5 мин.

Держи банку

Мобилизация

44-летний голкипер Андрей Зуев несколько лет назад демобилизовался, обретя статус отставника. Но с хоккеем лучший вратарь России 1994 года не завязал, став помощником Андрея Назарова в «Тракторе». Поддерживая форму в ветеранских матчах, он вряд ли подозревал, что ему еще предстоит сказать свое слово в хоккее профессиональном и даже стать рекордсменом КХЛ.

Дело было так. Данила Алистратов – человек, отвечающий в «Тракторе» за пост номер один, отбыл вместе с молодежной сборной в Канаду. Его сменщик, Сергей Мыльников, травмировался уже в первом матче. Оставался Владислав Фокин. Фарм-клуб, откуда можно было вызвать подкрепление, находился в Новоуральске, а «Трактор» – в Балашихе. Резервист успевал бы матч разве на что на сверхзвуковом истребителе, коего в парке челябинского клуба не числилось. Приняли решение заявить Андрея Зуева, которому ничего не оставалось, кроме как занять место на скамейке запасных и стать самым возрастным игроком в недолгой истории КХЛ.

Отечественный опыт подглядели на западе. Аналогичную ситуацию пришлось разрешать тренерского штабу «Нью-Йорк Айлендерс». Два основных вратаря Рик ДиПьетро и Джоуи Макдоналд получили травмы. Таким образом, на лед пришлось выходить третьему голкиперу Яну Дани. А страховать его должен был… тренер вратарей Майк Данэм, в 2007 году завершивший карьеру. Но в американском случае ситуация разрешилась иным образом. «Айлендерс» все-таки отыскали в загашниках 28-летнего Питера Маннино, позволив Данэму, надевавшему щитки разве что на тренировках, облегченно вздохнуть.

Как продюсер на льду

12 декабря 2008 года представлялось для продюсера сайта «Вашингтон» Бретта Леонардта обычным будним днем с присущим для него набором планов и хлопот. Молодой человек принимал участие в съемках документального фильма о своей команде и целиком был поглощен творческим процессом. Когда-то, в глубокой молодости, он пробовал начать карьеру профессионального спортсмена, сочтя, что ему больше всего подходит амплуа хоккейного голкипера. Но дело дальше средне-западной юниорской лиги В, где он выступал в команде «Китченер Датчмэн» не пошло. Матчи НХЛ, которые становились главной сценой снов канадского юноши, представлялись прекрасной, но очень далекой планетой, от идеи путешествия на которую со временем пришлось отказаться ввиду ее недостижимости. Однако иногда продюсер, пользуясь своим служебным положением, уговаривал клубных наставников и принимал участие в тренировочных сессиях. В основном это происходило, когда Жозе Теодор и Брент Джонсон, являющиеся штатными вратарями команды, получали выходной.

Леонардт, приехав в клубный офис, в своем рабочем закутке делал монтаж последней снятой сцены, когда менеджер клуба Джордж Макфи, положив руку на плечо, огорошил его словами: «Будь готов. Сегодня, вероятно, тебе придется выйти на лед». Холодок мигом пронзил тело айтишника. Все дело в том, что основного кипера угораздило травмироваться на утренней тренировке и получилось, что «Кэпиталс» фактически остались с одним вратарем, а на вечер был назначен матч регулярного чемпионата с «Оттавой». Из фарм-клуба в Херши был в срочном порядке вызван Семен Варламов, хотя даже по самым оптимистичным подсчетам он не успевал к началу встречи.

«Перед игрой ребята меня всячески подбадривали, – делится впечатлениями Леонардт, – они говорили мне: «будь собой». Они создали мне очень комфортные условия. На предыгровой разминке я попросил их бросать по воротам в полную силу. Хотел, чтобы они смогли нормально подготовиться».

Клуб получил разрешение от НХЛ, а новичок за несколько часов до начала матча подписал временный контракт, получив вратарский свитер под номером восемьдесят. Леонардт в тот вечер был самым популярным человеком на вашингтонской скамейке, попадая в объективы телекамер чаще, чем главный тренер.

Сказка продлилась ровно тридцать минут. Семен Варламов прибыл в Verizon Center еще в середине первого периода и после перерыва принял эстафету резервного вратаря. А Брэтт Леонардт пошел досматривать игру в пресс-ложу, где поделился впечатлениями с журналистами: «Мечты сбываются. Я рос в Канаде и играл в хоккей с четырех лет. Но то, что произошло сегодня, было похоже на сон, который сбылся».

Из библиотеки в «Кэнакс»

9 декабря 2003 года «Ванкувер Кэнакс» предстояла встреча с «Питсбургом». Утром на тренировке основной вратарь Дэн Клутье почувствовав острую боль в паховой области, обратился к клубным докторам, которые констатировали, что на лед ему сегодня выезжать противопоказано. Запланировали, что место в воротах займет швед Йохан Хедберг. Все бы хорошо, только следом возникла другая проблема: кто будет страховать шведа во время матча. В фарм-клубе «Кэнакс» «Манитобе» было несколько подходящих кандидатов. Но все они к моменту травмы Клутье были на восточном побережье на расстоянии нескольких часов поясов от Ванкувера.

Тренер местной университетской команды Милан Дражичевич, прознав о проблемах «Ванкувера», посоветовал команде своего подопечного. Вратарь UBC T-Birds Крис Левеск в тот момент мирно штудировал библиотечные фонды, готовясь к экзамену по географии. Первыми столь важную новость ему сообщили друзья, которым он, разумеется, не поверил, раздраженно отмахнувшись: «Придумали бы что-нибудь посмешнее». Приятелям все же удалось дотащить его до телефона, из трубки которого говорил голос руководителя скаутской службы «Кэнакс» Джона Уолла, который заверил счастливца в действительности всего происходящего и попросил как можно быстрее прибыть в General Motors Place.

Пока Крис был в дороге, клубное руководство улаживало вопрос с получением временного разрешения для молодого хоккеиста. Попав в раздевалку, он расписался в контракте и был заявлен под сороковым номером. Оказаться на скамейке запасных рядом с кумирами детства было уже несусветным успехом. Хотя история могла зайти еще дальше и превратиться в готовый сценарий для голливудской картины. Аккурат под занавес первого периода белорус Константин Кольцов налетел на Хедберга, стоявшего в воротах. Голкипер в течение нескольких минут не поднимался со льда. Шум арены, подсказки тренеров, подбадривания старших партнеров, все в этот момент отодвинулась для студента на задний план, а в ушах стоял невыносимый звон тишины. Но обошлось! Крепкое здоровье Йохана Хедберга не позволило случиться сенсации, хотя до нее было рукой подать.

После матча Крис Левеск не придавал особенного значения своему появлению в составе клуба НХЛ: «Что было бы, если бы я все же вышел на лед и проиграл игру? Или пару раз спас бы ворота, и люди бы обратили на меня внимание. Не стоит брать в голову, нужно весело отнестись к ситуации, в центре, которой я оказался. Я не хочу лишний раз разочаровываться и думать «что если бы».