Тайна Айзермана
Добрые дела делаются тихо и незаметно. Экс-форварду "Детройта" Стиву Айзерману, Капитану и Человеку, посвящается… <br />
Двадцать два сезона, три Кубка Стэнли, одна команда... Хватит всезнающей цифири, она уже сказала свое последнее слово. На смену закружившему горячие фанатские головы статистическому калейдоскопу пришли широко распахнутые души и переполненные слезами глаза. Во вторник "Детройт" официально проводил на покой не просто непотопляемого капитана, неутомимого жнеца голов, очков и побед, а Человека, покорявшего людские сердца фантастической одержимостью на ледовой площадке и беспримерной интеллигентностью за ее пределами.
Парадокс, но, проведя почти четверть века под ослепительным блеском прожекторов и частенько усмехаясь с титульных страниц ведущих спортивных изданий, Стив Айзерман сошел с энхаэловского небосклона, полон тайн и загадок.
Как, например, впервые разорвав крестообразные связки в 1988 году и перенеся с той поры несчетное число рецидивов и операций на коленях, Стив умудрился оставаться на плаву до лета 2006-го? Получается, все трофеи, включая золото Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, Айзерман завоевывал через боль, за счет колоссальной силы воли.
Перед триумфальными для канадской сборной Играми форвард "Детройта" прошел артроскопическую процедуру, и врачи хором умоляли его пропустить старты четырехлетия. Капитан, как водится, рассудил по-своему. А злодейка-судьба поставила очередную подножку. По всем законам здравого смысла новая эпопея борьбы с болезнью должна была перечеркнуть остаток сезона. Однако Стив вернулся уже в апреле и проковылял с командой через весь плей-офф к заветной серебряной чаше.
Впрочем, "проковылял" — не то слово, если учесть 23 очка в 23 кубковых матчах и сумасшедший энергетический заряд, который получали от лидера партнеры. Тогда, в брызгах шампанского, только самые приближенные знали, что Айзерману делали обезболивающие уколы перед началом каждого матча и в его перерывах. Но даже действия самых сильных аналгетиков катастрофически не хватало, и со льда Стив зачастую уходил, опираясь на клюшку, будто дряхлый старик на посох.
Контрольное медобследование повергло в шок даже видавших виды эскулапов: от истерзанного колена нападающего мало что осталось. Вердикт: остеотомия — операция для пенсионеров, желающих дожить век, не чувствуя болей при ходьбе. Все, коньки на гвоздь? Не тут-то было! Прошло шесть месяцев — и Стив стал первым профессионалом, перенесшим чудовищно болезненную процедуру с трансплантацией донорской кости и вернувшимся в большой спорт!
Его личная жизнь покрыта густой завесой тайны. Айзерман не любит выставлять себя напоказ, рисоваться перед телекамерами, предпочитая завоевывать уважение не словом, а делом. О его родителях известно, что отец нападающего Рон работал в канадском правительстве, а мать Джин сначала за скромные пожертвования нянчила чужих детей, а затем полностью переключилась на воспитание своих — четырех мальчиков и девочки.
Когда Крис, один из братьев Стива, подался в хоккейные репортеры, капитан "Детройта" дал ему простой, но весьма полезный совет: "Не задавай тупых вопросов. Не приходи на интервью с исписанным листком вопросов. Не дергайся. Если парень играет плохо, так и пиши. Не будь элегантной задницей".
Ну а сам Капитан через всю жизнь пронес в сердце отцовские наставления: "Никогда и ни при каких обстоятельствах не позорь фамилию. Не разбивай автомобили. Не заверши жизнь за решеткой. Не привлекай к себе внимания". Любимые фильмы Айзермана — "Рокки" и "Храброе сердце". Киноактер — Роберт Де Ниро. Группа на все времена — U2 из Ирландии. Гитара с автографом Боно, лидера этого замечательного коллектива, занимает центральное место в богатой домашней коллекции нашего героя.
Как и Игорь Ларионов, с которым Стиву посчастливилось поиграть в "красных крыльях", Капитан не на шутку увлекается виноделием. Причем так профессионально, что специальная литература вытеснила с его книжных полок художественную.
По несколько раз в год Айзерман совершает познавательные вояжи во Францию и Италию, где встречается с лучшими производителями ароматного напитка, и сейчас его познания не исчерпываются названиями марок и их географической принадлежностью. По словам Даррена Панга, легендарного энхаэловского вратаря и ближайшего друга еще с тинейджерских времен, разбуди Стива среди ночи, и он точно расскажет вам, виноград какого сорта при какой температуре нужно хранить и как обрабатывать. "Его всегда интересовала жизнь за пределами льда. Он видел ее радости и не обходил вниманием темные стороны", — говорит Панг.
Действительно, хотите узнать настоящего Айзермана — спросите Брекстона, простого мальчишку, живущего во имя и благодаря Стиву. Брекстону Дэвису не исполнилось и года, когда врачи поставили ему сразу два леденящих кровь диагноза: нейробластома — рак нервной системы и лимфома — рак лимфатической системы. На всей планете зафиксировано лишь 78 случаев одновременного присутствия в организме обеих напастей! Восьмичасовая операция и последовавшая за ней каторга хемиотерапии превратили жизнь ребенка в сущий ад, сделали его юродивым, которого пугливо сторонились прохожие. И только любимый хоккей не отвернулся, не предал, был единственной отдушиной, манящей и гипнотизирующей, хотя и совершенно недосягаемой.
Еще с колыбели Брекстон засыпал и просыпался с миниатюрной клюшкой. С пятилетнего возраста стал страстным коллекционером карточек своего кумира Айзермана. Плакатами капитана "Детройта" была заклеена вся комната. От видеокассет с записями игр "красных крыльев" трещали по швам шкафы. Однажды, когда парню исполнилось только шесть, в его доме раздался телефонный звонок, и тихий голос на другом конце провода произнес: "Алло, это Стив Айзерман".
Так началась дружба большой звезды НХЛ и его маленького поклонника. Дружба, о которой всеведущие газетчики прознали лишь пятью годами позже. Все это время Стив приглашал Брекстона на тренировки и матчи, но никогда не делал из благотворительности пиара. Дарил сувениры и отечески похлопывал по плечу, предварительно убедившись, что телекамеры смотрят в другую сторону. Он привык делать добро, не привлекая внимания...
Во вторник одиннадцатилетний Брекстон Дэвис сидел в первом ряду "Джо Луис Арены" и, глотая слезы, неотрывно глядел на кумира. Неизвестно, когда еще эти двое свидятся в следующий раз. Но одно очевидно: частичка души победившего смерть мальчишки, равно как и миллионов других людей по всей планете, навсегда отдана Капитану. Не только шестому по ранжиру бомбардиру в истории НХЛ, но и Человеку. С большой буквы.
Владимир БЫЧЕК
Комментарии