5 мин.

Капитан Победа

Путь в главную лигу мира для капитана чемпионов начался вполне обыденно для канадской земли: ходить, говорить и стоять на коньках крохотный Джонатан обучился примерно одновременно. Своевременно построенный отцом за домом небольшой персональный каток для Джонатана и его брата дополнил и так насыщенное хоккеем до краев существование юного жителя канадского Виннипега. Когда проведшего на собственной «арене» уже несколько часов Джонатана все-таки звали домой обедать, уходить со льда он не спешил, пророчески изрекая: «Мам, ну еще полчасика, ради Кубка», и продолжал накручивать воображаемых оппонентов.

Выросшего в окрестностях Виннипега Тэйвса участь боления за безвременно почивших «Джетс» обошла стороной. «Джетс» я помню очень смутно. Они переехали, когда мне было сколько, восемь, девять лет? Мой отец ничего хорошего о них не рассказывал, да и на их игру мы так толком ни разу и не сходили. Другое дело – «Кингс», там играл Гретцки, и этим все сказано. Если по телевизору показывали «Лос-Анджелес», отвлекать меня не рекомендовалось никому. У меня была пара его свитеров, плакат в полстены комнаты – в общем весь набор фаната», – смеется Тэйвс. Два других кумира Джонатана, Джо Сакик и Стив Айзерман, передали Тэйвсу не только билет в клуб самых харизматичных игроков лиги, но и свой номер. «Девятнадцатый номер – он по-настоящему особенный, – уверен Тэйвс. – Мальчишкой я иногда играл под девятым, но после того, как увидел, что творят на льду Джо и Стив, под другим играть уже не мог».

Что же до капитанского титула, то впервые облачиться в свитер с литерой “С” на груди Джонатану пришлось, когда он едва превосходил ростом хоккейные ворота. Возглавленная им команда из пригорода Виннипега перед стартом городского чемпионата вовсе не смотрелась в числе фаворитов, но, как стало известно позже, где Тэйвс, там и успех. «Я не сумасшедший или один из тех чокнутых родителей, которые считают, что их ребенок избранный, – вспоминает отец Джонатана, Брайан Тэйвс. – Не буду нагонять туману и говорить, что мой сын уже в девять лет тянул на уровень НХЛ, но он на самом деле заставил остальных мальчишек работать в тысячу раз лучше. После я слышал о нем такое тысячу раз от других людей всю его карьеру».

Истории успеха “made in NHL” уже успели приучить к тому, что ни один талантливый юниор не остается незамеченным. Тем более для лицезрения талантов Тэйвса ехать дальше хоккейной мекки Виннипега не требовалось. В 2003-м пятнадцатилетнего капитана из Манитобы, радостно потирая руки, выбрали под первым номером на драфте новичков боссы «Трай-Сити» из Западной хоккейной лиги. Тамошние «Американцы» за свою историю дали НХЛ целую россыпь талантов разного калибра: Стю Барнс, Брайан Буше, Скотт Гомес, Олаф Колциг в свое время с успехом примерили на себя сине-красную форму. Лучшего трамплина на пути в НХЛ сыскать было трудно. Разочарованию «Трай-Сити» не было предела, когда Тэйвс с уже тогда присущей ему невозмутимостью заявил, что хоккей – это конечно хорошо, но окончить старшую школу и добраться до колледжа тоже не помешает. Оставив руководство канадцев с открытыми ртами, Тэйвс подал документы в знаменитую на весь американский континент школу-интернат «Шаттак Сент-Мэри» в Миннессоте, в последнее время крайне популярную среди молодых хоккейных талантов. Тай Конклин, Райан Мэлоун, Джо Корво, Сидни Кросби и Зак Паризе в числе прочих оставили о себе в стенах школы хорошую память, а заодно и обеспечили заведении неплохую рекламу на будущее.

Отучившись год в «Шаттаке», Тэйвс без лишних трудностей получил спортивную стипендию в Университете Северной Дакоты, откуда и попал на драфт НХЛ 2006-го. Пропустив вперед только Джордана Стаала и Эрика Джонсона, капитан «Северной Дакоты» достался переживавшему тяжелейший период своей истории «Чикаго». До выбора Патрика Кэйна оставался еще год, Кит и Сибрук делали в лиге первые шаги, Госса выбивал рекордные показатели в составе «Атланты», а Антти Ниеми и вовсе пытался пробиться в состав бесконечно далеких финских «Пеликанов». О становлении команды в волшебные три года между 2007-м и 2010-м когда-нибудь напишут в местных легендах, а о сохранении или смерти ее в нынешнем формате мы узнаем уже к началу осени. Пока же нынешнее лето целиком принадлежит Джонатану и его партнерам: ставший самым молодым капитаном «Чикаго» в истории Тэйвс привел команду к заветной вершине уже на второй год правления.

Международная карьера совсем еще молодого Джонатана с ходу ослепляет россыпью титулов. Два золота молодежных чемпионатов мира, золото московского чемпионата уже среди взрослых и, наконец, вершина любой международной карьеры – олимпийское золото Ванкувера. О чем еще можно мечтать, надевая свитер сборной, если едва отметив двадцать второй день рождения, ты уже самый молодой в истории член Тройного золотого клуба. Голая статистика не скажет много – ни на одном из победных турниров не был в числе лидеров по голам или эффектным трюкам. Куда больше смогут рассказать тренеры и партнеры по чемпионским коллективам – с ходу найдется тысяча причин, почему именно без Тэйвса обойтись было никак нельзя.

Не устают нахваливать капитана партнеры по чемпионскому составу «черных ястребов». С недавних пор любимый игрок Криса Пронгера Адам Буриш рассыпается в комплиментах: «Он сумасшедший, просто суперзвезда. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос во что-нибудь стоящее, значит, вы хотите, чтобы он был Джонатаном Тэйвсом. Если есть хоккеист, с которым я бы отпустил на свидание свою сестру, это точно был бы только он». Сам же Тэйвс к взваленному на плечи с юности капитанскому бремени подходит более сдержанно: «Я довольно рано понял, что делает меня лидером, приносит успех и ведет партнеров в правильном направлении. В конце концов, все дело в команде и том, что по-настоящему важно для команды. Временами это утомляет: все время думать о том, что будет лучше для команды и что поможет добиться победы, но это и есть моя работа».

Гора титулов, и до десятой части которых большинство игроков не дотянется за всю карьеру, чемпионский перстень, титул самого молодого члена Тройного золотого клуба, ставшее почти вторым именем прозвище «Капитан Серьезность» заставляют забыть, что Тэйвсу нынешней весной исполнилось 22. Набранный со старта карьеры ход едва ли когда-либо позволит ему дотянуться до вершин результативности Овечкина и Кросби, да и по части появлений на экране составить им ровню будет тяжеловато. Другое дело – болельщики и тренеры, многие из которых уже сейчас, не задумываясь, обменяли бы своего лучшего игрока именно на Тэйвса. О ком-то из снайперов современности, главных героев газетных полос, довелось недавно услышать: «Да, он хорош, он будет забивать по 30-40 голов за сезон, но он не Джонатан Тэйвс. Не человек, вокруг которого можно построить команду и быть уверенным, что он приведет ее к победе». Невеликий игрок Адам Буриш наговорил в последнее время слишком много, чтобы оставаться в рамках приличий. Но в одном он, пожалуй, прав: если вы отдали своего ребенка в хоккей, лучшее, что с ним может случиться, – он станет таким, как Джонатан Тэйвс.