9 мин.

Чешский разговорник

О себе

«Не считаю себя ни плейбоем, ни великим психологом, ни выдающимся специалистом. Я обычный главный тренер. Делаю свою работу, как умею, живу ею. Просто сейчас мы с ребятами понимаем друг друга. Горжусь, что с ними работаю! Для меня образец – Иван Глинка, дай бог ему всего хорошего на небесах».

«Никому не буду рассказывать, что у меня внутри – не собираюсь ни перед кем оправдываться. Пусть я для них психолог, актер, клоун – пусть. Каждому свое. А я просто тренер. И если мне нужно изображать клоуна – я буду изображать клоуна. Если мне нужно придумать какую-то мотивацию – я ее придумаю. Если я понимаю, что ребята на это «покупаются» – буду это делать».

«Мне один человек сказал: «Ты точно не чех, ты – русский!» Наверное, поэтому мне в России хорошо! Я очень дружелюбный человек, всегда общаюсь с людьми. И позитивные люди заряжают мою «батарейку», наполняют меня позитивом».

«У меня с коммуникацией нет проблем. Но только я доверяю людям, как говорят, до первого промаха. Если человек меня подведет, то ему потом со мной будет сложно. Особенно не люблю, когда что-то делают за спиной. Уважаю тех, кто говорит открыто и в лицо, несмотря на боль, которую они причиняют, понимая это».

«Я бы не стал упоминать о сожженных мостах. Никогда не говори «никогда» – вот мой принцип. В нашей жизни возможно все. В «Спартаке» мне очень нравилось. У команды огромное количество болельщиков по всей стране. Так что, если когда-нибудь поступит предложение, почему бы не вернуться?».

«Мое кредо: не надо прессовать игроков, кричать, что мы будем лучше всех. Я не знаю такой команды, которая этого бы не хотела. Мы же будем ставить реальные цели, и стремиться выступить не хуже, чем в прошлых сезонах. И самое главное – будем стараться радовать болельщиков хорошим хоккеем».

О деньгах

«Я не тот тренер, которому нужны какие-то большие деньги. Серьезно. Предполагаю, что по зарплате я, наверное, где-то на пятнадцатом месте среди всех тренеров КХЛ. Сейчас руководство назвало сумму нового контракта. Спросило, доволен ли я. Я, не торгуясь, сказал, что доволен, но подумаю».

«В «Химике» вместо благодарности меня фактически выставили из клуба, назвав причиной моей отставки тот факт, что я прошу за новый контракт сумасшедшие деньги. Но если три тысячи долларов, которые я просил добавить к моей маленькой зарплате, посчитали сумасшедшими деньгами, тогда я ничего не понимаю. Правда, потом мне все же предложили остаться, но уже я сам не захотел работать в Мытищах».

«Некоторые СМИ пишут, будто мне предлагают миллионы в «Барысе», либо в Череповце, либо в Уфе – уж не знаю, кто это выдумал! Изначально мы договаривались с нашим руководством начать переговоры о новом контракте еще в декабре-январе. Я был готов подписать новый контракт со «Спартаком» на прежних условиях. Но так как никто не вышел со мной на связь, у меня сложилось мнение, что руководство «Спартака» во мне больше не заинтересовано. Ну а сейчас ставки выросли».

«Я не хочу, чтобы вокруг моего ухода возникла шумиха. Не хочу, чтобы говорили: «Один Ржига – плохой, а все остальные – хорошие». Очень не хотелось бы услышать, что, мол, Ржига требует какие-то миллиарды. Каждый, кто со мной знаком, знает, как я отношусь к деньгам».

«Есть три пункта, которых я всегда придерживаюсь, ведя переговоры с клубом. Финансы – последний из них. Мы остановились уже на первом… «Атлант» уже пишет, что я покинул клуб. Никого я не покидал. Но, вообще, дело не только в этом первом пункте. Просто я хотел его решить».

О работе

«Моя библия – это книга баскетбольного тренера Пэта Райли. Лучше него о том, как сделать команду, никто не написал. Если у меня будет книга, то о том же, что у Райли. Только я населю ее персонажами из «Химика» и «Спартака».

«Я не придаю значения результатам матчей в межсезонье. Более того, стараюсь не показывать сформированные к чемпионату звенья, специально тасую игроков, чтобы запутать соперников».

«Я стараюсь перед игрой сконцентрироваться. Перед матчем сижу с книгой, меня никто не беспокоит. Говорю себе, что сегодня буду спокойным, не стану нервничать. Но после стартового вбрасывания весь этот аутотренинг нисколько не помогает. Может быть, не сразу, но через десять минут точно. Особенно, если видишь, что какой-то хоккеист играет не на своем уровне, – и начинаешь. А так-то хотелось бы, безусловно, стоять спокойно на скамейке и выглядеть серьезно».

«Самое болезненное – это когда по итогам предсезонки приходится отказывать игроку, который, не жалея себя, бился два месяца за команду. И когда тебя увольняют. Причем по телефону, а не по-мужски – сказав все в лицо. Не хотел бы говорить, где и когда это было. Тогда даже хотел оставить тренерскую профессию навсегда. Но семья сказала: «Ты можешь хорошо делать работу, так продолжай». Вспоминая ту историю, скажу, что на следующий год моя новая команда завоевала чемпионство. Ты не можешь стать тренером, если боишься сам увольнять и быть уволенным».

«Честно говоря, я думал, что буду последним, кто покинет «Спартак». Более того, меня даже не поблагодарили за проделанную работу».

«Я очень рад был работать в «Спартаке». Это же уважаемый клуб по всей России. На протяжении всей работы там я сталкивался только с уважением. Частичку себя я ему отдал. Я думаю, что и останусь «мясным».

«Не совсем понимаю тех тренеров, которые порой используют своих игроков в качестве тафгаев. Да, конечно, зрителям нужно шоу. Но игра есть игра. Давать установку на предмет наказания зарвавшегося игрока противника, на мой взгляд, можно только в исключительных случаях».

«Я слышал о знаменитых «баллонах» Крикунова. Говорят, нигде игроки так не устают, как у него на тренировках. Хотя и в «Спартаке» работа – не подарок. Мы тоже используем резину. Возможно, кто-то скажет: Ржига – сумасшедший. Но это отлично помогает в работе».

«Как вообще можно играть в хоккей и тренировать без эмоций? В России есть только два неэмоциональных тренера. Кто? А к чему называть имена? Все их и без того знают. Просто все смотрят на меня».

«Я вообще стараюсь брать из каждого хоккея лучшее. Например, шведский хоккей мне нравится тем, что приходит тренер и ставит свою тактику. Каждый раз новую. Финский хоккей нравится дисциплиной, простой и надежной игрой. А ваши, русские – сильны индивидуально. Из этого всего я составил свой хоккей. Хоккей Ржиги».

«Самый нестандартный способ, которым я мотивировал команду? В середине раздевалки был бетонный столб. Я намотал на него канат и сказал игрокам, что бы они за него взялись, тянули и подбадривали друг друга. В «Химике» после раскатки клал майку в середину раздевалки, и все игроки, сбившись в кучу, должны были к ней прикоснуться».

О СКА

«Я бы и сам пошел в СКА. Шутка. Если говорить серьезно, то считаю Сикору большим умницей. Хотя мы по жизни мало знакомы, так что как о человеке сказать могу о нем немного, но знаю Вацлава по работе. И могу отметить, что он очень хороший специалист – один из лучших в Чехии. В Европе его считают очень серьезным специалистом, спокойным, работящим. Сейчас он твердыми шагами ведет свою команду к победе в чемпионате. Думаю, Сикора вполне справился бы с такой звездной командой, как СКА. Поскольку умеет работать как с опытными игроками, так и с молодежью».

«СКА обладает таким составом, что выделить одного или двух игроков просто невозможно! У них в каждом звене по два игрока высочайшего класса – в первом Сушинский и Яшин, во втором Вейнхандль, в третьем Артюхин и Афиногенов, в четвертом Пруха и Рыбин, еще и Бут разыгрался в последнее время – кого здесь выделить?».

«В СКА сейчас собрано столько звезд, что если мы будем гоняться за одним Рыбиным всей командой, то ничем хорошим это не закончится. Если честно, видел матчи питерцев только на видео, но у меня сложилось впечатление, что это совершенно другая команда, нежели в прошлом сезоне. Сейчас армейцы собрали серьезный коллектив».

«СКА – очень сильная команда. Они во многом превосходят «Атлант». В Питере отличные вратарская и защитная линии. Да и в нападении собраны прекрасные профессионалы. Вся команда умеет проводить решающие матчи. Но есть у СКА и слабые стороны. Какие именно – пока секрет».

О селекции

«Моя пятерка-мечта из чешских игроков: в воротах – Доминик Гашек, защитники – Роман Гамрлик, Томаш Каберле, нападающие – Роберт Райхел, Милан Гейдук и Яромир Ягр. А вообще по какому-то счастливому обстоятельству в такой маленькой стране, как Чехия, постоянно появляются великолепные хоккеисты, которые востребованы во всем мире. Хоккеисты от бога».

«В «Химике» довелось воспитывать Ковальчука. Пять первых игр в чемпионате он играл сам по себе. Брал шайбу за своими воротами и пытался в одиночку забить по голу в каждой смене. Я вызвал его к себе и сказал: «Если так будет продолжаться, в моей команде играть не будешь!». Все тут же изменилось – в каждом матче Илья стал набирать по три-четыре очка, превратился из одиночки в командного лидера».

«Взял бы я Рыбина обратно в «Спартак»? Сразу вспомнил бы, что Рыбин пять раз приходил и уходил. Я все понимаю: деньги – это важно, карьера игрока короткая… Не знаю, взял бы его в команду снова ли нет. Как тренер, наверное, ответил бы «да», но как менеджер – крепко бы подумал».

«В качестве «новичка мечты» могу назвать Николая Жердева. У меня, возможно, он играл бы по-другому. Все-таки опыт работы с русскими звездами есть».

О целях

«Я всегда хочу побеждать, быть первым. В своей работе привык смотреть вперед, не оглядываться, не успокаиваться. Хочу первое место и хочу, чтобы все игроки моей команды хотели того же».

«Я хочу выступить с этой командой лучше, чем питерцы играли раньше. Пока не могу говорить, что это означает победу в Кубке Гагарина. Еще слишком рано давать такие обещания. Но главное сыграть лучше, чем было раньше».

«У каждого тренера есть мечта поработать со сборной. Как для игрока сборная – это вершина, так и для тренера. Конечно, хотелось бы поработать с чешской сборной, но там, боюсь, места для меня не будет. В российской тоже все занято. Надеюсь, в другой сборной получится. По крайней мере, сейчас ведутся серьезные разговоры на эту тему. Дело тут не в деньгах, а в какой-то профессиональной гордости. В возможности выступить на чемпионате мира, на Олимпийских играх. Для тренера это все».

В материале использованы интервью Милоша Ржиги для газет «Спорт-Экспресс», «Советский спорт», «Новые известия», «Российская газета», «Спорт день за днем», а также порталов Sports.ru, Sportbox.ru и официального сайта «Атланта».