4 мин.

Бурк в помощь

Карьера хоккеиста Бурка была ничем не примечательной – играл в команде колледжа, которую тренировал нынешний генеральный менеджер «Нью-Джерси» Лу Ламорелло, а наивысшим личным достижением стал «Колдер Трофи» в составе клуба «Мэйн Маринерс».

В 1981 году Бурк получил лицензию, дающую право заниматься агентской деятельностью, а через шесть лет его бывший тренер Пэт Куинн, работавший тогда генеральным менеджером «Ванкувера», пригласил его на должность директора по хоккейным операциям. Тогда 32-летний Бурк с радостью принял предложение и начал перенимать бесценный опыт Куинна, сумевшего собрать в составе «Кэнакс» Павла Буре, Тревора Линдена и Кирка Маклина, который до конца боролся за звание лучшего голкипера сезона-1988/89. В 1992 году Бурк взял паузу в отношениях с «Ванкувером». Попробовав себя в качестве генменеджера клуба АХЛ, он занял пост одного из вице-президентов НХЛ.

История с «Кэнакс» возобновилась в 1998 году. Придя в клуб в качестве генерального менеджера, Бурк был озадачен низкой посещаемостью домашних матчей и пригласил в команду несколько звездных игроков, главными из которых стали братья Седины. В результате болельщики стали охотнее ходить на «Дженерал Моторс Плэйс», а команда в сезоне-2003/04 даже стала победителем своей конференции. За это время Бурк успел утвердиться в образе любителя повраждовать с прессой – его взаимоотношения с известным радиоведущим Дэвидом Праттом обсуждались в ток-шоу и нередко становились поводом для публикации разнообразных слухов. Терпение владельцев «Ванкувера» иссякло весной 2004 года, когда было объявлено о том, что клуб ищет нового генерального менеджера. Оставшись без работы, Бурк стал колумнистом TSN.

Спустя год, неутомимый Бурк уже вовсю занимался комплектованием «Анахайма». С тренером он определился довольно быстро. Заокеанская пресса пестрела заголовками, предлагая специалистов на любой вкус, но Бурк предпочел обратиться за помощью к хорошо знакомому по «Ванкуверу» Рэнди Карлайлу, который тогда работал с фарм-клубом. Первое приобретение «Анахайма» вызывало легкое недоумение – новый генменеджер выменял бойца Тодда Федорака на драфт-пик во втором раунде.

Затем последовали неоднозначное, скорее ориентированное на привлечение внимания болельщиков возвращение Теему Селянне (впоследствии себя оправдавшее) и, пожалуй, самая сладкая сделка того межсезонья с участием защитника – к «Анахайму» присоединился Скотт Нидермайер. Модернизация состава на этом не закончилась. Сбрасывая таких зарплатных тяжеловесов, как Петр Сикора и Сергей Федоров, Бурк последовал установившемуся тогда тренду и сделал ставку на молодежь – Кори Перри, Райана Гецлафа и Джоффри Лупула. Скрипя и буксуя в начале сезона, «Анахайм» остановился в шаге от финала Кубка Стэнли.

Шаг этот был сделан на следующий год. На тот момент у команды было уже другое название – «могучие утки» стали просто «утками». Не поучаствовать в происходящем Бурк, конечно, не мог, и дизайн нынешних домашних свитеров «Анахайма» стал плодом воображения генменеджера, которого вдохновила форма учеников Военной академии США. Не ощущая особых проблем в атаке, Бурк провернул один из самых запоминающихся обменов последних лет. Отдав Джоффри Лупула, Ладислава Шмида и парочку драфт-пиков, он заполучил звездного защитника «Эдмонтона» Криса Пронгера.

Вскоре Бурк обрел и личного врага в лице Кевина Лоу, который переманил в «Ойлерс» Дастина Пеннера. Предложив явно завышенный контракт форварду, Лоу дал повод покуражиться над собой. «Это выглядит как некий жест отчаяния, как попытка во что бы то ни стало сохранить свой пост», – говорил тогда острый на язык Бурк, протирая краешком жилетки перстень обладателя Кубка Стэнли.

Перед началом сезона-2007/08 Селянне и Нидермайер начали хандрить, подумывая о завершении карьеры. Опытный генменеджер «Анахайма» решил перестраховаться и пригласил в команду Тодда Бертуции и Мэтью Шнайдера. Впрочем, ветераны «уток» все же решили еще поиграть, а страхующая их парочка за ненадобностью была отправлена в другие клубы. Кто-то из специалистов даже усмотрел в таком поведении Бурка тонкий психологический ход – потенциальные замены не первого сорта и свежести якобы задели самолюбие Нидермайера и Селянне, спровоцировав их возвращение на лед.

Постчемпионское межсезонье запомнилось еще и эпопеей с Ильей Брызгаловым. Российский голкипер терпел до последнего, пока не был выставлен Бурком на уэйвер со словами «я буду удивлен, если Брызгалов с легкостью не подпишет новый контракт с одним из клубов НХЛ». Тогда «Анахайм», фактически оставшийся без усиления, оступился в первом же раунде плей-офф, а Брайан Бурк начал лихорадочно просчитывать всевозможные варианты предстоящего драфта.

Слухи о возможном переходе Бурка в «Торонто» появились еще летом. Американский специалист, попутно назначенный генеральным менеджером сборной США на Олимпиаде в Ванкувере, сначала их опровергал, но затем взял паузу. «Обычно я быстро и легко принимаю решения, но это не тот случай, – говорил Бурк. – Со своим будущим я определюсь в декабре». Впрочем, все стало ясно еще в середине ноября, когда он подал в отставку.

Пожалуй, «Торонто» именно то, что сейчас необходимо Бурку. Один из самых популярных клубов со славными традициями уже давно превратился в посредственность, и если Бурку удастся исправить ситуацию, то попадание в Зал хоккейной славы ему почти обеспечено.