6 мин.

5 удивительных поступков Вячеслава Фетисова

Открытый конфликт с Виктором Тихоновым и переезд в Национальную хоккейную лигу в 31-летнем возрасте

Сейчас такой вариант развития событий для хоккеиста в летах представить довольно трудно, однако за Фетисовым, которому пошел четвертый десяток, действительно охотилась команда из Нью-Джерси. Впрочем, «охотилась» в условиях еще окончательно не развалившегося СССР – это громко сказано. «Настойчиво интересовалась» – так будет вернее. Желание уехать из чемпионата Советского союза в манящую НХЛ никак не попадает под определение «неординарное» – тогда об этом мечтал каждый первый хоккеист, вне зависимости от цифр в паспорте. Другое дело, на что пришлось пойти Фетисову, чтобы его отпустили из ЦСКА.

В 1988 году, несмотря на приезд Лу Ламорелло в Москву, желание «Совинтерспорта» получить как можно большую выгоду от перехода игрока в «Нью-Джерси» и рвение самого защитника попробовать себя в НХЛ, Вячеслава Фетисова всеми правдами и неправдами удерживали в клубе. Позже в своей книге «Овертайм» он напишет: «больших денег лишил Виктор Васильевич родину, очень больших».

После года неудачных попыток абсолютно законно перейти в «Нью-Джерси» защитник ЦСКА дает знаменитое интервью «Московскому комсомольцу»: «Мы для Тихонова – ледовые роботы, но мы-то – люди со своими радостями, горестями, переживаниями, заботами… Я – крепкий человек, но больше не могу все это видеть. Устал от диктатуры Тихонова, из-за которой в команде нездоровая обстановка. И не хочу больше играть у тренера, которому не доверяю!». За эти слова, которые приравнивались чуть ли не к измене родине, игрока отчислили из команды, но из армии не уволили – майор Фетисов сменил спортивный костюм на военную форму и нес службу дежурным в отделе спортигр ЦСКА. Чтобы держать себя в тонусе, тренировался и играл за любительскую команду карандашной фабрики «Сакко и Ванцетти».

У Фетисова было несколько возможностей сбежать – как это сделали Федоров и Могильный, но защитник пошел на принцип. Ему грозили ссылками на службу в северные регионы и сулили погоны полковника – все ради того, чтобы он не уезжал. Даже «аморалку» приписали, при этом «отмутузив» известного хоккеиста. Многие бы сдались, однако защитник оборонялся до конца. К чемпионату мира 1989 года его вернули в команду, а после программы «Взгляд» и очередного золота первенства мира все-таки уволили из армии. Летом его выпустили из страны. Это если вкратце.

Согласие возглавить сборную России на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити

Большой вопрос – стоило ли Вячеславу Фетисову говорить «Да» на такое заманчивое предложение президента страны. Если посмотреть на амбиции легендарного в прошлом защитника и на пост человека, предлагающего возглавить сборную, то двух ответов тут быть не может. Но если же трезво оценить свои возможности…

После двух Кубков Стэнли с «Детройтом» и завершения игровой карьеры Фетисов вернулся в Нью-Джерси, где стал помощником Робби Фторека, а затем сменившего его Ларри Робинсона. Безусловно, четыре сезона в роли ассистента – приличный опыт, но вряд ли достаточный для того, чтобы возглавить сборную, претендующую на золотые медали Олимпиады.

У Фетисова было на тот момент все, чтобы стать отличным генеральным менеджером российской команды в Солт-Лейк-Сити – его авторитет для российских энхаэловцев был неприкасаемым. Но вот нагрузка в виде должности главного тренера была явно лишней. Россияне взяли на тех Олимпийских играх бронзу, но какого-то цельного впечатления от своей игры не оставили.

Через некоторое время Вячеслав Фетисов снова скажет «Да» Владимиру Путину и возглавит Госкомспорт, чем окончательно поставит крест на своей тренерской карьере. Тоже весьма неординарный поступок, с учетом того, что Фетисов не скрывал свой интерес к тренерской работе, а клубы НХЛ были готовы дать ему возможность реализовать себя на лавке.

Возвращение на лед в 51-летнем возрасте

Как бы кто не относился к Вячеславу Фетисову, но его решение выйти на лед в официальном матче КХЛ приветствовали многие. Некоторые, конечно, плевались, называя это дешевым пиаром, но при этом все равно внимательно смотрели.

«Говоря о том, что Куляш выбыл на две недели, я предложил Фетисову сыграть. Это не шутка. Фетисов играет со СКА. Он может играть, если необходимый юридический и технический регламент будет соблюден», – на лице Сергея Немчинова после матча с «Атлантом» не было и намека на улыбку, но все равно создавалось ощущение, что сейчас тренер ЦСКА заразительно засмеется и скажет «Как я вас разыграл!». Не засмеялся. Не сказал.

В том декабрьском матче президент армейского клуба провел всего 11 смен, что во временном эквиваленте равнялось 8 минутам. Но таких эмоций после этого болельщикам не подарила ни одна игра в чемпионате. Не каждый день дается возможность вернуться на много лет назад.

Неважно, какие цели преследовал армейский клуб, выпуская на лед легенду советского хоккея, но та игра войдет как в историю, так и в память многих болельщиков. И совсем уж не стоит вспоминать, что показатель полезности Фетисова в послематчевом протоколе был отрицательным.

Ставка на Сергея Немчинова как на главного тренера и генменеджера ЦСКА

«Немчинов – слабый тренер, слабый менеджер, слабый человек. Я уверен, что у него никаких перспектив нет», – недавние слова Вячеслава Фетисова звучали бы не так странно, если бы не он приглашал бывшего тренера молодежной сборной возглавить ЦСКА.

А ведь еще три года назад Фетисов рассуждал о перспективности специалиста, два года назад о периоде становления и отсутствии претензий к Немчинову, прошлым летом – о старании бывшего главного тренера. Президент ЦСКА действительно дал карт-бланш Сергею Немчинову, хотя было заметно, что он не справляется с двумя постами одновременно. Но Фетисов верил до последнего и этим кредитом доверия подставлял под удар и себя.

Разногласия между президентом и генменеджером начались не сегодня и даже не вчера. Что произошло в армейском клубе в нынешнем сезоне можно только догадываться.

Заявление об уходе из хоккея на пресс-конференции перед Матчем звезд КХЛ

Конечно, можно было надеяться, что Матч всех звезд получится интересным, но что «бомбить» начнут уже на пресс-конференции – не ожидал никто, даже президент лиги Александр Медведев. После заявления Фетисова «оглушенный» руководитель КХЛ еще несколько минут приходил в себя, попутно рассказывая про швейцарский «Хельветикс» и отвечая на другие малоинтересные в тот момент вопросы.

Что конкретно побудило Вячеслава Фетисова к такому решению – полный ответ на этот вопрос мы узнаем, видимо, не сразу. А может и вообще не узнаем. Конфликт с менеджментом команды, новыми спонсорами или же вмешательство почетного президента в дела основного президента – гадания, конечно, дело интересное, но по сути своей бесконечное.

Любопытен и шаг Вячеслава Фетисова покинуть пост в руководстве КХЛ. Возможно, это делалось с расчетом на то, чтобы менеджмент ЦСКА не мог обвинить лигу и конкретно Фетисова в предвзятом отношении к армейской команде. Ну или чтобы, по крайней мере, так смотрелось со стороны. Возможно, на то и другие причины.

После девяти лет в российском спорте Вячеслав Фетисов остался «вне игры». За эти годы он дал много поводов говорить о себе как в положительных, так и отрицательных тонах. У него было предостаточно пустых разговоров и обещаний, но при этом хватало и выполненных дел (создание RusADA, продвижение идеи организации КХЛ). После завершения игровой карьеры Фетисов стал довольно неоднозначной для российского спорта, но все-таки личностью, имеющей определенный «вес». Что будет после ухода из хоккея вообще? И действительно будет ли этот уход? Как бы оно ни было, но без его неординарных поступков и резких интервью будет гораздо скучнее.