10 мин.

Вячеслав Буланов: «Берут ли судьи взятки? Конечно, нет!»

- Читали гостевые, да и вообще хоккейный интернет после заключительного пятого матча чемпионата страны?

- Да, заходил. Все мои действия разобраны, проведен подробный анализ. В принципе, все нормально писали.

- Казанцы вот вас ругали.

- Само собой. Они ведь все три матча с моим участием проиграли. Честно говоря, я был не очень рад, когда меня назначили на пятый матч. Думал, что ребята из казанского клуба не очень поймут. Но опасения были напрасны. В ходе игры мне никаких претензий не высказывали.

- А после?

- Тоже нет. Я встретился с Алексеем Терещенко. Он признал, что проиграли сами. К судье никаких вопросов.

- А почему вам пришлось так много матчей в плей-офф отсудить? Особенно в финале.

- Так получилось. Чьи-то кандидатуры отводили команды, кто-то не дотянул до плей-офф. А у меня сезон ровный был. Я отработал в плей-офф 11 матчей. Это рекорд. Прежний принадлежал Виктору Якушеву, который сейчас работает инспектором. У него было 10 игр.

- Вам не кажется, что система, при которой клубы отводят судей, неправильная?

- Возможно, в регулярном чемпионате это и выглядит немного странно. Но плей-офф особый турнир. И то, что там учитывают мнение участников при назначении арбитров, я считаю правильным. Кстати, был уверен процентов на 90, что перед пятой игрой казанцы меня отведут.

- Ошибок много допускали?

- Нет, но, говорил ведь, два раза они при мне проиграли.

- Не аргумент.

- Вот и они так посчитали.

Иммунитет от оскорблений

- Россия, вообще, похоже, чемпион мира по вопросам судейства. Что-то не слышал, чтобы в НХЛ судей на игру определяли клубы. А в Европе как с этим?

- В Европе все как у нас. Абсолютно. И в Швеции, и в Чехии те же самые проблемы. Я даже был немного шокирован тем, что и в этих странах судьям уделяют повышенное внимание. В Швеции – уж на что, казалось бы, цивилизованная страна – огромное недовольство арбитрами. Пресса негодует, тренеры ругаются – все как в России. Не знаю точно, как в НХЛ с этим обстоит, но по общению с коллегами на Олимпиаде слышал, что и там после матчей случаются конфликты с тренерами. Чуть ли не до драк дело доходило.

Надо сделать так, чтобы судьи получали больше

- Как у вас еще моральных сил-то хватает работать, не понимаю?

- Приходится долго восстанавливаться, вы правы.

- Вы же постоянно в образе врага. Для команды, которая проиграла. Для болельщиков. Да для любого хоккеиста, которого удаляете. Как справляетесь?

- Так я ведь давно работаю – привык уже. Лайнсменом был 10 лет, еще семь – главным арбитром. Прошел огонь, воду и медные трубы. Меня уже трудно чем-то смутить.

- Иммунитет?

- Да.

- Не слышите, что скандируют трибуны?

- Слышу. Конечно, неприятно, когда болельщики скандируют оскорбления. Но… культура такая, что сделаешь-то? Хотя неприятно, конечно, когда говорят, что судья «убил», «купил», «сплавил». Вроде как судьи работают за взятки. Но давайте откинем этот аргумент. Будем считать, что ничего подобного нет в природе. Что тогда выходит на первый план? Знание правил, расположение на площадке, увидел или не увидел нарушение. Надо анализировать физическую готовность судьи, его умение разбираться в тонкостях игры. У нас же думают только о том, что арбитры куплены. Вот в чем проблема.

- Вы, значит, не против критики. Вам лишь не по душе аргументы. Но разве судьи не берут взятки?

- Конечно, нет.

Двумя руками за иногородних

- Но ведь проблема с оплатой работы арбитров существует?

- Ее легко решить. Надо просто сделать так, чтобы судьи получали больше. Не так, как игроки, но существенно больше. Нет, я не требую повышения. Просто хочу сказать, что есть люди, ответственные за хранение мусора на помойке, а есть те, кто охраняет золотые слитки. И вот у этих работников немного разная ответственность, согласитесь. Так и у нас. Если мы обслуживаем команды с многомиллионными бюджетами, а сами получаем относительные копейки, это неправильно. Мы ведь и ответственность несем на серьезную сумму. Давайте, мы будем получать адекватные деньги за работу, а с нас будут спрашивать.

- Кто платить-то будет? Клубы? Так у них сразу начнутся повышенные требования. Мы вам платим, да при этом еще и проигрываем.

- Сейчас у судей нет спонсора. И все, наверное, будет как прежде. Клубы платят взносы за участие, из которых нам выплачивают премиальные.

- А были в вашей карьере случаи, когда кто-то из представителей клуба уговаривал работать «правильно»?

- Я стараюсь на эти разговоры не обращать внимания.

- Значит, есть разговоры?

- Вы меня провоцируете. Вообще не хочу затрагивать эту тему. Сейчас более или менее все налаживается в судейском корпусе. У нас уже появился крепкий костяк. И разжигать страсти мне бы не хотелось.

- Говорят, что в судейском мире сейчас существует каста, куда посторонних не пускают. Именно этим объясняется, что большинство арбитров представляет Москву.

- Сегодня действительно сложилась ситуация, что из 20 арбитров суперлиги – 12 представляют Москву. Но ведь они объективно сильнее тех, кто еще не работает в суперлиге. Нет ничего страшного в том, что они представляют столицу. Тут же хоккея просто объективно больше.

- То есть нет никакого закрытого клуба?

- Точно вам говорю. Судейский комитет двумя руками за привлечение иногородних арбитров. Но их очень мало.

- Как же вы со следующего сезона будете работать по двое, если людей нет?

- Не думаю, что эти изменения будут уже со следующего сезона. Пока это только проект.

- А вы за двух судей или за одного?

- Я за двух. Знаю, что у нас все получится, что станет лучше. И арбитрам легче работать.

В элите – за счет личных качеств

- Один инспектор рассказывал, что сейчас уровень российского чемпионата значительно упал. И судьям приходится больше бегать по площадке. Не потому, что хоккей стал быстрым, а потому, что команды слишком часто теряют шайбу, вот и носятся туда-сюда.

- Я бы так не сказал. У судей в этом сезоне работы больше только потому, что правила изменились. Штрафов выписываем гораздо больше. Не сказал бы, что из-за этого мы стали больше уставать физически. Но вот психологически – да. Надо же все видеть, за всем успевать. А качество хоккея, по-моему, нормальное. Да и скорости приличные. Может быть, у финнов только быстрей. Но хоккей в России находится на хорошем уровне по сравнению с Европой.

- Правда, что ли?

- Нисколько не лукавлю. Мы впереди многих. Может быть, на уровне Швеции и Финляндии. Но вот чехов, словаков, немцев и швейцарцев точно превосходим.

- А как судейство в этих странах. Кто лучше средний российский арбитр или средний арбитр из Финляндии?

- Сейчас судейство в Европе становится индустрией. Коллеги имеют возможность пользоваться всеми современными технологиями. Например, инспекторы сразу же после матча разбирают игру с помощью компьютера и видео. Обсуждают все спорные моменты. Анализируется физическая подготовка судей, их питание. В общем, все очень серьезно. Мы, конечно, в этом отстаем. Пытаемся держаться в элите только за счет личных качеств.

- Но уровень-то один? Вы же спокойно можете отработать в Швеции? А швед в России?

- Да, средний уровень примерно одинаковый. Но за счет технических новинок им полегче.

- Уже, наверное, везде работает система «видеогол»?

- Не везде. В Швейцарии, например, еще нет. В Германии, по-моему, тоже.

- Вы за эту систему?

- Конечно! Но, к сожалению, у нас в следующем сезоне она вряд ли появится.

- Я еще заметил, что у арбитров в Европе постепенно меняется цвет формы, дизайн. Вы же по-прежнему черно-белые, полосатые.

- И в НХЛ ничего не меняют. Это классика. Я спокойно к этому отношусь. Мне вот не нравится, что у арбитров в Германии красные шлемы.

Не всем же быть профессионалами

- Почему не нравится?

- Не знаю. Красные – в Германии, желтые – в Швейцарии. Не нравится, и все.

- А помимо цветных шлемов, наблюдали в Европе что-нибудь такое – в методике, например, что не мешало бы и нам перенять?

- В Германии есть интересная система подготовки арбитров. Взяли шесть молодых и перспективных, к ним прикрепили шесть опытных людей. И вот они вместе ездят везде, раз в месяц разбирают ситуации, анализируют работу. Предполагается, что эти шесть молодых через год уже смогут работать на топовых матчах. Мне очень нравится эта идея. Почему бы не ввести ее у нас?

Профессия, которой нет

- А должны ли судьи быть профессионалами?

- Должны. Но у нас это невозможно – нет такой профессии.

- Допустим, появилась такая профессия. Чем же профессиональные арбитры будут заниматься между матчами? Маловато рабочих дней получается – не все ведь так востребованы, как вы.

- Готовиться. Люди будут задумываться над своей карьерой. Если что не так, они ведь потеряют работу – престижную и высокооплачиваемую.

- Известно, что у вас есть свой бизнес. Вы готовы бросить его и уйти в профессионалы?

- Не готов. Я и не уйду. Буду арбитром-любителем. Не всем же быть профессионалами.

- Поговорим о грустном. Не затрясло арбитров после случая с Юрием Цыплаковым?

- Давайте дождемся, чтобы Юрий вернулся в строй. Случай печальный, конечно. Но то, как помогали ему в трудный момент, немного обнадеживает.

- История с Цыплаковым случайная?

- Да, абсолютно. Таких столкновений за игру происходит пять-десять.

- Может экипировку вам улучшить?

- А поможет ли? Вот у хоккеистов есть экипировка, и что? В финале мы же видели случай с Новаком, которому рассекли лицо коньком. А он играл с визором, который должен был защищать, по идее.

- Вам не страшно было потом выходить на лед?

- Нет. Говорю же, такие столкновения – обыденная вещь. Вообще, любое столкновение игрока и судьи, а также шайбы и судьи идет от неправильного выбора позиции со стороны арбитра. В идеале никаких столкновений и быть не должно. Но случается всякое, никто от этого не застрахован.

10 минут за разговоры или матом в ответ

- Как вы подавляете в себе чувство превосходства над игроками? Иногда ведь хочется показать, кто на площадке главный?

- Есть такое понятие в судействе – управление игрой. Очень важно знать момент, когда надо показать, что ты главный. И еще лучше чувствовать, когда лучше уйти в тень. В этом и заключается уровень арбитров.

- А желание отомстить на хамство со стороны игроков бывает?

- Где-то в глубине души, пожалуй. Но надо уметь засунуть его еще куда подальше.

- Видно, что в общении с судьями игроки себя не сдерживают. Как вы относитесь к этому?

- Мужская игра, что поделаешь. Трусы в хоккей не играют. Кстати, если чувствуешь, что игрок разговаривает на чересчур повышенных тонах, лучше принять его тон. Говорить в его выражениях. Впрочем, еще лучше успокоить и мягко все объяснить.

- Каждый, кого удаляют, говорит об арбитре все, что думает. Где та грань, за которую вы даете дополнительные 10 минут?

- Это тонкости судейского искусства. Мы, когда удаляем игрока, стараемся с ним не пересекаться, пока он едет к скамейке. Где-то делаем больший вираж, уходим в другую сторону. Нельзя провоцировать хоккеиста. Но если мы сталкиваемся, то это всегда происходит по инициативе игрока. Значит, он едет за тобой, пытается высказать недовольство. Тогда-то и выписываем дополнительный штраф.

- А вы бы его в ответ, матом?

- Бывает и такое. Говорю же, мужская игра.

- Не нервирует, когда на послематчевых пресс-конференциях вместо анализа игры тренеры разбирают ваши действия? Ведь очень часто все сваливают на судей.

- Некоторое время назад в регламенте был пункт, запрещавший тренерам говорить про судей. Сейчас вроде бы запрет снят. Мне нравится, как с этим поступили в Чехии. Там о судействе нельзя говорить первые 24 часа. Потом – пожалуйста. По-моему, отличное правило. Через сутки уже и успокоятся, и видео посмотрят. Тогда бы и скандалов было поменьше.

Алексей ШЕВЧЕНКО