7 мин.

Стресс не играет в хоккей

Болельщики приходят на хоккей, чтобы болеть. Одни — патриотизмом ("команда, без которой нам не жить"), другие — искусством (красавцы-голы великих мастеров), третьи — стрессом, свойственным жанру реалити-шоу. Если любимая дружина проигрывает, если великих мало, а забавы в перерывах надоели, самое время для выхода критической массы адреналина. Честная драка с обоюдного согласия — хорошее средство от скуки, самой страшной болезни современного хоккея.

Классика жанра

Хоккей в Америке, на первый взгляд, идет в последнее время двумя противоположными дорогами. С одной стороны, нещадно искореняются зацепы и мелкий фол. С другой —  растет (почти вдвое в сравнении с предыдущим сезоном) количество драк. Но на самом-то деле путь один — борьба за  зрительский интерес, то есть за дополнительную прибыль.

Все меньшим спросом пользуются неуклюжие громилы, ставящие блоки и продавливающие борт. Все большим, наряду с искусными форвардами, — универсальные бойцы, способные влюбить в себя публику и, если потребуется, выполнить помимо основной работы клюшкой еще и  кулачную. Редкий уважающий себя клуб НХЛ не имеет в штате тафгая — "плохого парня", мастера ледовых побоищ. Ведь и на него приходит поглазеть каждый вечер лишняя тысяча-другая зрителей.

Североамериканские тафгаи подразделяются на "телохранителей" и "полицейских". Первые, как правило, выходят в составе с суперзвездами, не давая тех в обиду. Вторые берут инициативу на себя. Чистые "полицейские" как вид постепенно исчезают — народ не болеет за тех, кто проводит на льду по две-три минуты за матч. Им на смену приходят тафгаи играющие, которые намного популярнее игроков третьей и четвертой пятерок.

Дерутся эти парни красиво. Согласно негласному "кодексу копа", они синхронно с противником сбрасывают шлемы и перчатки. Одновременность ритуала обязательна, так как в правилах есть и понятие "провокатор". Ему полагается особое наказание, которое оставит команду в меньшинстве, следовательно, приветствоваться не может.

В шкуре "бульдога"

В АХЛ история вопроса еще веселее. Философия у тамошних хоккеистов проста: раз в основной состав не пробился — можно порезвиться всласть. Уговаривать, заставлять работать на тренировках там никто не станет. Менеджера положение дел и так устраивает. Американцы привыкли зарабатывать на всем. А если ввести строгие правила, как везде, это только оттолкнет зрителей. Они приходят посмотреть шоу. А что, если не драки, самое яркое зрелище в полупрофессиональном хоккее? Потому в АХЛ очень много стычек, грубости и хамства.

Бывшего московского динамовца Михаила ГРАБОВСКОГО, отправленного в Американскую хоккейную лигу через "Монреаль", тафгаем не назовешь. Однако, именно там, в "Гамильтоне", белорусскому легионеру пришлось примерить на себя шкуру "бульдога".

— В каждой команде есть "полицейский", нацеленный на драку, — рассказывает белорусский легионер. — Увидел стычку, сбросил перчатки — и в бой. Но уважающие себя таффы, как правило, договариваются. С кем попало они не заводятся, ищут соперников достойных. Давай? Давай! И понеслось. Порой стоишь на вбрасывании и понимаешь: смена не удалась. Проходит несколько секунд, и трибуны захлебываются от восторга: "Come on! Come on!"

У нас в команде один штатный "коп". Но это не означает, что остальным драться лень. Выясняют отношения все и при малейшей возможности. Могут и три на три, и пять на пять, и даже вратарей порой втягивают. Сначала было непривычно и неприятно. А сейчас уже без всплеска эмоций трудно матч представить. Особенно, когда игра тягучая и нудная. Но такое здесь бывает редко. Как по башке дадут — сразу проснешься.

— Сам-то дрался?

— Я не драчун. Но куда денешься? Пай-мальчикам здесь не место. Однажды уже ехал на смену, вдруг судья просвистел. Оборачиваюсь: четыре на пять! Естественно, вернулся, уравновесил — схватил противника за руку, повязал, так и простояли, пока все закончилось. Пару раз и за меня заступались. Однажды не по правилам сзади толкнули на борт. Лежу, а надо мной мой защитник по полной программе обидчика колотит.

— Чем различаются драки в АХЛ, НХЛ и суперлиге?

— В АХЛ больше разрешено. Судьи привыкли. Если игрок сбрасывает перчатки, то его никогда не удалят до конца матча. Пять минут штрафа, и все. Бывают потасовки, после которых вообще не удаляют. А в России сразу наказали бы полкоманды. В АХЛ драку постоянно ждут. Если началась – до падения на лед никогда не разнимают. И в России, быть может, в такой хоккей и поиграли бы. Но судьи стараются предотвратить потасовку заранее.

В НХЛ хамства меньше. Там играют взрослые люди, понимающие, что делают. Но и "полицейских" хватает. В Монреале есть такой Аарон Дауни. Перед играми он ходит в тренажерный зал. Ему говорят: "Что же ты делаешь? Нельзя". На что он отвечает: "Вы играете пятнадцать минут, а я — две. Штанга мне необходима, чтобы размяться". Он в первой игре вышел и отхватил по полной программе. Во второй — сотрясение мозга...

— Какая из драк тебе больше запомнилась?

— Как ни странно, не здешняя, а та, что случилась в Минске пяток лет назад. Тогда Белоруссия юношами с Польшей играла. С поляками всегда напряженные отношения на льду были. После того матча завязались "все на все". Минут двадцать месились. Судей-то трое, а бойцов больше сорока. Потом додумались: стали по одному драчуну из каждой команды в раздевалку отводить. У меня еще видео сохранилось. Боюсь здесь показывать...

Полицейская академия

Несмотря на отсутствие в Америке стационарных хоккейных школ (их заменяют путешествующие, как шапито, специализированные "кэмпы"), постоять за себя на льду там учат целенаправленно и с самого детства. Многие российские юноши, побывавшие в таких канадских лагерях, рассказывают, что до шайбы там иногда дотрагиваются много позже, нежели до чужих физиономий. Тренеры учат, и как майку на голову противнику натянуть, и куда свою от такого же приема спрятать, знакомят с "кодексом полицейского", разбирают на видео ошибки "копов"...

Хоккей в широком понимании не мыслим без стресса, ибо он являет зрелище, творить которое в Америке учат с раннего детства. Те, кто не дерется, либо невероятно талантливы, либо тренируются на заднем дворике своего дома...

Русский размер

Ныне в московском "Динамо" выступает Майк Бишай. Тот самый, который в 2002-м, в матче "Эдмонтона" против "Атланты", стал главным героем знаменитой драки стенка на стенку. В пылу азарта соперники забросили канадца на свою скамейку, но и там "нефтяник" не сдался, а устроил настоящий переполох. Майкл с удовольствием смакует тот эпизод:

— Замечательная заварушка, — вспоминает Бишай. — Я не тафгай, но, когда дерутся все, не могу стоять в стороне, обязательно ввяжусь. Даже не понял, как на чужой скамейке оказался. Кто-то меня туда втащил, но они об этом пожалели...

— Наверное, это тот самый момент, после которого просыпаешься знаменитым?

— Да, мы стали знаменитостями. Нас целую неделю по ящику крутили. И вообще, неплохой опыт. Уверен, еще пригодится. 

— Кого из русских тафгаев можете выделить?

— Каспарайтис — чудный малый! И Назаров хорош!

Удивительно, но у нас новые правила в закваске со старой школой пока не выводят хоккей на "большую дорогу". Потасовок и провокаций возникало немало, настоящих кулачных боев — раз, два и обчелся. Автор в нынешнем сезоне насчитал всего три, причем в двух тон задавал канадец Рид Симпсон. К руководству ФХР пришли люди, для которых в свое время устроить потасовку на льду было сродни потере комсомольского билета. Не их вина, что хоккей в коммунистические времена являлся идеологией, а не бизнесом. Однако новые правила в России стали трактовать однозначно — как возвращение к советским. И ни шага в сторону!

Все меньше и меньше моментов заставляют зрителей испытать всплеск эмоций, тот самый стресс, ради которого приходит на трибуны значительная часть болельщиков. Как следствие, трибуны на хоккее стали полупустыми. А на боксе, напротив, переполнены. Благо русские парни там доминируют. И эту тенденцию вряд ли удастся переломить, пока руководство хоккейных клубов считает, что бюджет делает спонсор, а не качество зрелища. Пока приоритетом служит идеология, но не интересы социума.

"Россия против грубости, Россия за результат". Быть может, большинство сочтет эту дорогу правильной. Но есть и иной путь: "Игра ради болельщика, а результат придет сам по себе". Уместить бы в русском размере канадские истины, давно постигнутые родоначальниками великой игры... 

Никита БЕРЕЖКОВ