3 мин.

Победить, проиграв

Конечно, странно, что после этого матча могут быть полуфинал и финал. Но они будут – и пятая игра «Авангарда» с «Ак Барсом» постепенно из памяти сотрется. Так часто бывает с великими играми. От них остается счет – и забытая тема на торрентах.

Надо быть игроком «Авангарда», чтобы понять, каково это – просыпаться после 1:11, умываться, завтракать-обедать и усаживаться в самолете, который летит в Казань, где надо снова играть. Может, чуть проще было Антону Курьянову, Александру Попову, Никите Никитину, Яромиру Ягру и Дмитрию Рябыкину. Они-то в карьере прошли через плейоффовские 0:11 от «Динамо». Ягр с Рябыкиным, кстати, и забили «Ак Барсу» в пятой игре. Игорь Никитин через 0:11 прошел как игрок. 1:11 он наблюдал со скамейки. И только он знает, что тяжелее. Это сомнительный, но опыт.

После игрового получаса в Казани было 1:2 в авангардову пользу. За то, что творил в воротах Александр Фомичев, памятники, конечно, не ставят, но уважать начинают крепче. Первую шайбу голкипер пустил в ближний угол, а после нее стал стеной. Как забивать ему? – Морозов, Зарипов, да вся Казань билась над этим вопросом до конца третьего периода.

Последняя минута основного времени – она теперь в деталях. За 35 секунд до конца – тайм-аут «Ак Барса». Казань меняет Норрену на полевого. «Авангард» выбрасывает шайбу со своей половины площадки – через борт. Проброс – и вбрасывание в зоне Омска.

Игорю Никитину через неделю будет 36 лет. Он первый год тренер. За 18 секунд до конца он затребовал тайм-аут. Зачем – это вопрос. После матча его об этом спросят и он скажет: «Раз проиграли – наверное, решение с тайм-аутом было ошибочным». Себя Никитин никогда не щадил – это помнится еще по его сезонам в Омске, когда играл он однажды с еще не сросшейся после перелома челюстью.

Соль в том, что «Авангарду» эти полминуты были не очень-то и нужны. Ему не надо было ничего придумывать. Надо было выиграть вбрасывание, швырнуть шайбу подальше – и стеной встать на синей линии. Грызть, рвать, клевать казанскую атаку. Для того, чтобы это понять, никакой тайм-аут не нужен. Эти полминуты помогли «Ак Барсу». Он окончательно утвердился в том, как играть. Вбрасывание – щелчок Никулина – добивание.

Омич Курьянов в регулярном чемпионате выиграл 46 процентов вбрасываний. Не так уж мало, но и не сказать что много. Антон решил сыграть лихо: послать шайбу не назад – вперед. Вышвырнуть ее из зоны.

Он поставил все – и проиграл. В два мгновения на позицию вывели Никулина, который показал лучший свой щелчок: шайба пошла верхом, впритирку со штангой. На табло было 59.45.

Овертайм мог продолжаться сколь угодно долго – хоть до вечера следующего дня. На это было бы жуть как интересно посмотреть. Но «Ак Барс» забил быстро – уже на 3-й минуте.

Омские хоккеисты не выиграли ничего, о чем пишут в досье. Им не перепало ни командных, ни индивидуальных титулов. Зато есть уважение, которому нет границ. Это и есть – победить, проиграв.

«Авангард» – израненный, пожеванный этим сезоном – отправился домой. Приходить в себя. Отсыпаться. Каждому после всего этого вполне мог присниться один и тот же сон. И, наверное, один и тот же человек.