4 мин.

Возвращение на родину

В уникальной книге Кена Драйдена и Роя Макгрегора «Наша игра», посвященной хоккею и его роли в самоидентичности Канады, есть трогательная история о том, как в конце 80-х Саскатун пытался прописаться в НХЛ вместо «Сент-Луиса». «Блюзмены» в свое время сами пробились в лигу на волне ее расширения, но денег стало не хватать, и владелец клуба подумывал о продаже. Несмотря на численность населения в четверть миллиона и лютую зиму с 40-градусными морозами, городок на юге Канады сражался отчаянно. Саскатунцы устраивали митинги, вывешивали баннеры, а свои дома облепляли провозглашающими веру в успех наклейками. В какой-то момент даже казалось, что «Саскачеван Блюз» обязательно улыбнется удача.

Проект, естественно, провалился. Не потому, что Саскатун не соответствовал критериям НХЛ; новая с иголочки арена «СаскПлейс» отвечала всем нормам ледовых дворцов. А потому, что боссы лиги не мыслили себе «Саскачеван Блюз» в Madison Square Garden. Иными словами, идея с франчайзингом показалась им чересчур, что ли, канадской. Между тем, в стране, оказывается, насчитывается 16 городов с населением более 250 тысяч, которым вполне по плечу содержать клуб элитного дивизиона. Разумеется, это будет совершенно новая лига, базирующаяся исключительно в Канаде. Можно ей даже название дать ПХЛ (Приграничная хоккейная лига).

Но, насколько мне известно, создавать свой чемпионат Канада пока не собирается. Быть может, потому что сама идея кажется бредовой. Но не исключен и другой вариант: в самом потаенном уголке своей хрупкой души северный сосед США искренне полагает, что НХЛ – это не что иное, как открытое первенство Канады с участием 24 американских команд. Не горячитесь – я ведь сказал «не исключен».

В Стране кленовых листьев я был лишь однажды, зато в Торонто. Для хоккейного болельщика это сродни мусульманскому хаджу в Мекку. Тамошние матчи ESPN освещает куда подробнее, нежели в США, а в магазине Зала хоккейной славы продаются все мыслимые и немыслимые свитера игроков. Я столько всего накупил, что оставшихся денег хватило лишь на дорогу в аэропорт. Я знал о любви канадцев к хоккею, но не предполагал, что она настолько велика.

Если вы считаете идею о создании новой лиги сумасбродной, тогда задайтесь вопросом: хорошо ли НХЛ обходилась с Канадой в последнее время? Если вы полагаете, что хорошо, то при всем к вам уважении сумасброд – это как раз вы. Лига игнорировала родоначальников хоккея, потому что знала: идти тем больше некуда. Она не просто позволяла воровать канадские команды («Виннипег Джетс» отошел Аризоне, а «Квебек Нордикс» передислоцировался в Денвер и как назло с ходу взял Кубок Стэнли), а, по сути, сама разработала «стратегию геноцида».

НХЛ добивалась и продолжает добиваться любви от тех, кто (по крайней мере, пока) ее не питает. Конечно, было бы неверным утверждать, что эта стратегия обернулась фиаско – в том же Денвере, к примеру, хоккей пришелся ко двору. Но зато это стало катастрофой для квебекцев, которые, несмотря на скромные достижения «Нордикс», регулярно заполняли Le Colisée. Вы можете себе представить, чтобы МЛБ разрешила «Чикаго Кабз» переехать в Ванкувер в целях популяризации бейсбола в Канаде?

Болельщики со стажем вспомнят, что составить конкуренцию НХЛ уже пытались, и не раз. Наиболее успешный проект – ВХА (Всемирная хоккейная ассоциация) – родился в 1972 году и шума наделал изрядно. «Джетс» купили у «Чикаго Блэкхокс» за миллион долларов Золотого реактивщика Бобби Халла, а в Индиане, Хьюстоне и Майами и вовсе появились новые команды. Но недолго музыка играла – в 79-м ВХА распалась, оставив миру лишь «Эдмонтон Ойлерз» – самый успешный хоккейный франчайзинг за последние 25 лет.

Но одно из главных предназначений канадской лиги – это не оказание конкуренции НХЛ, а ее игнорирование. Новые команды можно создать в шести энхаэловских городах, а для Галифакса, Гамильтона и Ошавы это и вовсе будет дебют. Сходить на «Кленовых листьев» в Торонто сейчас могут позволить себе только привилегированные. Кусаются цены билетов и на домашние матчи «Монреаля». А болельщикам «Виннипега» и «Квебека» только и остается, что вспоминать былое. Всего в новой лиге могут участвовать 16 команд (в плей-офф выходит половина), которые будут играть в жесткий, наиболее почитаемый канадцами, хоккей.

Быть может, ему будет не хватать лоска НХЛ, который, впрочем, с каждым годом все более походит на фианит, нежели на настоящий бриллиант. Заветные квитки будут стоить куда дешевле 49 канадских долларов – самого дешевого билета на сроду ничего не выигрывавших «Ванкувер Кэнакс». Будут и пиво, и хриплые толпы фанов – Канада «перезагрузится» как надо. А телевизионные рейтинги ПХЛ, готов поспорить, не уступят энхаэловским хотя бы потому, что тем уже давно не проигрывают аналогичные данные «Парламентского канала».

Реклама 18+

И в самом деле – что плохого? Хоккейная лига, функционирующая там, где любят хоккей. Разве это сумасбродство?

Перевод Андрея КАРНАУХОВА