7 мин.

"Жениться не планирую"

- Оглядываясь на прожитое и вспоминая год драфта, вы видите немало талантливых русских, выбранных наряду с вами - Николая Хабибулина, Сергея Гончара, Валерия Буре, Дарюса Каспарайтиса. В такой компании легче торить дорогу в НХЛ?

- Не знаю. В любом случае, мне было проще, поскольку прилетел в Америку вместе с семьей. Родители и брат были здесь с первого дня и очень меня поддерживали. Будто не уезжал из дома. Повезло и с одноклубниками, которые помогли скорее приспособиться к североамериканскому образу жизни, адаптироваться к здешнему стилю хоккея.

- Кто ваш лучший друг в лиге?

- У меня их много. Выделю Каспарайтиса, Виктора Козлова, Руслана Салея, Максима Афиногенова и Алексея Ковалева. Все русские в НХЛ стараются держаться вместе и регулярно общаться по телефону. Приятно, что когда я играю против Каспарайтиса, он постоянно норовит припечатать меня к борту, а после финальной сирены мы смеемся и общаемся, как хорошие приятели.

- Вы первый родившийся в России игрок, который удостоился чести быть капитаном НХЛовского клуба. Это что-нибудь значит для Алексея Яшина?

- Капитанская нашивка - великая честь, безусловный предмет гордости. И в то же время - это огромная ответственность. Когда команда играет хорошо, то все весело и замечательно. Но стоит попасть в черную полосу, как люди начинают смотреть в твою сторону и ждать, что ты сделаешь нечто из ряда вон выходящее. В таких ситуациях просто стараюсь оставаться самим собой и сохранять спокойствие.

- Вы были капитаном в "Оттаве", теперь занимаете ту же должность в "Айлендерс". Что вы за капитан? Если кто-то играет плохо, то говорите с ним с глазу на глаз или предпочитаете оставаться в стороне?

- Главное в моей работе - быть примером на льду. Когда делаешь что-то хорошее для команды, к тебе относятся с уважением. Трудно заслужить авторитет, и в НХЛ - в особенности, если постоянно кричать на партнеров. В этом смысле я тихий лидер. Пытаюсь помочь ребятам в работе над ошибками, бороться с депрессией в тяжкую годину, прогрессировать в профессиональном плане. Но делаю это спокойно, не срывая голоса.

- Вы и бывший первый номер драфта Александр Дэгл вместе стартовали в НХЛ в 1993 году. Ожидалось, что со временем составите лучший тандем форвардов в лиге, а на деле все обернулось сплошными разочарованиями. Что не получилось у Дэгла?

- Сложно сказать, потому что у парня был полный набор достоинств - сила, скорость, отменный бросок. В начале карьеры он играл очень хорошо, но потом, думаю, травмы сломили его. Крайне трудно восстановиться после серьезного повреждения руки в кратчайшие сроки и противостоять нечеловеческому прессингу, оказываемому на тебя со стороны общественности. Здесь нужна поддержка, а не давление.

- О чем вы думали, когда Дэгл подписал беспрецедентный для новичков контракт с "Оттавой" и стал зарабатывать больше вас?

- Каждый контракт предполагает не только расходы, но и отдачу. Солидные люди не выбрасывают деньги на ветер. Любой талантливый хоккеист с перспективами роста заслуживает большого контракта, и руководство клуба часто выделяет его из всех, чтобы добиться успеха.

- Деньги часто становились предметом раздора между вами и боссами "Оттавы". Ваши забастовки негативно отражались на рейтинге в канадских газетах и имидже в умах рядовых болельщиков. Если бы вы могли что-нибудь изменить в прошлом, то как бы поступили?

- Был бы рад исправить ту ситуацию. Думаю, обе стороны хотели и могли прийти к взаимопониманию, однако в какой-то момент нашли себя настолько далекими друг от друга, что уже ничего нельзя было сделать.

- За восемь лет в "Оттаве" случалось и хорошее. Какие радостные события оставили наиболее глубокий след в вашей душе?

- Первый выход в плей-офф. Помню, тогда в заключительной игре чемпионата мы должны были победить "Баффало". В случае поражения "Оттава" теряла все шансы, при ничьей - рассчитывала на помощь "Монреаля". В результате зрители стали свидетелями ярчайшей битвы. Когда до конца матча оставалось около трех минут, мы забили гол и победили со счетом 1:0. Невероятно!

- Не без скандала оставив "Оттаву" вы присоединились к "Айлендерс". Фанаты с Лонг-Айленда всегда славились бескомпромиссностью - как находите их вы?

- Несколько жуткими, если честно. В первый год здесь еще чувствовал, что они меня поддерживают, и это было приятно, поскольку заряжало энергией всю команду. Но после локаута настроение публики изменилось. Мы изо всех сил стараемся вернуть фанов на трибуны, стереть из их памяти негатив хоккейного межвременья. В прошлом сезоне не вышло - "Айлендерс" не получили путевки в плей-офф и навлекли на себя очередную волну отрицательных эмоций.

- Как новый тренер клуба Тед Нолан изменил вашу игру?

- Он оказал влияние не только на меня, но и на всю команду. Тед великолепно умеет настроить на матч и интенсивно внедряет новые системы. Он знает, как наилучшим образом использовать каждого хоккеиста, тонко чувствует подопечных. Крайне важно, чтобы тебе дали отдохнуть, когда ты в этом особенно нуждаешься, и выпустили на лед, когда это необходимо.

- Судя по личным статистическим показателям, вас можно назвать успешным хоккеистом. Однако до сих пор Яшин выиграл лишь одну серию плей-офф (в 1998 году с "Оттавой")... В чем причина кубковых провалов ваших команд?

- Чтобы добиться успеха, нужно много работать. Успех не приходит сам по себе. Я знаю некоторых ребят, которые в первый же год попали в хорошие команды, вроде "Детройта", и с ходу завоевали Кубок Стэнли. Этого не случилось со мной, потому что судьба забросила в клуб, обосновавшийся на последнем месте. В моем дебютном сезоне "Оттава" набрала 28 очков за чемпионат, но, в конце концов, выросла в одну из лучших дружин лиги. Меня обменяли в "Айлендерс", когда "островитяне" также замыкали турнирную таблицу. Все сложилось удачно, и мы пробились в плей-офф. Нужно время, чтобы создать великую команду, готовую сражаться за Кубок Стэнли. Превращение не происходит за одну ночь. Остается надеяться, что "Айлендерс" устремится к трофею семимильными шагами.

- Вы женаты на бывшей фотомодели Кэрол Олт. Как проходила ваша свадьба?

- Мы не женаты (смеется). Мы уже много времени вместе, но до сих пор не женаты.

- Правда? Однако газеты писали о вашей свадьбе...

- Да что вы? (Смеется). Прекрасно. Верьте мне, а не газетам: мы не женаты.

- Есть какие-то планы в этом направлении?

- Нет, ничего серьезного. Мы счастливы в сложившейся ситуации. Она чувствует себя счастливой, и я рад быть с нею. Все остальное не имеет значения.

- Она помогает в вашей хоккейной карьере?

- Иногда дает советы, поскольку ее модельная и кино-карьера очень схожи с хоккейным бизнесом. Она отлично понимает, что люди чрезвычайно пристально следят за тем, что и как мы делаем. Не понаслышке знакома с постоянными разъездами и калейдоскопом встречающихся на пути характеров. Есть много общего во всем развлекательном бизнесе, правила жизни везде одинаковы, законы общения те же. Поэтому, когда оказываюсь в тяжелой ситуации или сталкиваюсь с непростым вопросом, обращаюсь за советом к Кэрол.

- А об игре она много знает?

- Кэрол понимает хоккей, разбирается в его нюансах. Она следит за ледовыми баталиями довольно долго. Конечно, сама не играет, однако ее мнение в качестве стороннего наблюдателя почти всегда оказывается верным.