12 мин.

Мэтт Ле Тиссье: одно из явлений футбола 90-х

2005 год. Когда я был учеником пятого класса, моя жизнь была полна простых, но невероятно значимых моментов. Каждое утро начиналось с секции вольной борьбы, где я учился не только физической силе, но и духу конкуренции. После изнурительных тренировок я всегда заходил к маме на работу во вневедомственную охрану. Это было как маленькое убежище, где я мог отдохнуть и восстановить силы, пить чай делиться с ней своими моментами судьбы.

Мама работала в охране, и я любил проводить время у нее в кабинете. Там стоял старый компьютер с процессором Pentium 3, который стал для меня настоящим окном в мир технологий и развлечений. Я помню, как с удовольствием сидел за клавиатурой, стуча по кнопкам и пробуя различные коды для игры — Grand Theft Auto: San Andreas. Каждый раз, вводя код на получение оружия professionaltools, я чувствовал себя настоящим геймером.

Но в тот период в здании вневедомственной охраны произошло нечто замечательное: местный индивидуальный предприниматель открыл салон дисков для DVD. Это событие произвело на меня огромное впечатление. Я всегда любил фильмы и игры, и теперь у меня появилась возможность расширить свои горизонты. Помню, как мне удалось выпросить у мамы 120 рублей, и я, полный энтузиазма, пошел с соседским товарищем Максимом Посталовским в этот магазин.

Выбор дисков был потрясающим. Я помню, как Максим выбрал диск с аниме «Евангелион», а я, тогда уже проявляя свою растущую любовь к футболу, решив взять диск с названием «Лучшие голы Английской Премьер Лиги первого десятилетия». Это был мой первый шаг в мир профессионального футбола, который вскоре завладел моим сердцем.

Когда я вернулся домой, я с нетерпением вставил диск в компьютер и начал просмотр. С каждым новым моментом, который я видел на экране, я погружался все глубже в мир английского футбола. Я познакомился с такими легендами, как Энди Коул, Лес Фердинанд и Алан Ширер. Каждый из этих игроков оставил свой след в истории футбола, но один из них особенно запал мне в душу — это был Мэтт Ле Тиссье, нападающий скромного «Саутгемптона».

Мэтт выглядел как плюшевый мишка, с небольшим избыточным весом, и, возможно, именно это сделало его таким близким и понятным для меня. Его стиль игры был уникален — он не был типичным нападающим, но умел забивать потрясающие голы. Я помню, как просто сидел и смотрел его голы, не веря, что такой игрок мог существовать. Его техника, его чувства и его способность находить момент, чтобы забить — все это было просто невероятно. Ле Тиссье стал для меня символом того, что даже не самые «грандиозные» клубы могут воспитать настоящие футбольные таланты. Забавно, но легенда «Барселоны» Хави, также фанател от этого игрока. Он смотрел матчи с участием Ле Тиссье по испанскому телевидению и восхищался его игрой. Это только добавляло мне уверенности в том, что я выбрал правильную цель для просмотра. Мне было приятно осознавать, что даже в разных уголках мира футбольные страсти могут объединять людей, вызывая такие же эмоции и переживания.

С тех самых пор, увлеченность футболом стала для меня не просто хобби, а настоящей страстью. Я стал следить за матчами, читать о тактиках команд и их игроках. Каждый матч, каждое обсуждение с друзьями или одноклассниками становились частями моей жизни, которые я бережно хранил в своей памяти. Учитывая изложенное, я бы хотел сегодня поговорить об одном из первых моих путеводителей в мир футбола – Мэтте Ле Тиссье. Этого игрока часто называют самым большим потерянным талантом английского футбола последнего тридцатилетия. Он сыграл всего 8 матчей в сборной Англии, не завоевал ни одной медали, ни одного кубка. Но он смог добиться того, что не под силу многим более титулованным игрокам – он стал Богом для болельщиков. Скромного, но очень симпатичного клуба «Саутгемптон». Как вы могли догадаться, речь пойдет о легенде «святых» – Мэтте Ле Тиссье.

Мэтт родился в очень интересном месте – на острове Гэрнси (Нормандские острова). Именно поэтому он обладает такой редкой в Англии французской фамилией. В принципе, эти острова находятся ближе к Франции, чем к Великобритании. Они не входят в состав Королевства, но все же зависят от англичан. Еще играя в Гэрнси за «Вейл Рекреэйш», Мэтт творил чудеса, регулярно забивая после штрафных и даже угловых ударов. В 1985 году он попал в «Саутгемптон» транзитом через «Оксфорд» (приехал на просмотр, но что-то не срослось). В этом городе на южном побережье Великобритании Мэтту понравилось все – стадион, болельщики, сам Саутгемптон. Эта команда никогда особо не блистала – единственный трофей – Кубок Англии, был выигран «святыми» в 1976 году. Главной задачей на сезон было сохранение прописки в высшем дивизионе. И «Саутгемптон», не без помощи Мэтта, ходил по лезвию ножа 27 лет, постоянно спасаясь от вылета. Мэтт заиграл сразу же и стал ключевым игроком команды на позиции атакующего полузащитника. Его сумасшедшей силы удар стал главным оружием «святых» на долгие годы. Забивал Мэтт очень много, особенно, для атакующего полузащитника. Он бил пенальти фактически без шансов для вратарей. Всего из 49 одиннадцатиметровых ударов он реализовал 48. Поразительная точность и сила удара. Мяч летит точнехонько в угол, едва не разрывая сетку ворот. В сезоне 1993/94 он забил 30 (!) мячей, больше, чем вся остальная команда. А в других сезонах начала 90–х он забивал 20 и более мячей.

Не хотелось бы перенасыщать статью статистикой, ибо этот человек дорог болельщикам, не потому, что он забивал много мячей, а потому, что он творил на поле Чудеса с большой буквы. Всего в 443 матчах за «Саутгемтон» он забил 162 мяча. Вероятно, эти цифры более чем красноречиво скажут о его роли для вечного борца за выживание. Прочитайте еще раз и сравните с показателями современных бомбардиров английской Премьер-Лиги. Для сравнения – бывший партнер Мэтта по «Саутгемптону» – Алан Ширер забил в 559 матчах 283 гола. На позиции нападающего, при том, что вся команда работала на него, и играл он отнюдь не в стане аутсайдера, а был ключевым игроком сборной Англии. Мне же хочется рассказать о другом. Мэтт был невероятно талантлив. При всей своей нескладной фигуре, он обладал чудесной техникой. Когда он начинал возиться с мячом, сначала казалось, что это «слон в посудной лавке». Но уже через пару секунд зрители видели «танцующего медведя». Опекать такого игрока – дело бессмысленное. Ну что может защитник сделать с таким амбалом, который в любой момент может его накрутить, оббежать, обмануть? Тем более, что Мэтту не нужно было для того, чтобы создать угрозу, даже входить в штрафную!

Однажды он забил гол своему лучшему другу – вратарю «Блэкберна» Тиму Флауэрсу с 40 метров. Такие тандерболты были для Мэтта привычным делом. Самое интересное, что лучше всего ему удавались удары по движущемуся мячу, а самые эффектные свои голы он забил, подбросив мяч коленом и с ходу ввалив в девятку. Сегодняшние мастера дальних ударов, штрафных без остановки шлифуют свое мастерство на тренировках. Мэтту такой дар был дан свыше. Он не любил тренироваться, не любил бегать, отбирать мяч. Он был футбольным лентяем. Но боже, каким же он был божественным лентяем! Мэтт был напрочь лишен каких-либо амбиций. Возможно, поэтому он провел всю свою долгую карьеру в одном клубе и клубе самом что ни на есть простецком. Его приглашали «Манчестер» и «Милан», «Челси» и «Тоттенхэм». С последним клубом он даже подписал контракт, но потом, подумав, разорвал его и остался в «Саутгемптоне». Говорят, что не хотела покидать приморский город его жена, но это не более, чем догадки. Le God не выиграл ничего, но при этом никто не поставит под сомнение его величие. Тренеры не способны были поставить его в определенные рамки, потому что его футбол был непредсказуемым и непрогнозируемым. Именно поэтому он так и не смог заиграть в сборной. Менялись тренеры, но никто не желал рискнуть и довериться Ле Тиссье. Его талант так и остался уникальным даром болельщикам скромного «Саутгемптона». Его нельзя измерить, нельзя понять – им можно лишь восхищаться. Его талант не имел границ – он был абсолютным. Возможно, так случилось именно благодаря тому, что Мэтта не загоняли в узкие тактические схемы и не заставляли перестраиваться. Иначе он бы засох на скамейке запасных более амбициозного клуба.

Кто-то скажет, что Мэтт Ле Тиссье не более чем местный царек, игрок, который был востребован только в скромном клубе. Но поверьте, этого не скажет ни один из тех болельщиков, специалистов, которые видели его игру вживую. Его действия невозможно было просчитать. Он мог простоять весь матч, а в самом конце пробить по воротам и забить красивейший победный мяч. Его голы были постоянными гостями во всех хит-парадах и опросах (в десятке лучших голов АПЛ всех времен 3 гола Мэтта). Тот самый гол Флауэрсу, после которого Мэтт, наверное, получил не одну бутылку виски от Тима, был признан лучшим голом сезона 1993 года. Есть версия, что забил его Мэтт на спор. Она подтверждается самой процедурой празднования гола, когда Мэтт показал пальцем в сторону Флауэрса – вынимай. Игра Ле Тиссье нещадно критиковалась теми спецами, которые видят только бесконечное движение в течение 90 минут. Для них он был ленивым игроком с постоянным лишним весом. Возможно, многие команды Премьер-Лиги сейчас бы не отказались от такого игрока, который требовал бы парочку подносчиков снарядов, но при этом создавал бы «особую футбольную магию». Безусловно, игра Мэтта была бы невозможна без трудолюбивых помощников, таких как Френсис Бенали и Джейсон Додд – великолепные крайки «святых». Возможно те критики, которые, видя безусловный талант игрока, наставляли его на путь истинный, хотели, чтобы он стал еще лучше. Но вот в чем дело: вполне возможно, что Мэтт был так хорош именно в тех условиях, в которых он чувствовал себя комфортно, и став более «командным» игроком, он бы потерял все свои козыри.

Ле Тиссье так и не получил шанса стать всемирно известным. Даже находясь на пике формы, он не смог попасть в предварительный список «тридцати» на ЧМ-1998. Тем удивительнее, что не взял его Глен Ходдл, который сам пережил такое же неприятие своей манеры игры в 80-х. Так и остался для многих любителей футбола игрок, который без особых проблем сделал хет-трик в матче вторых сборных Англии и России, неизвестным. Он был не только великим забивалой, но и неплохим организатором игры – сколько его пасов стали результативными, сколько проходов в штрафную заканчивались взятием ворот или нарушением правил защитниками соперника! В самые ответственные моменты партнеры по команде знали, что делать – необходимо отдать пас на «Бога», а он уж разберется. Даже когда карьера Мэтта приближалась к закату, он был все равно полезен на поле. В сезоне 1998/99 за пару туров до конца «святые» прочно засели в зоне вылета. Шанс остаться был только один – выиграть в Лондоне у «Уимблдона», при том, что до этого «Саутгемптон» не мог выиграть на выезде в течение всего чемпионата. Игра катилась к нулевой ничьей, когда на 79-й минуте на поле вышел не совсем здоровый Мэтт, до этого из-за травм не игравший несколько недель. Первым же касанием «Бог» отдал голевой пас, а спустя несколько минут прямым ударом с углового решил исход встречи и судьбу «Саутгемптона» – «святые» в очередной раз сохранили прописку в Премьер-Лиге.

Свой последний матч Мэтт провел в сезоне 2001/02, оставив «святых» на 11 месте. После этого сыграл в двух матчах – один из которых был прощальным. Самолет компании Flybe, совершающий рейсы на Нормандские острова, назван именем Мэтта и имеет его изображение на борту. У него есть свой ночной клуб (который однажды попал на страницы газет из-за использования нелицензированных стриптизерш). Он самый уважаемый житель Саутгемптона. Для многих любителей английского футбола понятия «Саутгемптон» и Мэтт Ле Тиссье равнозначны. Мэтт Ле Тиссье – это «Саутгемптон». «Саутгемптон» – это Мэтт Ле Тиссье. «Бог» отдал всего себя скромнейшему клубу, болельщики, которого воздали ему за это сторицей. Никто ни о чем не жалеет. Безусловно, в наше время невозможен сам факт пребывания игрока такого уровня в клубе класса «Саутгемптона». И это грустно. Ибо футбольная романтика остается в истории. Таким образом, моя любовь к футболу зародилась в тот момент, когда я открыл диск «Лучшие голы Английской Премьер Лиги первого десятилетия» с невероятным Мэттом Ле Тиссье, которого лично я называю «одно из главных футбольных явлений 90х». Указанный период это было не просто знакомство с футболом, это было начало моего личного футбольного путешествия, которое продолжается до сих пор. Воспоминания о том времени, о том, как я с восторгом смотрел на экран, как мечтал о том, чтобы стать частью этого мира, остаются со мной и по сей день. Невозможно переоценить влияние таких моментов на формирование моей личности и моих интересов. Спасибо, частичка моего начального футбольного этапа – Мэтт Ле Тиссье.