6 мин.

Андрей Воронцов: «Российские тренеры – каждый сам себе голова»

С 25 по 30 апреля в бассейне спорткомплекса «Олимпийский» пройдет чемпионат России по плаванию, по итогам которого будет определен состав на чемпионат мира (Рим, 18 июля – 2 августа). О том как проходит подготовка пловцов к главному старту сезона, рассказал главный тренер сборной команды России Андрей Воронцов, десять лет отработавший в Великобритании.

- Вы на новой должности 2,5 месяца. Что уже удалось сделать?

– Мы сейчас занимаемся созданием макроструктуры плавательных центров, которые бы осуществляли поддержку сборной России. Провели работу по мотивации тренеров и спортсменов и надеемся, что на чемпионате мира в Риме у нас будут медали.

- С кем связаны основные надежды?

– Есть ряд спортсменов, которым по силам завоевать медали любого достоинства. Это Сергей Фесиков, Александр Сухоруков, Анастасия Зуева, Анастасия Аксенова, Станислав Донец, Аркадий Вятчанин. И это еще не весь список.

- Собирается ли продолжать карьеру призер афинской Олимпиады Станислава Комарова?

– Как только я приехал в Россию, меня тут же все начали спрашивать о ней. Комарова пропускает сезон. А если говорить о планах на Лондон-2012, то начинать подготовку надо уже сейчас. В последний год будет поздно. И мы все были тому свидетелями. Когда перед пекинской Олимпиадой Станислава долго-долго возвращалась и серьезно начала тренироваться лишь за год до старта. Этого оказалось недостаточно.

Сейчас ее соперницы будут показывать гораздо более высокие результаты, нежели в предыдущем четырехлетии и догнать и тем более обогнать их будет непросто. Время на раскачку нет. Или сейчас или никогда. В первый день чемпионата Москвы мы оба были в «Олимпийском». Я был доступен, но она ко мне не подходила и никаких вопросов не задавала. Ее тренер также пока ничего не говорил.

- Как будет проходить подготовка сборной к чемпионату России?

– Большая часть команды пройдет тренировочный сбор на базе «Озеро Круглое». Сборная Москвы во главе с Владимиром Петровым готовится по своим планам. До чемпионата страны столичные пловцы будут тренироваться в Словении. Я согласился с этим, но настоял на том, что методическое руководство должна осуществлять сборная России. Мы будем проверять подготовленные планы. Тренер сборной Москвы будет защищать эти планы на тренерском совете.

- Нормально ли, что часть российской сборной будет вне поля зрения главного тренера?

– Дело в том, что финансы сборной Москвы сопоставимы с финансами сборной России. Мы не можем позволить себе тренироваться за рубежом. Москва может, хотя в методическом плане это ситуации странная. До чемпионата Москвы у них был сбор в испанской Калеле на море, теперь в Словении, в Копере, снова на море. Я понимаю, если бы тренировались в среднегорье, это было бы ясно, а так….

Посмотрим результаты на чемпионате России. Пока мы даем некоторый люфт. Если сборная Москвы своими результатами докажет, что может тренироваться самостоятельно, тогда, пожалуйста, почему нет. Но после отбора на международные старты, все спортсмены и тренеры команды независимо от их родного города, должны будут участвовать в централизованной подготовке. Будет предложено три центра – Озеро Круглое, Цахкадзор и Домбай. Они смогут выбрать место, где хотят тренироваться.

- Отсутствие возможности у остальной части сборной тренироваться за границей не станет причиной плохой подготовки к сезону?

– База на «Озере Круглом» располагает всем необходимым для подготовки спортсменов самого высокого класса. Мы работаем над созданием других федеральных центров плавания. В частности, в Анапе. Также для подготовки мы используем базу в среднегорье – Цахкадзор. Там тренировались наши спортсмены в 70-80-е годы. И сейчас мы к этому вернулись. В Армении произошли очень хорошие изменения: новые гостиницы, разнообразное питание. Бассейн крытый, отремонтированный. Осталось улучшить оснащение зала для силовой подготовки.

Мы потеряли все базы за пределами России, которые в свое время строились в Прибалтике, на Кавказе. Сейчас стараемся восстановить эти связи. С Арменией нам это удалось. Намерены использовать эту базу для подготовки к международным турнирам.

- В чемпионатах федеральных округов не выступили участники Олимпиады-2008 Евгений Коротышкин, Роман Слуднов, Светлана Карпеева.

– Все они тренируются по индивидуальным планам. Евгений Коротышкин проходит подготовку в Италии. Роман Слуднов в ближайшее время должен перебраться в Россию из Америки, где он не только тренировался, но и учился. Также из-за учебы в США тренируется Светлана Карпеева. Оценим их готовность на чемпионате России.

- Что из своего зарубежного опыта вы можете применить к нашим спортсменам?

– Последние десять лет я работал в Великобритании, ездил с лекциями по многим странам. В частности, британцы до сих пор используют наш опыт 70-80-х годов, созданную программу многолетней спортивной подготовки. В написании первой части программы я принимал участие, а вторую часть написал практически в одиночку еще перед отъездом.

И британцы работают так, как должны были работать мы. Они используют наш опыт и достигли успехов. В настоящее время у них очень высокая плотность результатов в юношеском и детском спорте. В Пекине они выиграли две золотые медали. И в общей сложности завоевали большее число медалей, чем Россия. Именно поэтому я считаю, что мы должны этот опыт компилировать и использовать самостоятельно.

- Что нового в ситуации с плавательными костюмами?

– Назрела взрывоопасная ситуация, когда тренеры и спортсмены были готовы восстать против международной федерации плавания. FINA это почувствовала и пошла навстречу тренерам. Но так как FINA дала большое послабление компаниям, которые выпускают костюмы, она не может вернуться в одночасье к ситуации, которая была до появления высоких технологий.

FINA планирует трехэтапное ограничение на использование костюмов. Первое, что запрещено уже перед чемпионатом мира, это использование двух и трех костюмов одновременно. Ведь таким образом создается дополнительная плавучесть. Спортсмен лежит на воде гораздо выше и испытывает гораздо меньшее гидродинамическое сопротивление, способен плыть быстрее. Это дает преимущество даже не в доли секунды, а в секунды.

Следующее ограничение касается толщины костюма. На данный момент она не должна превышать 1 миллиметра. И дополнительная плавучесть не должна превышать 1 Ньютона, то есть 100 грамм. Благодаря этому преимущество отдельных компаний будет сведено к минимуму. А пока те, кто плывет в Speedo, все-таки будут иметь преимущество. Разработка этой компании, в которой было установлено более 100 мировых рекордов, не запрещена к использованию.

Сборная России будет вновь сотрудничать с Arena. Сейчас у нас нет соглашения, но мы работаем над новым. У Arena есть определенные претензии к нам, поскольку были нарушения со стороны отдельных спортсменов. У нас есть претензии к Arena по срокам поставки перед Олимпиадой. Кроме того, наша федерация изъявила желание участвовать в разработке костюмов, а также в их тестировании.

- В Пекине представители США на каждый заплыв выходили в новом костюме, россияне меняли костюм максимум один раз…

– Да, жизнь хорошего костюма невелика – 2-4 старта максимум. После чего он растягивается. Но это очень дорого. Цена костюма от 300 до 500 евро. И высокая цена тоже является одной из причин, по которой международная федерация плавания пошла на запрет высокотехнологичных костюмов.

Многие страны никогда не смогут обеспечить ими своих спортсменов. А все участники состязаний должны быть в равных условиях. Количество предоставляемых костюмов также находится в процессе обсуждения.

- Вам нравится коллектив, в который вы попали?

– Я побеседовал практически со всеми спортсменами сборной. И ребята произвели на меня очень хорошее впечатление. И взрослые, как Прилуков, и молодые, как Аксенова или Зуева. А вот тренеры оставили странное впечатление. Они отличаются от зарубежных специалистов, каждый сам себе голова. Ни у кого нет большой охоты делиться своими наработками с остальными. Забыли немного трудовую дисциплину.

То есть, люди приезжают на сборы, не имея плана подготовки, выходят на бортик, не имея плана тренировки. И с этим, конечно, пришлось бороться в первые дни. И я думаю, что дисциплину мы повысили. И будем продолжать работать в этом направлении.