2 мин.

Тонна с плеч

Последний раз мы виделись в августе 2006-го на турнире в Новосибирске, куда Цыгуров привез свой «Трактор». Молодой, затюканный «Трактор» – назаровского в той команде было совсем мало. Геннадий Федорович тем летом в перерывах между подсчетами поднятых тонн воевал за будущее клуба. «Бессовестные дельцы», «грабеж» – он и говорил-то словами, каких в нашем хоккее давно уже не произносят. С чувством, надо отметить, говорил, с блестящими глазами. Чем-то он напоминал в тот момент такого героя боевика конца восьмидесятых – начала девяностых.

«Трактор» у него и вправду разбирали по винтикам – одно перечисление фамилий уехавших заняло тогда полминуты. Галимов, Лазарев, Коковин – и далее по списку. Закончил он наш разговор тогда так: «Есть президенты клубов – они все решают. А тренерская доля сейчас такова: работай и не вякай». Ему вообще, надо сказать, не очень-то везет на отношения с этими президентами.

Хоккеисты про него многое могут рассказать – только напомни. Опыт предсезонок Цыгурова надо бы учесть при подготовке сотрудников спецслужб. Нагружал Геннадий Федорович своих ребят всегда прилично. Игроки, конечно, роптали и говорили (как это часто случается – уже после отставки Цыгурова), что не совсем вникали в смысл этих занятий. Так что ждите откровений от парней из «Нефтехимика» – тонны ведь и там считались. Подсчет, как говорят участники процесса, у Цыгурова всегда был публичным и открытым – обычно объявлялось, что за определенный период хоккеистами было поднято столько-то тонн. Что-то вроде сводок с уборочной кампании.

В «Нефтехимике» началось-то у Геннадия Федоровича удачно. И предсезонку под сами понимаете какой нагрузкой команда откатала успешно, и первые матчи чемпионата провела неплохо. Но к зиме Нижнекамск уже плясал внизу турнирной таблицы. Меняя четырнадцатое место на пятнадцатое и наоборот – до ряби в глазах.

Пятничное поражение от идущего последним «Торпедо» внесло небольшое разнообразие: команда стала семнадцатой. На следующий день созрело заявление об уходе Цыгурова – и за плей-офф «Нефтехимик» будет цепляться уже с другим тренером.

Цыгурову в апреле будет 66. Ему давно уже – после каждой отставки – прочат пенсию с рыбалкой и огородом. Будет ли Геннадию Федоровичу (а главное – его методам) место в КХЛ? Полно вам – Цыгуров прошел на своем веку и через «Эм», и через «Эр» – и через «Ка» пройдет. Там ему, конечно, придется потрудиться с этим жестким регламентом: временные рамки той же предсезонной подготовки будут ограничены – а значит, неизбежно сократится количество поднятых тонн. Но едва ли вы сыщете регламент жестче самого Цыгурова. Он что-нибудь обязательно придумает, напишет в своей тетрадке. И наверняка наверстает отнятое регламентом время за счет сокращения перерывов между подходами.

Только бы хватка не ослабла.