вторым дуэтом страны после нас с Настей. Поэтому я не претендую на Олимпиаду в дуэте, если, конечно, не введут запасную. А если вдруг на это пойдет, то тогда я смогу выступить на Олимпиаде в короткой, а Наташа со Светой – в произвольной программе.

- Если все же этого нововведения не произойдет, легко ли вам будет отказаться от очередной олимпийской награды. Особенно после того, как снова приступили к тренировкам?

– Ну, еще ведь есть и группа, в которой можно участвовать в Олимпийских играх.

- Неужели ваши амбиции позволят довольствоваться местом одной из восьми, а не как раньше являться лицом команды?

– Пятая олимпийская медаль еще никому не мешала. На этот счет у меня не будет никаких амбиций. Мне в этой ситуации важно, чтобы наша группа претендовала на золото. Если же речь будет идти о третьих-четвертых местах, то, конечно, такая поездка мне будет не нужна. В таком случае я смогу съездить на Игры в качестве помощника Татьяны Евгеньевны. Сейчас слух идет, что уже к лондонской Олимпиаде утвердят комбинированную программу, в которой я также смогу участвовать.

- Россия уже много лет занимает верхние строчки на всех международных турнирах. И все страны порядком устали от нашей гегемонии в синхронном плавании. На ваш взгляд, дадут ли девчонкам выиграть очередную Олимпиаду?

– В дуэте дадут. Сто процентов – дадут, поскольку рядом с нами никто в мире пока не стоит. Это видно даже по оценкам. Такого никогда не было, чтобы все судьи выставляли высшие баллы за произвольную программу. Кто еще выполнит восемь сложнейших связок в быстрой темповой работе, три поддержки, а в медленной части программы две сложные связки плюс вращение и выталкивание… Нет, пока никто, кроме нас, такого не показывает. И я слабо представляю, как можно все это выдержать.

Что касается группы, то вопрос очень сложный, и сейчас я бы не хотела как-то его комментировать. Мы не знаем, в какой форме будут находиться все остальные, состав многих команд будет выглядеть иначе, нежели в предыдущем олимпийском цикле.

И, кстати, состав сборной России после Пекина тоже сильно изменился. Пришли молодые и перспективные девочки. Если они будут много работать, то им по силам бороться за золото Лондона.

- Кроме собственной подготовки вы приступили к тренерской деятельности…

– Да, мне это нравится, помогаю Татьяне Данченко тренировать детей. Утром я сама в воде, а вечером их тренирую. И сразу виден результат. У меня девочка занимается и за короткое время перешла на другой уровень. Я рассматриваю вариант: со следующего сезона набрать группу детей 12-13 лет.

- Вы видите себя в роли ассистента Татьяны Данченко или хотите работать самостоятельно?

– Мне сложно тренировать самостоятельно, поскольку нет опыта. И пока я работаю в паре, многому учусь. Одно дело – смотрю на Татьяну Евгеньевну из воды как на своего тренера и совсем другое – стоять с ней на бортике и наблюдать как она подходит к разбору ошибок, как ставит программы. Самое сложное в нашем спорте – найти образ и поставить хорошую программу. Вот с отработкой готового материала у меня никаких проблем нет, так как я легко замечаю мельчайшие ошибки. А вот постановок пока побаиваюсь. Начинать надо с маленьких детишек и расти вместе с ними как тренер.

- Не хочется пойти по стопам известных спортсменов, делающих политическую карьеру?

– Нет, я себя не вижу в Думе рядом с опытными мужчинами. Там меня будут воспринимать как маленькую девочку. И этого я не переживу. А чтобы воспринимали серьезно, необходимо поднабраться опыта, повзрослеть. На данный момент вряд ли ко мне кто-то станет прислушиваться.

- Остается ли время на себя, на личную жизнь?

– Очень мало свободного времени. В бассейне я нахожусь с 9 утра до 6 вечера каждый день. Я, конечно, могла бы сесть дома и попивать чаи, но не могу. Я такой человек, что мне необходимо чем-то заниматься. Синхронное плавание тянет, не могу без него.

- А не надоело – заниматься 20 лет одним и тем же?

– Если я действительно лучше, почему должна кому-то уступать место? Например, почему я должна уступить испанкам, которые на данный момент хуже меня. Возраст мне еще позволяет. Сужу по Маше Киселевой, которая плавала до 31 года, да что там говорить Джеме Менгуаль – 32. Почему я должна ей уступать?

- Планирует ли возвращаться в спорт ваша партнерша Настя Ермакова?

– Насте пришлось отказаться на время от спорта из-за травм. У нее проблемы с плечом. Да и вообще она решила отдохнуть. Не могу о ней сказать ничего определенного.

- Дальнейшие совместные выступления вы с ней обсуждали?

– Мы с ней сразу решили, что если и вернемся, то только в группу. В противном случае нам придется соревноваться с Ромашиной и Ищенко. А это будет дубль два, когда мы состязались с Киселевой-Брусникиной. К сожалению, в нашем виде спорта в олимпийской команде есть место только одному дуэту. И так как мы тренируемся у одного тренера, то такое соперничество в принципе невозможно.