Don’t step on my suedes! - «Эй! Не наступай на мои синие замшевые туфли!»
Если бы Карл Перкинс жил в Средние века и носил туфли, как у кавалера на картинке, выполнить просьбу из его бессмертного хита про синие замшевые туфли было бы очень проблематично любой "киске", согласитесь.

Шляпы мы уже обсудили, но одной шляпой не обойтись - не пойдешь же в шляпе, но босиком?
У обуви не менее древняя и потрясающая история, чем у шляп, но здесь поделюсь ( в темпе presto) только теми сведениями, которые меня и в самом деле поразили.
В эпоху Средневековья особенно интересны пулены - туфли с длинными, загнутыми вверх носами, которые часто украшались колокольчиками или бубенцами. Французский король Филипп IV даже издал специальный закон, согласно которому вся знать должна была носить только такую обувь. В XIV веке длина туфель демонстрировала знатность их владельца: нос туфель возрастал по длине в зависимости от ранга. Чтобы ходить было удобно и не спотыкаться, очень длинные носы привязывали загнутый кончик туфли к ноге бечевкой. Такая форма носов туфель сохранялась даже в доспехах.
Вот как они умудрялись в "этом" ходить и даже воевать?

Кстати - в Париже издается закон, запрещающий носить обувь с длинными носами, однако члены Королевской семьи могли носить такую обувь, она являлась предметом зависти, отсюда и пошло выражение «Жить на широкую ногу»
Дальше - больше! Каблуки придуманы для мэнов - вы знали?
Туфли с каблуками использовались во время верховой езды - каблук удерживал ногу в стремени, но при спешивании он проваливался в землю, что было очень неудобно. Поэтому, для защиты каблука и удобства на обувь надевалась отдельная подошва. Ее особенностью было то, что при ходьбе она стучала о каблук, тем не менее именно мужчины довольно долго были единственными, кто носил обувь на каблуках.
Ну, вот хотя бы здесь посмотрите - тут даже не средние века

В XVII веке, в эпоху барокко в моду вошли каблуки и банты на туфлях. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, — на подъёме, другой, поменьше — около носка). Но во всех прочих случаях жизни они предпочитали ботфорты — высокие сапоги с квадратными носами, голенища которых заканчивались широкими раструбами. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами — своеобразными гамашами и вверху отделывали тонкими кружевами.
(Ах, ну конечно - Марлезонский балет, вспомнил!)

Своего предела высота подошвы и каблуков достигла в XVII веке, в годы правления Людовика XIV (считается, что король, будучи небольшого роста, ввёл моду на высокие каблуки намеренно, чтобы казаться выше). Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.

( Что-то Король-Солнце страшненький какой-то был на самом деле. И что там так Лавальер за ним убивалась? И ведь не только она... Красные каблуки - это уж полный апофегей :)
Больше всего поразила обувь куртизанок в Венеции. Ничего такого не подумайте, но похоже мода у дам сделала очередной экскурс в прошлое. Это я за платформы...
А вот откуда они появились? Одни говорят, что в Китае. Там храбрая красавица придумала, как пройти по болотам и застать врасплох вражескую армию - так гласит легенда . Набили на подошвы такие вот "зубы" и вперед - по-воду, как посуху.
Выглядела эта новация примерно так - в парадном варианте

Но в Венеции!!! В Венеции, в отличие от Китая, женские ножки не считалась главным символом красоты, но приличная дама тоже не должна была выставлять их напоказ, поэтому даже самая дорогая и красивая обувь всегда была прикрыта подолом платья.
Богатые куртизанки, в отличие от продажных женщин более низких сословий, хотели, чтобы их принимали за честных женщин ( "Честная куртизанка " фильм, помните?), а потому часто одевались и обувались, как замужние женщины или вдовы. И они могли это себе позволить, поскольку зарабатывали не меньше, а то и больше венецианских купцов. Венеция периода Возрождения – это крупный финансовый, торговый центр, куда со всех сторон стекаются самые лучшие, самые редкие, самые экзотические товары.
Возможно, тем же путем сюда прибывает и обувь, подобная маньчжурской женской обуви. В Венеции туфли на высокой платформе называли цокколи (zoccoli) – по звуку, который они издавали при ходьбе: «цок-цок».

А эти вообще невероятной красоты и богатства

Понятно, что самостоятельно ходить на подобных «ходулях» женщинам было трудно, и их приходилось поддерживать под руки при ходьбе по улицам.
Особенно на таких

А по-другим сведениям такие "тупли" были в Испании... их и сейчас кое-где носят.
"Одновременно с Венецией цокколи появились и в Испании. Испанская женская мода тех лет подразумевала отсутствие намека на грудь – она бинтовалась и сдавливалась корсетами. С одной стороны это объяснялось аскетизмом католической церкви, с другой, вероятно, богатые испанки не желали быть похожими на венецианских шлюх, время от времени заражавших их неверных мужей загадочной болезнью (!) А потому цокколи тут не предмет роскоши, а удобная, чаще всего деревенская обувь, спасающая от луж и грязи. Да и называлась она не цокколи, а chapín (также имитация звука, издававшегося при ходьбе).
Поскольку в английский язык эта обувь попала под названием «chopine» испанцы утверждают, что именно они, а вовсе не маньчжуры, тем более, не венецианцы, придумали обувь на платформе. Сегодня в музеях обуви около венецианских цокколи, как правило, стоит табличка с надписью «chopines»

Кстати, выражение «чапать», так же связывают с характерным звуком «чап-чап» при ходьбе по воде и грязи. Как и цокколи, чапины делали из разных материалов – целиком из дерева или из дерева и кожи, но носили их и мужчины, и женщины. В каждой отдельной области они имели свои особенности, свою резьбу-украшение, свою форму носка и свои местные названия.
К примеру, в Кантабрии их называли альбарка (albarca) - альбарки тут носят по сей день и даже ставят им памятники.

В общем история модной обуви очень поучительна и богата на события. Неудивительно, что обувь воспевали в прямом смысле - здесь сапог и вовсе "живой" и даже влюбленный:
Агузарова и её "Желтые ботинки"
Сапожников не забудем
Теперь мы можем понять парня, который так заботился о своих синих туфлях из замши.
«Blue Suede Shoes» была четвёртой песней, записанной Карлом Перкинсом, его первым хитом и коронным номером. С отличным танцевальным ритмом, чистой и энергичной гитарой и насмешливо-серьёзным текстом, она стала образцом подросткового ощущения в роке, образцом вызывающей самонадеянности. Песня стала легендарной в истории рок-н-ролла и принесла Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, его огромную популярность и славу.
Замысел будущего хита родился во время гастролей в штате Арканзас, где Перкинс услышал, как парень сказал своей девушке: «Эй, не наступай на мои синие замшевые туфли» (англ. Don’t step on my suedes). Эта броская фраза стала рефреном песни «Blue Suede Shoes» и ценность замшевых туфель приобрела уж совсем глобальные масштабы.
«Blue Suede Shoes» была первой песней кантри, преуспевшей в музыкальных хит-парадах ритм-энд-блюза и поп-музыки.
Разумеется, на свой лад её немедленно спел Элвис Пресли
Уже позже - The Beatles (вместе)
...и Джон Леннон - отдельно ( концерт в Торронто)
Осталось добавить, что хит «Blue Suede Shoes» был отмечен одной из 500 песен, формирующих рок-н-ролл,выбранных Залом славы рок-н-ролла.
И посмотрите, как приспособил разную обувь художник Андрей Верещагин, чьи картины я уже ставил на "обложку" и не только...

Ботфорты

"Пирамида дураков" тоже интересная...

Sunday, friends :)

я и не догадывался! Это больше всего запомнилось и понравилось в данной интересной статье.
Ботфорты - шикарная обувь) "Я старомоден, как ботфорт, на палубе ракетоносца" :)
Хороший пост. Спасибо)
Может не все леди успевали засунуть тупли подальше ДО того, если эсквайры попадались нетерпеливые?
Факт тот, что полюбэ разницу в росте у алтаря и уже в неглиже любой дурак заметит)
Ааа..приличные венецианки не имели права выходить на улицу без маски, а куртизанки - напротив - должны были ходить с открытым лицом.
Да в общем, обладая приличным словарным запасом можно обсудить любую щекотливую тему без ущерба как для своей, так и чужой репутации :)
Кстати тот фильм я видел и, ещё тогда поразился, глядя на мучения юной Вероники, когда она училась ходить на этих чудовищных ходулях.
Спасибо, столько всего интересного узнала.
-------------------------------------
Так Луиза де ла Бом ле Блан де Лавальер, была ослеплена просто тем, что он король Франции, a она имела честь быть при дворе, а уж когда он сам обратил на неё, хромоножку, внимание совсем голову потеряла, бедный Рауль!
Спасибо, мне очень понравился ваш рассказ!
Не венецианки, а камикадзе какие-то ;) Это ж как устоять на таких "ходулях" даже при поддерживании "любящей" руки?! До чего же любовь доводит!!
Кого мы видим, кого мы слышим...кого мы лицезреем!
На этот раз версия Пресли мне больше понравилась )
А так - её кто только не пел )
Их и запретили как раз из-за того, что венецианки, незнакомые с чувством меры, носили платформы в 50 см высотой и часто падали, чем понижали рождаемость.
В Англии, новоиспеченный муж мог подать на развод, если в первую же ночь обнаруживал, что невеста совсем не того роста, как он думал, как только она снимала такие тупли :))