4 мин.

Мистеры Разочарование

5. Джо Мерфи (1986)

Первым номером драфта в 1986 году был правый крайний Джо Мерфи. Выбравший его «Детройт» надеялся, что талантливый канадский форвард пойдет по стопам Стива Айзермана, который, попав к «Ред Уингс» в 1983-м, сразу стал одним из лидеров команды. Но помимо таланта Мерфи отличала еще одна черта, которая стала определяющей для его карьеры: Джо был не из тех, кто выкладывается на тренировках на 100 процентов. В дебютном сезоне он провел лишь 5 матчей за «красные крылья», остальное время играя в АХЛ. В последующие два года Мерфи, не сумев проявить себя, продолжал балансировать между основной командой и фарм-клубом. Наконец в сезоне-1989/90 «Детройт» решил избавиться от неоправдавшего надежд нападающего, обменяв его в «Эдмонтон». Для Джо это стало своеобразной встряской, он стал играть результативнее, но больше 82 очков (регулярный чемпионат НХЛ-1992/93) в своей карьере он так и не смог набрать. Примечательно, что Мерфи удалось стать обладателем Кубка Стэнли – в том самом 1990-м, когда он по ходу сезона перешел в «Эдмонтон».

4. Брайан Лоутон (1983)

Брайан Лоутон вошел в историю НХЛ как первый американский хоккеист, задрафтованный под первым номером. Случилось это в 1983 году, клубом, сделавшим столь ответственный шаг, была «Миннесота Норт Старс» (в 1993 году переехавшая в «Даллас»). Брайана поначалу называли новым Уэйном Гретцки, но уже очень скоро это сравнение стало неактуальным. В первом сезоне в НХЛ он забросил лишь 10 шайб и сделал 21 передачу, а за всю карьеру отметку в 20 голов ему удалось пересечь лишь однажды. А ведь в 1983-м новичками других клубов стали Стив Айзерман, Том Барассо и Пэт Лафонтен. Брайан завершил карьеру в 28 лет, после чего стал довольно известным хоккейным агентом. Среди его клиентов в свое время были и россияне Сергей Федоров, Олег Сапрыкин и Александр Королюк.

3. Патрик Штефан (1999)

В драфте-1999 участвовали такие игроки, как братья Даниэль и Хенрик Седины, Хенрик Зеттерберг и Мартин Эрат. Но «Атланту» больше всех впечатлил чешский центрфорвард Патрик Штефан, которого она и выбрала. К сожалению для болельщиков «дятлов», нападающий так и не стал одним из лидеров и ведущих бомбардиров клуба. За 6 сезонов Штефан набрал 177 очков, после чего в 2001-м его вместе с Ярославом Модры «Атланта» обменяла в «Даллас» на Нико Капанена. Именно в «Старс» с Патриком произошел курьезный случай, которым, он, пожалуй, и запомнится любителям хоккея: в гостевой встрече с «Эдмонтоном» чех, в конце третьего периода выкатившись в полном одиночестве на пустые ворота, не сумел в них попасть. Хозяева организовали ответную атаку и за 2 секунды до конца основного времени сравняли счет. После окончания сезона-2006/07 Штефан отправился доигрывать в швейцарский «Берн», но вскоре завершил карьеру.

2. Грег Жоли (1974)

«Вашингтон» отсчитывает историю своего выступления в НХЛ с 1974 года. Тогда же, перед началом сезона, клубу было предоставлено право выбирать первым на драфте. К несчастью для 18-летнего Грега Жоли, выбор пал на него. Попав в худшую команду лиги – в том сезоне «Кэпиталс» установили антирекорд НХЛ, выиграв лишь 8 матчей – талантливый защитник, которому прочили лавры Бобби Орра, так и не смог раскрыться и заиграть на высоком уровне. К тому же Грега с самого начала стали преследовать травмы, и, несмотря на переход в 1976-м в «Детройт», он завершил карьеру, отыграв в НХЛ лишь 9 лет.

«Мне жаль Грега. Если бы он играл в хорошей команде, то мог бы стать одним из лучших игроков лиги», – заявил его одноклубник Боб Грип.

1. Александр Дэйгл (1993)

Пальма первенства среди главных неудачников драфта принадлежит Александру Дэйглу, считавшемуся перед появлением в профессиональном хоккее будущей суперзвездой НХЛ. Хотя, безусловно, надо отдать должное и скаутам «Оттавы», руководствуясь рекомендациями которых клуб и предпочел выбрать Дэйгла, а не, скажем, Криса Пронгера (второй номер драфта), Пола Карию, Роба Нидермайера или Саку Койву. Впрочем, репутация Александра была изрядно подмочена как его собственными высказываниями («Рад, что меня выбрали под первым номером, потому что никто не помнит, кто был задрафтован вторым»), так и его не слишком результативной игрой.

Несмотря на самую высокую зарплату среди новичков лиги, Дэйгл ни разу не смог опередить в споре бомбардиров россиянина Алексея Яшина, который появился в клубе также в 1993-м. В итоге канадский нападающий, забросив за 4,5 года 74 шайбы, сменил «Оттаву» на «Филадельфию», затем транзитом через «Эдмонтон» отправился в «Тампу», после чего оказался в «Рейнджерс». В 25 лет у Дэйгла пропало желание играть в хоккей, и он решил завершить карьеру. Спустя два года, в 2002-м, он вернулся в НХЛ, но заиграть лучше, чем раньше, у него так и не получилось. Последние два года Александр предпочитает радовать своей игрой швейцарских болельщиков, выступая за «Давос».