4 мин.

Лыжные гонки превращают в "Формулу-1"

Ряд серьезных нововведений ждет мировые лыжные гонки в сезоне-2006/07, старт которого назначен на ближайшие выходные. Незаметно уступив первые строчки рейтинга биатлону, который благодаря продуманной программе популяризации стал любимцем телевидения со всеми вытекающими отсюда последствиями (лучшее время для показа, солидные спонсорские пакеты, зрительский ажиотаж и т.д. и т.п.), руководители Международной лыжной федерации (FIS) наконец-то спохватились и начали борьбу за болельщика. Значительная часть гонок уже перенесена из леса на стадионы и улицы городов. В частности, состязания первого этапа Кубка мира пройдут в эти субботу и воскресенье по набережной Рейна в Дюссельдорфе.

Оргкомитет турнира не смущает даже то, что на западе Германии в предстоящие выходные будет до 15 градусов тепла с дождем. Для отсыпки трассы уже заготовлено четыре тысячи тонн искусственного снега, который на набережную доставляют 26 самосвалов. Если зрители не идут на лыжню, она сама должна прийти к зрителям. И это только начало. Настоящая революция в лыжных гонках ожидается ближе к новому году и на финише сезона. В рождественскую декаду, с 29 декабря по 7 января, пять городов Чехии, Германии и Италии примут этапы новой коммерческой суперсерии "Тур де Ски", причем набранные в этих гонках очки пойдут в общий зачет Кубка мира. Ажиотаж вокруг новой серии такой, что, например, Шведская лыжная федерация пообещала своему победителю в общем зачете миллион крон призовых дополнительно к 140 тысячам долларов, которые лыжник или лыжница этой страны заработает за первое место по сумме всех стартов. К слову, за два месяца до старта "Тур де Ски" его потенциальными фаворитами считаются норвежка Марит Бьорген и немец Тобиаш Ангерер, а российские гонщики пока не входят даже в третий эшелон претендентов на главный приз.

Из других нововведений в программе Кубка мира следует отметить первые в истории соревнования лыжников под крышей и апробирование в гонках так называемых "национальных боксов" — специально оборудованных участков на трассе, где спортсмены во время соревнований смогут получать питание от представителей своей команды и даже менять лыжи, если это необходимо. Это новшество специалисты называют настоящей революцией, приравнивающей лыжи к автомобильной "Формуле-1", участники которой по ходу гонок заезжают в пит-стоп для смены резины, и часто новые колеса помогают пилотам изменить характер состязаний в свою пользу. То же самое может произойти и в беговых лыжах, превратившихся не только в соревнования спортсменов на скорость и выносливость, но и в заочный конкурс сервис-групп, которые "угадывают" или не "угадывают" смазку на конкретную гонку. Руководитель комитета Международной лыжной федерации по лыжным гонкам Вегард Ульванг, в прошлом легендарный норвежский гонщик, считает, что введение национальных пит-стопов — прежде всего показ работы сервисменов по телевидению — способно серьезно повлиять на рост популярности лыжных гонок у зрителей. Люди устроены так, что каждому интересно заглянуть на кухню соседа, а здесь чужая "кухня" будет у него дома.

Согласен с Ульвангом директор FIS швейцарец Йорг Каполь. "Наша задача — сделать Кубок мира по лыжным гонкам более привлекательным для масс, и любое изменение будет продиктовано желанием как можно больше популяризовать наш вид спорта", — говорит он. Однако пока далеко не все разделяют оптимизм Ульванга и Каполя. Олимпийский чемпион-2006 в дуатлоне (15 км классическим плюс 15 км свободным ходом) россиянин Евгений Дементьев на одном из интернет-форумов поделился своими соображениями насчет новинок сезона: "Если через пять километров гонки можно будет поменять классический инвентарь на "коньковый", все будут делать одну остановку, и пит-стопы не оправдают себя. Тратить лишние 15—30 секунд в боксах я считаю бессмысленным, лыжным гонкам никогда не стать "Формулой-1".

Сам Дементьев пока находится вне зоны досягаемости. В составе сборной России он готовится к сезону в Саянах, где нет мобильной телефонной связи. На первом этапе Кубка мира Евгений не будет выступать. Вместе с ним соревнования в Дюссельдорфе пропускают бронзовые призеры туринской Олимпиады в командном спринте Иван Алыпов и Василий Рочев. Они вступят в борьбу за хрустальный приз со второго этапа.

Кубок мира осенью-2006

28— 29 октября. Германия. Индивидуальный и командный спринт.

18— 19 ноября. Швеция. Женщины — 10 км, мужчины — 15 км (классика); эстафеты.

25— 26 ноября. Финляндия. Женщины — 10 км, мужчины — 15 км (классика); командный спринт.

Борис ТИТОВ