9 мин.

Топ-50 россиян в НХЛ. 30-21

30. Олег Твердовский

Свои отношения с НХЛ Олег Твердовский сразу же начал с рекорда. На ярмарке хоккейных талантов 1994 года он ушел в «Анахайм» в первом же раунде под вторым номером. Такой высокий номер никто из игроков бывшего СССР на тот момент прежде не получал. Своих работодателей Твердовский приятно удивлял не только умелыми действиями в обороне, но и результативной игрой в атаке. За 11 сезонов он сумел набрать 331 очко.

Но главные успехи пришли к Олегу ближе к концу карьеры в НХЛ. Свой первый Кубок Стэнли Твердовский поднял над головой в 2003 году, когда проводил свой первый и последний сезон в составе «Дьяволов» из Нью-Джерси. После этого защитник сделал попытку уйти на победной ноте и перебрался играть в Россию. Но, спустя два года, вновь вернулся в НХЛ, оказавшись в «Каролине». Второе пришествие удалось – Твердовский, хотя уже и не играл главной роли в защитных рядах команды, получил еще одну возможность провести целый день в обществе Кубка Стэнли. Была еще попытка закрепиться в составе «Лос-Анджелеса», но она успехом не увенчалась, и Твердовского вновь потянуло в Россию.

29. Сергей Самсонов

Лучший новичок суперлиги-95/96 рискнул уехать в Северную Америку, будучи незадрафтованным ни одним из клубов НХЛ. Как в ту постсоветскую пору говорили, сбежал. Скоростной форвард, несмотря на скромные габариты (173 см), в низших лигах не затерялся, выиграв с «Детройт Вайперс» чемпионат ИХЛ. В 1997-м его под высоким 8-м номером задрафтовал «Бостон». Как позже признался генменеджер клуба Майк О’Коннелл, он до последнего сомневался в способностях коротышки из России.

Опасения оказались напрасными. В дебютный сезон Самсонов получил «Колдер Трофи», а затем на протяжении нескольких лет радовал бостонских болельщиков эффектной и результативной игрой. В 2006-м его обменяли в «Эдмонтон», с которым россиянин дошел до финала Кубка Стэнли, а вот два следующих года своей спортивной карьеры форвард с радостью забыл бы навсегда. В «Монреале» и «Чикаго» он был даже не тенью самого себя, а тенью собственной тени. Переход в «Каролину» пошел Самсонову на пользу только отчасти.

28. Дмитрий Юшкевич

Великолепные физические данные наряду с умением двигаться на льду позволили обладателю зеленого пояса по тхэквондо стать признанным мастером силовой борьбы. Участник Матча всех звезд 2000 года свои лидерские качества  проявлял не в раздевалке, а на льду: не отличаясь выдающейся результативностью, Юшки стабильно входил в число лучших энхаэловцев по количеству силовых приемов и заблокированных бросков. Особенно ярко свои добродетели Дмитрий проявлял в плей-офф, за что снискал репутацию кубкового бойца. Несмотря на тромб в ноге, из-за которого можно было не то, что карьеру, жизнь завешить, Юшкевич, сменив 3 команды в своем последнем сезоне в НХЛ, умудрился провести 83 игры регулярного чемпионата из 82 возможных.

27. Виктор Козлов

Вряд ли Виктор любит вспоминать начало карьеры в НХЛ. Пока в Северной Америке разбирались с локаутом, шестой номер драфта-1993 уехал в Россию, где сломал ногу, играя за «Динамо». Спустя несколько сезонов «Сан-Хосе», без особых сожалений обменял так и не раскрывшегося Козлова во «Флориду» – да так, что все остались в выигрыше. Уроженец Тольятти помог Павлу Буре дважды выиграть «Морис Ришар Трофи», устанавливая попутно личные рекорды, попал на Матч всех звезд в 2000-м.

За светлой полосой последовала темная: травмы, уход из команды Буре. Обмен в «Нью-Джерси» также не принес облегчения. Вновь почувствовать вкус к хоккею Козлову удалось лишь в «Айлендерс». Покер в «Мэдисон Сквер Гарден» и буллит, который вывел «островитян» в плей-офф, оставили о россиянине добрую память на Лонг-Айленде. Козлову же судьба подарила возможность поиграть с еще одним нашим супернападающим Александром Овечкиным. Дальнейшее понятно: команда-аутсайдер выходит в плей-офф – в следующем сезоне и вовсе превращается в претендента на Кубок Стэнли, – а догнать Овечкина в споре снайперов становится утопией.

26. Владимир Малахов

Владимир Малахов мог отправиться в НХЛ уже в 21 год, но торопиться не стал. Первый раз коньки российского защитника коснулись энхаэловского льда в 1992 году, когда ему было уже 24 года. Ему не пришлось провести ни одной игры в низших лигах, доказывая свою профпригодность. Старт получился, как говорится, с места в карьер. Показатель полезности +14, 52 очка в регулярном чемпионате, плюс, 9 очков в играх плей-офф. И место в команде All Stars новичков НХЛ в качестве бонуса. «Нью-Йорк Айлендерс» не мог налюбоваться на свое приобретение.

Есть в коллекции Малахова и чаша лорда Стэнли. Главный успех североамериканской карьеры российского защитника датирован 2000 годом и неотрывно связан с «Нью-Джерси». С ней же связан и финальный аккорд в карьере Малахова. Став неугодным генеральному менеджеру Лу Ламорелло из-за своей значительной зарплаты, Владимир был вынужден завершить свою карьеру. Но официально последним клубом уже неиграющего Малахова стал «Сан-Хасе», куда Ламорелло, видимо, вдохновленный «Мертвыми душами» Гоголя, сумел обменять россиянина.

25. Сергей Брылин

Если посмотреть на карьеру Сергея Брылина в американской базе данных, то последним его предэнхаэловским клубом значатся «Русские пингвины». Так за океаном принято было именовать ЦСКА 90-х, где красную звезду на свитере украшала (или портила – как кому нравится) антарктическая птичка. Но в составе пингвинов американских Брылин не провел ни матча, став лучшим воплощением принципа, где родился (читай, на драфте выбрался), там и сгодился. 13 лет в составе «Нью-Джерси», 765 матчей в регулярном чемпионате и 308 очков, для рабочего игрока результат приличный. Если бы в Нью-Джерси издавали словари, то рядом со словом «надежный» стояло бы слово Брылин. Три выигранных Кубка Стэнли стали Сергею наградой за трудолюбие и усердие. Он начал играть в составе «дьяволов» с Нилом Бротеном и Стефаном Рише, а закончил с Заком Паризе и Трэвисом Зэйджаком. Поколения «дьявольских» игроков менялись – Брылин оставался.

24. Алексей Житник

Капитану «Динамо» здорово повезло с первым клубом. Он оказался в «Лос-Анджелесе», раздевалка которого в начале 90-х кишела звездами (Гретцки, Курри, Робитайл, Блэйк). За два сезона «Слон» набрал гроссмейстерские 100 очков, хотя «короли» не смогли выиграть Кубок Стэнли. В 95-м защитник отправился на Восток, на долгие годы обосновавшись у синей линии «Баффало».

С появлением Линди Раффа у руля «клинков» уроженец Киева стал реже ходить в атаку, вследствие чего его результативность начала снижаться. Прежнего Житника-полузащитника болельщики увидели в «Атланте», но из-за конфликта с Доном Уодделлом он в команде надолго не задержался. В 2008-м один из лучших оборонцев в истории «Сэйбрс» вернулся в Россию.

23. Владимир Константинов

Путь Владимира Константинова в НХЛ, как и для большинства первых российских хоккейных «ласточек», начался с хитроумного побега из рядов ЦСКА, Советской Армии и личной «опеки» Виктора Тихонова. Уезжать в заждавшейся его Детройт защитнику пришлось по поддельным документам и выдуманным легендам. Зато американская мечта начала сбываться для цепкого и неуступчивого российского хоккеиста сразу. Первый же свой сезон он украсил отменной личной статистикой и попал в команду всех звезд новичков. В сезоне1995/96 Владимир стал лучшим в Лиге по показателю +/- (+60). Кстати, этот показатель игры у Константинова ни разу по итогам сезона не был отрицательным и всегда состоял из двузначных чисел. Именно в этом сезоне на свет появилась легендарная русская пятерка: Козлов, Ларионов, Федоров, Фетисов и Константинов. Следующий сезон принес «Красным крыльям» главный трофей НХЛ. 7 июня 1997 года Владимир Константинов поднял над головой заветный кубок. Спустя пять дней, его сказка закончилась и случилась трагедия.

Страшная автомобильная авария поставила крест на хоккейной карьере Константинова и чуть было не прервала его жизнь. Несколько месяцев Владимир находился в коме, но все-таки пришел в себя, хотя и остался навсегда инвалидом. В следующем сезоне «Детройт» снова выиграл Кубок Стэнли, но уже без Константинова. Однако по решению хоккеистов именно Владимир стал первым, кто взял вновь завоеванный трофей в руки.

22. Дарюс Каспарайтис

Получив на драфте1992 года приглашение пополнить ряды «Айлендерс» Дарюс Каспарайтис задумался, успев даже отыграть несколько игр в стартовавшем чемпионате России, но все же принял положительное решение и уехал. За 14 лет, проведенных на североамериканских площадках, Каспарайтис прославился отменным чувством юмора и уникальным владением техники силовых приемов. После столкновений с ним соперники нередко покидали лед лишь с помощью партнеров. Уникальность же заключалась в умении проводить даже самые «убийственные» приемы строго в пределах правил. За свой грозный талант и созвучие с именем мультсериального героя Каспарайтис получил прозвище «недружелюбное приведение». Пожалуй, самой известной жертвой российского защитника стал Эрик Линдрос, который после столкновения с россиянином получил сотрясение мозга, уже несовместимое с карьерой хоккеиста.

Закончилась карьера «Каспера» в НХЛ так, как она обычно начинается – в клубе АХЛ. Туда слишком дорогого ветерана отправил один из самых богатых клубов НХЛ «Рейнджерс».

21. Александр Семин

После не слишком удачного дебютного сезона и двухлетней службы российскому хоккею второе появление Семина в НХЛ оказалось более чем удачным. 22-летний форвард осенью 2006-го принялся штамповать голы и передачи и в итоге зарекомендовал себя одним из лучших бомбардиров команды. Наряду с Александром Овечкиным именно Семин зачастую является палочкой-выручалочкой «столичных» и грозой почти всех голкиперов лиги. Понятно, что с такой характеристикой цены бы ему не было, если бы не несколько «но». 28-му номеру «Кэпиталс» не хватает концентрации проводить все матчи на одном уровне, удаления в чужой зоне стали уже притчей во языцех, да и рискованные пасы и обводки в его исполнении встречаются нередко. Все это вкупе с подверженностью травмам и упорным нежеланием разговаривать на английском создает противоречивый образ, что, как кажется, не особо заботит Семина. Впрочем, сейчас, в последний год контракта с «Вашингтоном» ему волей-неволей придется определиться.