4 мин.

Вратари не в почете

Александр Овечкин, Евгений Малкин, Павел Дацюк и Илья Ковальчук – все они находятся в десятке лучших бомбардиров НХЛ. Вместе с тем, Россия не производит вратарей топ-класса с какой бы то ни было постоянностью. Непонятно почему так происходит, но – это факт, который порождает различные догадки.

«Потому что они все хотят быть нападающими и зарабатывать больше денег», – смеется главный тренер «Финикса» Уэйн Гретцки, чья команда борется за место в плей-офф во многом благодаря игре Брызгалова.

Овечкин недавно заключил контракт, по которому он получит 9 миллионов долларов в следующем году. Тем временем, Павел Дацюк заработает 6,7 млн, а Ковальчук – 7,5. Для сравнения, за следующий сезон Брызгалов заработает 4 млн долларов. Возможно, Гретцки в чем-то прав. Хотя эта проблема существовало задолго до того, как игроки НХЛ стали миллионерами.

«Единственный российский вратарь, чей возможный выбор на драфте мы рассматривали за последние десять лет – это Семен Варламов»

«Я наблюдал за юниорскими сборными России на протяжении 15 лет и никто, кроме Семена Варламова, меня не впечатлил, – говорит вице-президент «Ойлерс» по хоккейным операциям Кевин Прендергаст. – Я не знаю, может быть у них вратарская позиция не является приоритетной или недостаточно денег для того, чтобы дети стояли в «рамке». В Финляндии в каждой команде есть хороший голкипер. А единственный российский вратарь, чей возможный выбор на драфте мы рассматривали за последние десять лет – это Семен Варламов».

В 1991 году «Ойлерс» рискнули и выбрали Евгения Белошейкина, ранее выступавшего за сборную СССР, под общим 232-м номером. Ему было всего 24, но его карьера близилась к завершению. Белошейкина воспринимали как преемника Владислава Третьяка, но он не смог побороть свою главную проблему – алкоголизм. За океаном он провел всего 3 матча в составе «Кэйп-Бретон Ойлерс». В конце 90-х покончил жизнь самоубийством.

«Эдмонтон» также задрафтовал Александра Фомичева, подписал Александра Тыжных в качестве свободного агента для своего фарм-клуба и выменял Михаила Шталенкова из «Нэшвилла», впоследствии проведшего за «Ойлерс» 34 встречи.

Сейчас Россию в НХЛ представляют Илья Брызгалов, Евгений Набоков из «Сан-Хосе» и «старый волк» Николай Хабибуллин, который в 1994 году дебютировал в «Виннипег Джетс», а сейчас завершает карьеру в «Чикаго».

В то время как Семен Варламов, выбранный «Вашингтоном» в первом раунде, считается одним из лучших молодых вратарей мира, других российских голкиперов пробивающих себе путь в НХЛ через фарм-клубы мы не видим. И так было на протяжении многих лет.

У большинства команд суперлиги деньги имеются, и они с радостью платят за таких канадцев, как Трэвис Скотт, Норм Маракл и Фред Брэтуэйт

«Удивительно, что в России не появляются хорошие вратари, ведь когда Анатолий Тарасов тренировал Третьяка, они записывали все тренировочные принципы на бумагу или на пленку. И сейчас у молодых вратарей те же тренировки, что и у великого Третьяка, – недоумевал бывший тренер национальной сборной Канады Дэйв Кинг в 1999 году. – «Как много защитников они воспитывают? Великих центров? Я не понимаю. Третьяк был лучшим, и можно было бы подумать, что дети захотят стать такими как он».

Сейчас Третьяк в основном озабочен поиском тех самых детишек.

Владислав Третьяк возглавляет Федерацию хоккея России, и он так обеспокоен нехваткой хороших вратарей, что ФХР заставила клубы суперлиги платить шестизначные суммы в качестве налогов на иностранных голкиперов, пытаясь тем самым дать место в составе местным ребятам. Но у большинства команд суперлиги деньги имеются, и они с радостью платят за таких канадцев, как Трэвис Скотт, Норм Маракл и Фред Брэтуэйт. Затея с налогом была признана провальной и вполне возможно, что текущий сезон станет последним, в котором смогут участвовать вратари-иностранцы.

«Если они запретят иностранных вратарей, я завершу карьеру», – говорит Трэвис Скотт из магнитогорского «Металлурга», признанный лучшим голкипером суперлиги в прошлом году.

Константин Барулин из «Химика», задрафтованный «Сент-Луисом», говорит, что он и другие его молодые коллеги готовы к роли первых вратарей: «Команда мне доверяет. В целом, молодым российским ребятам сейчас стали доверять больше, чем раньше. Появилось несколько многообещающих голкиперов. Например, Евгений Лобанов из «Спартака» – очень сильный вратарь, которому просто не дали шанса в Ярославле. В Магнитогорске есть Илья Проскуряков. Им не дают возможности проявить себя, так как иностранцы занимают первые позиции, хотя наши вратари не хуже».

Иностранный игрок, который занял место Проскурякова – Трэвис Скотт. Он говорит, что проблема не в таланте. А все что им надо сделать – это изменить тренировки.

«Не думаю, что в России проблема с вратарями. В России проблема с тренировками»

«Во время моих первых двух тренировок я чуть с ума не сошел, – говорит он, находясь в своей двуспальной квартире в Магнитогорске. – Никто не бросает по воротам. Это невероятно. Если бы вы побывали на тренировке российской команды, то узнали бы, что они не наносят бросков. Но желают развивать своих вратарей. Не думаю, что в России проблема с вратарями. В России проблема с тренировками. Не понимаю, как молодой российский вратарь может прогрессировать. После тренировки ты должен быть уставшим, а я во время многих из них даже не потею. Когда мы играли на выезде, я наблюдал за тренировками других команд. Никаких бросков. Вратари занимаются вне льда и поэтому они очень гибкие, что тоже хорошо. Но чтобы стать лучше, вратарь должен отражать броски».

Защитник «Эдмонтона» Денис Гребешков поиграл в России и говорит, что тренировки там действительно другие: «Они несколько менее интенсивные. Нейтральную зону в основном проходят через пас. Это русская школа, обводить, раздавать передачи. Я соглашусь, в России действительно меньше бросают по воротам, но там и хоккей другой».

Перевод Александра ЗАЙЦЕВА