3 мин.

Чеховский герой

Помнится, Александр Юдин, завершая карьеру, сказал что-то вроде «на хоккеистах теперь больше косметики, чем на моделях». Что точно – он явно не «Витязь» тогда имел в виду: игроки этого клуба в российском хоккее всегда были честными бродягами, развлекавшими себя периодическим побиванием благополучных соперников.

Каждый российский тренер, который работал с «Витязем», оказывался заложником имиджа клуба. Если вдруг так сталось, что вас назначили тренером «Витязя», то привыкайте, что а) вас постоянно стыдят; б) на вас с плохо скрываемым раздражением смотрят российские коллеги – и до, и после того, как снова чего-нибудь натворит Веро; в) вы слышите, что такой хоккей никому не нужен, – и много других пафосных слов; г) вы чувствуете себя постоянно виноватым.

Больше того, вы ведь то же самое говорили бы, оперировали бы теми же словами про «ненужный хоккей» – если бы не работали в «Витязе». У вас же нет в мышечной памяти того хоккея, в который хотят и любят играть ваши главные звезды. И поэтому вы занимаете позицию жертвы обстоятельств. Начинаете извиняться за игроков даже тогда, когда никто этого не просит. Потом, конечно, срабатывает «стокгольмский синдром» – и вы их оправдываете и защищаете. Но это ненадолго.

Ровно поэтому с «Витязем» должен работать иностранец. Ему плевать: он не в российской тренерской обойме, он переживет, если не попадет на послематчевые «пятьдесят граммов». И прессу читать не будет. Он просто поставит тот хоккей, который будет приносить очки: заметьте, не вопреки – благодаря существующему подбору игроков.

Майку Крушелниски 48 лет, за его плечами больше тысячи матчей и четырнадцать сезонов в НХЛ, три игроцких Кубка Стэнли в «Эдмонтоне» Уэйна Гретцки (их ведь и в «Лос-Анджелес» обменяли вместе) и один – тренерский в «Детройте» Скотти Боумэна. Он уже работал в «Витязе» – и как раз поэтому являлся идеальным пожарным тренером для чеховского клуба. Приди в «Витязь» кто угодно другой из Северной Америки – как минимум первые месяц-полтора он потратил бы на адаптацию и удивлялся бы всему вокруг.

В сезоне-2006/2007 Крушелниски сделал из «Витязя» команду, которая, допустим, в девяти матчах регулярного чемпионата против клубов первой тройки – Казани, Омска и Уфы – набрала десять очков: три поражения от «Ак Барса», победа, ничья и поражение от «Авангарда», поражение и две победы в играх с «Салаватом».

Занял тогда «Витязь» пятнадцатое место в регулярке и ожидаемо вылетел в первом раунде плей-офф. А с Майком не продлили контракт.

«Мне сразу сказали: здесь другой хоккей. И играть в силовой манере, собирать команду по этому принципу – не самый подходящий способ выиграть здесь, в России. Что ж, это ваш путь», – говорил Крушелниски после первого сезона в России в интервью «НТВ-плюс». Он намекал: ребят, мол, вы поймите – они у меня и в более силовой хоккей играли бы, да вы же сами первые взвоете.

Сейчас он пришел в команду, которая долгое время не понимала, в какой хоккей ей играть. С этим непониманием «Витязь» улегся на последнем, двадцать четвертом, месте. Но сезон еще вполне можно спасать: до шестнадцатого-то всего десять очков.

Драки будут. От этого никуда не деться – тем более, если тренера можно опознать в игроке в белой форме вот с этого видео:

Но использовать своих тафгаев Крушелниски будет на благо команды. Опять же – он в этом плане избавлен от лишнего стеснения.

Когда чеховцы начнут умножать победы, это будет сигналом всем клубам КХЛ: противостоять наглому и при этом грамотному силовому хоккею в России пока что не умеют.