3 мин.

«Непобедимый» костюм

Новая «акулья кожа»

После апрельского чемпионата мира весь сыр-бор разгорелся из-за костюма LZR Racer фирмы Speedo, в котором всего за несколько месяцев было обновлено 35 мировых достижений из 37. Этот костюм сделан из сверхлегкой водоотталкивающей ткани, которая быстро сохнет и уменьшает сопротивление. Он не имеет швов и придает телу пловца максимально обтекаемую форму. В его разработке принимали участие несколько научных институтов, в том числе знаменитое американское космическое агентство NASA.

Компании Speedo в 2008 году исполняется 80 лет, и практически ко всем последним Олимпиадам она презентовала новые разработки. Так, в 1992 году в Барселоне для экипировки спортсменов использовалась специальная сверхэластичная ткань, на Играх в Атланте появился первый в истории костюм Aquablade. В 2000 году фурор произвел знаменитый Fastskin, получивший прозвище «акулья кожа». Этот чудо-костюм был изготовлен из ткани, покрытой сотнями маленьких зубчиков. На предплечьях были расположены чешуйки из титана и кремния, которые лучше захватывали воду при гребке.

Бунт на корабле

По поводу нового LZR Racer разразился нешуточный скандал уже на чемпионате мира. Ряд фирм, занимающихся производством экипировки для пловцов (Diana, Arena, Adidas, Discent), обратились в Международную федерацию водных видов спорта (FINA) и попытались оспорить достижение Speedo. В частности, они утверждали, что костюм является «технологическим допингом» из-за наличия полиуретановых вставок. Но в FINA посчитали, что LZR Racer соответствует правилам.

Какие же революционные перемены грядут перед Пекином? Многие спортсмены и тренеры признают, что новый костюм, безусловно, удобен и может быть полезен для пловцов с определенным телосложением. Так, Стив Фарнисс, бронзовый медалист Олимпиады-1972 и соучредитель компании Tyr, утверждает: «Костюм может дать выигрыш в одну десятую секунды. На Олимпийских играх – это разница между первым и четвертым местом». Главный тренер сборной России Александр Клоков признает достижения разработчиков, но полагает, что в новом Speedo можно выиграть не более нескольких сотых секунды. Тренер сборной США Марк Шуберт высказался более категорично: «У меня нет сомнений: костюмы различаются по своим спортивным показателям. Просто одни фирмы вкладывают миллионы в проведение исследований, а другие – следуют моде».

Миф или реальность

Все фавориты мирового плавания давно пользуются новыми технологиями. Россияне остались в стороне. Причина проста – у нашей федерации контракт с компанией Arena. И если пловцы не выйдут на старт в официальной экипировке, на сборную наложат штраф. «Нужно серьезно все взвесить, отбросить эмоциональную сторону и перестать гнаться за несуществующим чудом», – отметил вице-президент Федерации плавания России Владимир Сальников. Его заочно поддержал олимпийский чемпион Денис Панкратов: «Четыре года назад Speedo придумала другую штуку: австралийские и американские пловцы выходили в силиконовых шлемах на головах. Фильм «Звездные войны» отдыхает. Казалось, у кого нет таких шлемов – полное ничтожество. После Игр в Афинах не встречал ни одного».

Доля истины в словах уважаемых в прошлом пловцов есть. На чемпионате мира именно россияне развеяли миф о безупречности новых костюмов. Молодой квартет – Станислав Донец, Сергей Гейбель, Евгений Коротышкин и Александр Сухоруков – выиграл эстафету 4x100 м комплексом с новым мировым рекордом, опередив не кого-нибудь, а американцев.

Но не только наши спортсмены поддерживают старых разработчиков. О своем желании выступать в экипировке Arena заявили Лора Маноду, Камелия Потек, Марк Фостер. Хорватский пловец Дуже Драганья установил в Speedo мировой рекорд, но не считает, что дело исключительно в новых технологиях: «Да, костюм хорош, но не более того. Быстрые пловцы всегда будут быстры, вне зависимости от того, плывут они в костюме или без него». В Arena за последнее время было установлено всего два рекорда. Кроме сборной России, отличилась итальянка Федерика Пеллегрини на дистанции 400 метров вольным стилем. Эти победы сильно пошатнули позиции до того момента «непобедимого» костюма.

Впрочем, психологическая атака на конкурентов и маркетинговая – на покупателей удалась Speedo на сто процентов. Пожалуй, однозначный ответ на вопрос, насколько эффективен LZR Racer, не сможет дать даже Олимпиада. Ведь плавают не костюмы, а спортсмены.