«Еще Брежнев мечтал, чтобы «Формула-1» пришла в СССР». Как открывали автодром в Сочи
Владислав Воронин проехал по первой российской трассе «Формулы-1» и делится впечатлениями.
Трассу «Формулы-1» в Сочи охраняют почти так же трепетно и страстно, как Олимпиаду. На КПП сумки досматривают со строгостью сотрудников аэропорта. Затем нужно доказывать, что фотоаппараты действительно работают как фотоаппараты, а не служат маскировкой для какой-то опасной электроники. Обойти эти процедуры не получится: подъезды к трибунам и трассе огорожены специальным забором. Это уже привычная картина для Сочи: после Олимпиады здесь сохранилось множество заборов – то сетчатых, то сплошных металлических.
Первым делом при попадании на «Сочи Автодром» видишь 16 центров, в которых будет бурлить вся жизнь команд «Формулы-1». Ими здесь особенно гордятся: каждый центр – отдельное небольшое здание, а не передвижные пространства, как на многих этапах.
Напротив командных центров – боксы, которые закрыты от посторонних глаз. Открыта только одна дверь, но внутри этого бокса абсолютно пусто: сохнет краска, нанесенная на пол.
Когда проходишь длинную цепочку из более чем 30 боксов, упираешься в главный корпус автодрома: здесь размещены комнаты стюардов и центр управления гонкой – место, где следят за всем, что происходит на трассе, и в случае чего принимают важные решения – вплоть до остановки гонки. Центр управления – это 50 экранов, на которые выводится изображение со всех камер, охватывающих гоночный трек, пульт, контролирующий все светофоры, много микрофонов для связи с другими сотрудниками. Камеры на трассе настолько мощные (каждая двигается на 360 градусов по горизонтали), что при приближении можно разглядеть не то что детали болида – даже украшение на шее какой-нибудь болельщицы на трибуне.
День открытия автодрома – тот исключительный момент, когда куча людей может свободно передвигаться по стартовому отрезку трассы и никто из-за этого не ругается – в остальные дни к покрытию относятся более бережно. Дело в том, что третий слой асфальта (первые два сделаны по обычным российским стандартам) содержит специальные полимерные добавки, которые обеспечивают качественное сцепление автомобиля с треком. Со временем этот слой уже не дает нужного сцепления, поэтому его нужно беречь. Стандартный срок службы – 4 года.
Неподалеку от стартовой решетки установили целую сцену, с которой на церемонии открытия вещал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Как это принято у первых лиц России, Ткачев опоздал на час – все это время публика развлекалась с помощью Виталия Петрова. Заехав на трассу на мерседесе, он вышел к публике в белой рубашке с рекламой спонсоров на груди и тут же привлек к себе все внимание. В следующие 30 минут Петров работал фотомоделью и подарил свою улыбку не одному десятку инстаграмов.
– Я утром в первый раз проехал по трассе, – делился впечатлениями Виталий. – Она очень сложная, очень много интересных поворотов с отрицательным уклоном. Ехал даже аккуратно: не хотелось происшествий. Трасса немножко напомнила Валенсию, потом – Сингапур. Но таких интересных и отрицательных уклонов нигде не видел. Это что-то новенькое для «Формулы-1».
– Погонять уже удалось?
– Да я пока не старался. Главное – изучить трассу, ведь придется катать гостей. Медленно проехал, не развивал высокие скорости. Могу потом попробовать.
Когда Ткачев все же приехал на «Сочи Автодром», над городом впервые за сутки появилось палящее солнце. Все вокруг стало светлым.
– Вот и настал тот день, который мы ждали больше пяти лет. Именно тогда пришла первая идея построить здесь гоночный автодром. Это мечта не одного поколения, не одного руководителя страны. Еще Леонид Ильич Брежнев мечтал, чтобы «Формула-1» пришла в СССР. Проходили годы, что-то мешало. Но Олимпийские игры во многом сподвигли нас к созданию автодрома, – сказал Ткачев.
Промоутер Гран-при России Воробьев даже увидел в создании «Сочи Автодрома» серьезную миссию.
– «Сочи Автодром» поможет сделать автоспорт частью российской культуры. Тем самым мы сделаем частью нашей культуры и безопасность дорожного движения, потому что автоспорт – это один из тех кирпичиков, на которых строится культура вождения.
Губернатор Ткачев разделил этот оптимизм, намекая на то, что в перспективе «Формула-1» может стать для Сочи даже более важным проектом, чем Олимпийские игры.
– Олимпиады приходят и уходят. Мы понимали, что надо создавать проекты, которые работали бы круглогодично, десятилетиями. Было много споров, где же строить трассу: прямо в олимпийском парке или, может быть, немножко в стороне. Принимая это решение, мы понимали, что гонка пройдет между спортивными дворцами, рядом с морем. Такого нет нигде в мире. По дизайну, архитектурному облику и красоте это будет Формула номер один в мире.
После торжественной речи Ткачев покинул сцену и сел в мерседес с Виталием Петровым – правда, не на пассажирское место, что было бы логично, а на водительское. То есть губернатор отправился катать бывшего гонщика «Формулы-1»...
После круга с чиновником Петров все же пересел на водительское кресло и отправился катать гостей церемонии вместе с другими гонщиками. Пара вопросов «Кто хочет в машину Петрова?» создала серьезную очередь – даже на двухместный болид и красную Феррари претендентов было меньше. Примерно через час быстрой езды Петров столкнулся с проблемами: резкие и частые торможения окончательно убили колодки, веселье пришлось закончить.
Мне не удалось протестировать трассу вместе с Петровым, но даже на Volkswagen из серии кольцевых гонок получилось прочувствовать всю резкость поворотов сочинской трассы. Надеюсь, серьезные любители автоспорта простят меня за попсовую мысль, но когда смотришь гонки по телевизору, повороты кажутся более-менее плавными и аккуратными. Когда я впервые сел в гоночный автомобиль, понял, что, наверное, еще никогда так не ошибался.
Даже туго привязанный несколькими ремнями, вжатый в спинку кресла, всего-то на скорости 150 км/ч, чувствуешь, как сильно разворачивает машину на том длинном третьем повороте, отрицательные уклоны которого описывал Петров. В какой-то момент сложилось ощущение, что машина движется как бы боком, словно скользит на льду. Но это, конечно, не так – просто иначе вписаться в поворот не удастся, без резких перемещений здесь никак.
Почувствовав себя чуть-чуть Себастьяном Феттелем, который недавно первым из гонщиков «Формулы-1» протестировал трассу, могу честно сказать: пролетать на высокой скорости мимо красивых объектов Олимпиады – очень круто.
Даже немного завидно отважным мужчинам из мира гонок.
Ну Формула уже практически пришла, да и СССР похоже на подходе))
---
Вот эта часть больше всего понравилась.
Очевидно, получилась скоростная.
Ну а по прикидкам Уайтинга и обгонная: помимо двух зон DRS еще три обгонных поворота.
Так что всем адекватным поклонникам гонок желаю интересных просмотров.
Ну и то, что круглогодичный гоночный трек будет доступен для гонок - огромный плюс.
Мне уже страшно за асфальт трассы) Сколько раз же его менять будут?