9 мин.

Алексей Дементьев: «Не стремлюсь к сиюминутной выгоде»

Медленно, но в гору

– Вы работали на разных должностях: скаутом, спортивным директором, тренером и генеральным менеджером. Почему сейчас решили сосредоточиться на агентской деятельности?

– Просто в определенный момент захотелось полной независимости. Хочется делать вещи так, как я это вижу, как представляю. Сейчас понимаю, что поступил верно. Мои единомышленники – речь идет об игроках, с которыми я работаю – мне доверяют. И это приносит свои плоды.

– Вы ведь специализируетесь на молодых игроках?

– Нет. Я работаю с хоккеистами. Просто стратегия моей работы несколько иная, чем у коллег.

– В чем?

– Я ведь работал скаутом, имею определенные знания, которые позволяют мне верно оценить перспективы того или иного хоккеиста. Конечно, это не приносит быстрый и большой заработок, но я и не стремлюсь к сиюминутной выгоде. Просто работаю на будущее. Вкладываю свои силы и средства в молодых хоккеистов, чтобы дальнейшая отдача от того, что происходит, грела меня, прежде всего, морально. Это нормально: мои клиенты ничего не зарабатывают – я ничего не зарабатываю. У них будут идти дела здорово – я буду в выигрыше.

– То есть это не ваш путь – найти своему хоккеисту любой клуб, где будут платить на сто долларов больше, чем в прежней команде?

– Нет. Очень много вещей, которые я делаю, отличны от других предложений.

– Например?

– Не хотелось бы выдавать все тайны. Но я ведь имею опыт работы по различным хоккейным специальностям. И помогаю своим хоккеистам правильно понимать ситуацию, оценивать ее, чтобы они видели, насколько сложен этот хоккейный мир.

– Это как раз больше молодым хоккеистам подходит. Вы не берете опытных игроков, потому что все разобраны?

– Просто я никогда не буду подходить к хоккеисту и вести с ним переговоры за спиной моего коллеги. Отговаривать, обещать. Это неправильно. В таких моментах у самого игрока должно быть желание лично изменить ситуацию к лучшему. И стать моим клиентом. Шучу. Моя политика: медленно и верно идти в гору.

Не участвую в «аукционах»

– Большая конкуренция среди агентов?

– Конечно.

– Давно?

– Да всегда так было. Это бизнес такой. Специфика в том, что ты начинаешь работать с хоккеистом, которого никто не знал. Ты ведешь его до момента, когда он поднимает голову и становится интересным игроком. Когда это происходит, обязательно рядом появятся другие агенты, которые постараются его переманить. Найти проблемы в моей работе, привести какие-то аргументы, чтобы он поменял агента.

– У вас уводили хоккеистов?

– Наверное. Это вообще неизбежно. Все зависит от того, на какой стадии это происходит. Пока я не потерял ни одного стоящего игрока.

– Коллеги предлагали лучшие финансовые условия?

– Не в этом дело. Просто с кем-то не сошлись во взглядах, в характере. Вот это основные причины для расставания с хоккеистом, а не финансовый вопрос.

– Много ли у вас хоккеистов?

– Нет такого понятия «много» или «мало».

– Хорошо, задам вопрос иначе. Сколько у вас хоккеистов?

– У меня следующие принципы работы: в одной команде не должно быть моих клиентов, которые претендуют на одну позицию. Я это соблюдаю. Но более подробно говорить на эту тему не хотелось бы. Все-таки существуют профессиональные тайны.

– Что для вас считается неприемлемым в работе? Вот многие тренеры обвиняют агентов в том, что они торгуют одним хоккеистом...

– ... ага, устраивают «аукцион». Не мой путь.

– Почему?

– Это вредит имиджу хоккеиста. Все-таки хоккейный мир маленький. Ты предложил игрока 10 командам, получил лучшие условия, но через какое-то время ситуация может измениться и игрок снова будет искать клуб. Надо будет обращаться к тем, с кем ты уже вел переговоры ранее. А отношение к такому хоккеисту будет уже не то.

– Впрочем, некоторые агенты не понимают, что плохого в «аукционе», ведь их основная задача получить для клиента лучшие условия.

– У меня не все измеряется деньгами.

Что будет тем, кто без аккредитации?

– Есть ли у вас «свой» клуб, куда вы можете пристроить хоккеиста в любой момент?

– Нет. Для меня все команды равны. Кроме того, в этом случае всегда получится перекос в клиентах. Кроме того, у каждого хоккеиста должен быть свой тренер, своя команда. Вообще, переезд в другой город, в новую команду – стресс. Так что в частой смене коман нет ничего хорошего.

– С какого возраста вы начинаете интересоваться хоккеистом?

– Определенного возраста нет. Я много хожу на хоккей и не только на соревнования в КХЛ или МХЛ. Общаюсь с тренерами, сам смотрю матчи.

– Говорят, что самое сложное при работе с молодым хоккеистом – договориться с родителями.

– Самое сложное – пробить первый контракт. Это тот лед, который необходимо сломать в отношениях с хоккеистом.

– КХЛ сейчас старается формализировать отношения с агентами. Как вы к этому относитесь?

– В этом нет ничего плохого. Я вот нормально отношусь к тому, чтобы агенты проходили аккредитацию. Мне только хотелось бы понимать, как контролируются действия агентов, которые эту аккредитацию не прошли или иностранных агентов. Почему я должен тратить время, средства, проходя аккредитацию, если у тех, кто ее не прошел, ничего не изменится?

«К клиенту полечу в любое время»

– Многие хоккеисты обвиняют агентов в том, что их, кроме денег, ничего не интересует. Вы работаете с хоккеистом после того, как выбили ему контракт? Тот же Михаил Пашнин может вам позвонить ночью?

– Легко.

– И сказать, что дома прорвало трубу, а он не знает, что делать?

– И я сразу приеду, во сколько бы он не позвонил. Был случай, когда мне вечером позвонил один из хоккеистов и сообщил о проблемах, я сразу рванул в аэропорт и утром уже наблюдал за раскаткой в его команде. Такие отношения я стараюсь соблюдать в отношении со всеми моими клиентами.

– Что вы будете делать, если ваш клиент попадет в такую ситуацию, как игроки «Лады»?

– А у меня есть хоккеисты в «Ладе». Но я не хотел бы комментировать положение дел в Тольятти.

– Но это очень важно понять. Речь не о конкретном клубе, а о самой ситуации.

– Я работаю – это единственное, что могу сказать. Подробности сообщить не могу, хотя бы потому, что в той же «Ладе» есть другие хоккеисты, с клубом работают и другие агенты. И им совсем необязательно знать, что происходит с моим клиентом.

– Но вы идете в суд? Стараетесь арестовать автобус? Или просто говорите хоккеисту: «Терпи, тебе все равно надо играть».

– К счастью, уж совсем страшных ситуаций у меня не было. В случае сложностей я в постоянном контакте с руководством клуба. Но… Нет, не могу выдавать секреты.

– Ваших игроков никогда не обманывали?

– Так, чтобы остались должны и не выплатили? Нет. Но задержки зарплаты бывают, это правда. Если же клуб не хочет исполнять свои обязательства, у меня есть сильная команда юристов, которые моментально примутся за дело.

– Можете ли вы разобрать ситуацию с Алексеем Симаковым, который тяжело уходил из ЦСКА?

– Нет. Не имею морального права, так как не являюсь его агентом.

– Улучшилась ли ситуация в клубах КХЛ? Генеральные менеджеры команд стали лучше разбираться в том, что именно хотят?

– Да, в этом отношении произошел заметный сдвиг. Хотя все равно надо улучшать работу. Я считаю, что у каждой команды были свои скауты. Чтобы мнение о том, нужен определенный хоккеист или нет, принималось не одним человеком, а коллегиально.

Устраивать в сборную – это позор

– Агентов обвиняют в том, что они разными способами влияют на тренеров. Особенно это касается национальных сборных молодежного уровня.

– Когда мне хоккеист говорит, что хотел бы выступать в сборной, я советую ему играть лучше. Такого принципа и придерживаюсь. Если хоккеист попадает в сборную нечестным путем, то это вызывает вопросы специалистов. Я бы стыдился, если бы мой клиент таким образом попал в команду.

– Стоит ли лиге открывать зарплаты хоккеистов?

– Почему нет?

– Очень поразило, как вы работали с Михаилом Пашниным на драфте. Говорили ему, как отвечать, как смотреть в камеру, как позировать фотографам. Это необычно.

– Это один из моментов, которым я стараюсь обучить своих молодых игроков. Они должны знать правила общения с прессой, правила поведения. Вообще у меня есть серьезные проекты, касающиеся этого, которые я постараюсь воплотить в жизнь в самое ближайшее время.

– А вам, как агенту, ведь все равно, что о клиентах пишет пресса?

– Для меня важно, что ни один из моих клиентов не замешан в скандале.

– Но на рыночную стоимость игрока положительная или отрицательная пресса никак не влияет?

– Мне вот не все равно, что пишут о моих игроках.

– А что влияет на цену игрока? Почему хоккеист стоит 50 миллионов, а не 26 рублей?

– Статистика, амплуа, полезность. Очень много нюансов. Но вообще, возвращаясь к работе клубных менеджеров, отметил бы и такую положительную тенденцию: большинство комплектуют команду, а не просто набирают игроков. Уже появились термины «защитник один», «защитник два».

– Вы работаете с игроком, который уезжает в Америку?

– Лично я с ним не имею права работать на территории Америки. Кстати, вот вопрос об аккредитациях. В НХЛ никто не будет работать с нелицензированным агентом, ведь это грозит серьезными санкциями. Но в Северной Америке есть специализированная контора, с которой я сотрудничаю. И я уверен, что она будет отстаивать права хоккеистов так, как это делал я в России.

Коммерческая тайна

– Ваш гонорар с контракта составляет пять процентов?

– Это коммерческая тайна.

– Но в этих пределах?

– Не могу отвечать на этот вопрос. Но скажу, что какой-то фиксированной ставки нет, все индивидуально.

– Вы можете устроить в какую-нибудь команду меня? Человека, который никогда не играл в хоккей.

– Нет. И не буду этим заниматься, ведь так я могу потерять доверие со стороны тренера или менеджера.

– Вы можете сейчас подойти, например, к Альберту Лещеву и сказать: работай со мной?

– Нет. Это грубо, так не делается.

– Но если игрок подойдет к вам сам…

– ... то я буду с ним работать.

– Есть ли среди ваших клиентов тренеры?

– Я не веду ничьи дела официально, но если меня спросят, то я могу порекомендовать специалистов. Но тех, за кого могу поручиться. Например, за Майка Крушелниски.

– Стоит ли агентам объединяться?

– Существует ассоциация агентов. Это полезная организация. Там можно обсуждать проблемы агентов, делиться опытом. Несмотря на то, что мы конкуренты, общение должно происходить.

Алексей Дементьев работает агентом 2 года. Среди клиентов: Александр Королюк, Тимофей Шишканов, Олег Кваша, Захар Арзамасцев, Александр Авцин, Михаил Пашнин.