8 мин.

Фигурист и продюсер Илья Авербух: "В "Звездах на льду-2" будут участвовать иностранцы"

Сумасшедшие рейтинги, которые сопровождали каждый выпуск, принесли ему куда больше славы, чем все завоеванные медали - включая серебро Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити. Признание же президента страны в том, что он тоже смотрел "Звезды", и вовсе возвело Авербуха в ранг медиамагнатов. В беседе с обозревателем "Известий" Владимиром Раушем фигурист рассказал о завершившихся съемках, приоткрыл завесу тайны над продолжением проекта и попросил не демонизировать свою персону.

"Собчак и Стоцкая нам не подошли"

Съемки шоу закончились. Какие чувства сейчас доминируют у вас в душе: пустота или облегчение, что все наконец осталось в прошлом?

Доминирует удовлетворение от хорошо выполненной работы. А особой грусти нет. Во-первых, я себя к этому готовил: было понятно, что проект не может длиться вечно. И потом, спорт приучил меня, что за каждым завершившимся турниром начинается новый. Хотя, когда кончился последний гала-концерт во дворце на Ходынском поле, сердце у меня немного защемило.

Как собираетесь снимать накопившийся за все это время стресс?

Сейчас у меня только одна мысль: отключить мобильный телефон, уехать куда-нибудь на природу и спать, спать. Лучше всего было бы отправиться на море или в горы, покататься на лыжах. Правда, сейчас зима такая, что особо не покатаешься... Еще мне здорово помогают расслабиться компьютерные игры: раньше часами мог в футбол резаться. Алкоголь? Нет, как способ релаксации он мне не подходит. Я не получаю удовольствия ни от самого процесса, ни от его последствий.

В какой момент съемок вам пришлось тяжелее всего?

Было, наверное, три таких точки. Первая — когда мы еще только подбирали состав участников. Нужно было собрать всех фигуристов и подгадать, чтобы у выбранных нами актеров совпали графики съемок. Когда мы начинали первые тренировки, никто до конца не понимал, что же из всего этого выйдет. Потом процесс пошел, люди загорелись, и я вдруг почувствовал груз ответственности. Неожиданно навалился страх: а что если не получится? Это же творческая история: она может получиться, а может — нет. В тот момент пошел серьезный надрыв... Ну и было еще очень тяжело в конце — просто все это выдержать физически.

Вы никогда не рассказывали, как появились "Звезды на льду". Это была ваша идея или проект родился на Первом канале?

Ни то, ни другое. Это шоу придумано в Англии, его авторами являются сразу две телекомпании — BBC и Granada. Их форматы немного отличались, но суть обоих проектов одна: фигуристы катаются со звездами. Похожие проекты потом прошли по всему миру, в частности — на канале "Россия". Но наши коллеги просто сделали кальку с западного продукта, ничего не меняя и ничего не придумывая. Лицензия же, приобретенная Первым каналом, предусматривала свободу творчества. И поэтому очень многое — от декораций до костюмов было придумано лично нами.

Кто решал, кого из звезд пригласить в программу?

Участников предлагала моя компания "Ледовая симфония". Они приходили на тренировки, после чего мы анализировали: подходят ли эти люди нам, сможем ли мы научить их кататься. Если решение оказывалось положительным, кандидатура выносилась на обсуждение генерального директора Первого канала Константина Эрнста и его первого зама Александра Файфмана. Могу сказать, что они ни разу не заявили: дескать, вот этого человека в шоу быть не должно!

Но свои кандидатуры предлагали, верно?

Предлагали только ведущих канала — Алексея Пиманова, Андрея Малахова. Только вот из-за травмы ни тот, ни другой принять участие в проекте толком не смогли.

А часто ли приходилось говорить: вот этого человека научить кататься я не смогу — и отказываться от него?

Было несколько таких случаев. Я же не господь бог и не могу научить каждого. Только не спрашивайте фамилии не прошедших отбор — все равно не скажу...

Кого лично вам не хватало на съемочной площадке?

Мне кажется, по составу участников мы оказались близки к попаданию в десятку. Хотя были люди, кого я звал в шоу, но они по разным причинам отказались. Думаю, что очень ярко могла бы проявить себя Юля Савичева. Уверен, что шоу выиграло бы и от присутствия на съемках Максима Галкина, Филиппа Киркорова или Ивана Урганта. Мальчиков нам вообще не хватало... Очень жалею по поводу отсутствия Димы Певцова: он уже почти дал свое согласие, но помешала травма ноги.

Ошибки в селекции тоже были? Считается, что замена Глюкозы на олимпийскую чемпионку по художественной гимнастике Юлю Барсукову не совсем получилась...

Возможно. Но тут мы оказались в сложном положении. Глюкоза покинула проект по уважительной причине, и ее партнер Антон Сихарулидзе остался один. Нужно было вычеркивать его из проекта или срочно искать новую партнершу. Могу сказать, что к нам на тренировки приходили и Ксения Собчак, и эта... как же ее зовут?.. протеже Киркорова... да, Настя Стоцкая. Но в плане фигурного катания все они были абсолютно "в ноль". Чтобы не ставить Антона в заранее невыгодное положение — ведь его соперники к тому моменту катались уже больше двух месяцев, — было решено остановиться на кандидатуре Барсуковой. Она все же умела стоять на коньках.

"За Петрову с Тихоновым могу разорвать любого"

С кем из участников работать оказалось сложнее всего?

С теми, кто вообще не умел кататься. Нужно было все время придумывать что-то экстраординарное, дабы скрыть все эти недостатки. Понятно ведь, что за неделю фигурное катание не освоить...

А какая из поставленных программ вам больше всего понравилась самому? Слышал, их было больше сотни...

Один-единственный танец я выделить не смогу. Вот назвать Топ-10 — другое дело. Конечно, это "Танго" Марата Башарова, "Ты меня на рассвете разбудишь" Анны Большовой. У нее же был и еще один замечательный номер — "Нежность". Помните, когда она с таксистом и чемоданами?.. "Кармина Бурана" или "Позвони мне, позвони" Кати Гусевой. Нет, одного номера я вам не назову.

Правда ли, что контракты участников шоу представляют собой объемные талмуды, в которых прописано всё — от и до?

Это так. Контракты были сложными, но они заключались только с фигуристами. У звезд контрактов не было — и гонораров, соответственно, тоже. Они работали на свой имидж и паблисити.

Говорят, что гонорары фигуристов значительно превышают те деньги, что они получают в спорте — в частности, на этапах Гран-при?

У нас была дифференцированная шкала оплаты, которая зависела от того, прошел ли участник в следующий этап шоу или нет. Получали фигуристы деньги, сравнимые с западными аналогами, но значительно меньшие, чем в спорте.

На Западе, слышал, одно выступление звезд такого уровня стоит порядка 10—15 тысяч долларов.

Это в коммерческих шоу. Съемки на телевидении стоят меньше — причем в разы.

Мария Петрова с Алексеем Тихоновым после выступлений в вашем проекте провалили финал Гран-при в родном Петербурге. Их тут же обвинили в том, что они погнались за длинным рублем и наплевали на честь страны...

...(перебивает). Знаете, я просто готов разорвать тех, кто так говорит. Маша с Лешей сослужили российскому фигурному катанию колоссальную службу. Почему бы им наконец не подумать и о заработке? Ведь карьера ребят потихоньку клонится к закату. В "Звездах на льду" они открыли себя для всей страны совершенно по-новому. А медали с чемпионатов мира и Европы у них уже никто не отнимет. И потом... Когда Петрова с Тихоновым готовились в Новогорске к финалу Гран-при, съемки шоу были уже завершены.

Президент Российской федерации фигурного катания Валентин Писеев был тоже не слишком доволен такой ситуацией. Он утверждает, что вы нарушили некие договоренности...

Договоренность была одна: мы должны получить согласие федерации на выступление всех фигуристов. Это было сделано, да и сам Валентин Николаевич принимал активное участие в съемках. Думаю, президент федерации должен быть благодарен за то, что мы сделали такую рекламу его виду спорта. Сейчас от желающих попасть в секции фигурного катания отбоя нет...

Евгений Плющенко, который вел шоу, обмолвился о неких трениях с вами. В чем они заключались?

Мне трудно это комментировать... Желтая пресса писала о том, что Плющенко из-за Авербуха отказался принимать участие в гала-концерте. Думаю, лучшим ответом на все это стало появление Жени во дворце спорта на Ходынке. Причем оба дня он был не только ведущим, но и сам выступал на льду.

Ссора, которая вышла у вас с Татьяной Тарасовой, заседавшей в жюри, — тоже выдумка журналистов?

По крайней мере все было не совсем так, как они написали. У нас шли тяжелые съемки — шоу уже закончилось, и мы записывали гала-концерт. Дело немного затянулось, Татьяна Анатольевна устала и в какой-то момент сказала, что сниматься больше не будет. Потом пошла в соседнюю комнату, отдохнула и вернулась на съемочную площадку. Это был чисто технический момент: она заявила об уходе исключительно из-за усталости...

"Не называйте меня "серым кардиналом"

Продолжение шоу планируется?

Безусловно, "Звезды на льду-2" будут. Но они пройдут уже в несколько ином формате. Мы собираемся пригласить новых действующих лиц, хотя все фигуристы, видимо, останутся. Возможно, в проекте появятся зарубежные участники. В общем, идей много...

Скоро шоу отправится в турне по городам России. Кто его продюсирует?

Моя компания. "Первый канал" не имеет к этому практически никакого отношения — за исключением того, что во время гастролей мы будем рекламировать "Звезды на льду-2".

Это сейчас ваш главный проект?

Мы еще работаем на катке на Красной площади. Каждое утро у нас там проходят новогодние елки, работают аниматоры. Плюс устраиваем сопроводительные программы, вроде недавнего выступления звезд мирового фигурного катания. Это был тоже наш проект.

Последнее время вас все чаще называют "серым кардиналом" фигурного катания, который подмял под себя все — телевидение, коммерческие шоу...

Не думаю, что это правда. Я же не лезу в вопросы федерации, не решаю судьбы спортсменов и тренеров. Несколько лет назад я вернулся из Америки, чтобы производить определенный продукт и позволить нашим звездам выступать перед своей, отечественной публикой. Думаю, в том, что сейчас происходит в российском фигурном катании, есть и большая моя заслуга.

Завистников, наверное, у вас сейчас много.

Их хватает. Знаете, большое количество людей раздражает чужой успех в принципе. Им не важно — кто преуспевает и в чем. В такой ситуации я всегда вспоминаю пословицу про караван и собак. И стараюсь быть тем самым караваном.

Есть ли в российском бизнесе национальные особенности, отличающие его, скажем, от бизнеса в Америке?

В России по-прежнему очень многое делается "на авось". Здесь люди не любят подписывать контракты, предпочитая вести дела на доверии. Но сегодня доверие есть, а завтра? Я тоже не избежал этих ошибок: меня "кидали", и не раз. Но теперь все, кто работает с нами, делают это исключительно на договорной основе.

Владимир РАУШ